Боевые корабли мира

Линкоры "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Бронирование.

Итальянские кораблестроители при проектировании дредноутов остались верны своему принципу приносить бронирование в жертву орудийной мощи и скорости. Общий вес брони составил всего 5150 т, или 22% от нормального водоизмещения — весьма низкий показатель для линкора. Впрочем, на 1908 год толщина брони кораблей типа “Чезаре” не уступала броневой защите большинства их современников и располагалась по классической схеме: самая толстая — по ватерлинии, уменьшаясь на каждом межпалубном пространстве до палубы полубака. Вертикальная броня была типа КС (крупповская цементированная) производства заводов Терни, а горизонтальная, распределенная тонкими слоями на нескольких палубах, по свойствам была аналогична британской HT-steel (High Tensile Steel -- так называемая сталь высокого сопротивления, современное название -- высокопрочная сталь), которая использовалась в основном как конструкционный материал. К тому же почти вся палубная броня “итальянцев” была двухслойной, и нижний слой выполнялся из обычной конструкционной итальянской стали, по качеству уступавшей даже HT-steel. Поставляли эту броню “Стил Компани” из Глазго и американские фирмы “Карнеги” и “Бетлехем”.

"Джулио Чезаре". Сечение по миделю с указанием толщины брони, обшивки и переборок.Главный броневой пояс по ватерлинии имел высоту 2,8 м, толщину 230-250 мм (на нижней кромке 170 мм) и проходил от барбета первой башни до барбета пятой. Его верхняя кромка, при нормальной нагрузке возвышающаяся над водой на 1,2 м, находилась на уровне плоской части нижней броневой палубы, скос которой соединялся с нижней кромкой пояса. Выше 250-мм брони — между нижней и главной палубами — борт на такой же длине был покрыт 220-мм плитами высотой 2,3 м, верхние кромки которых крепились к главной палубе. Еще выше проходили 130-мм пояс и каземат средней артиллерии с броней 110-130 мм. 250-мм и 220-мм пояса продолжались в нос 80-100-мм плитами, в корму — 120-130-мм, а их концы соединялись траверзными переборками толщиной 130мм.

Верхний 130-мм пояс проходил от барбета кормовой башни до форштевня, где утоньшался до 70 мм. Его кормовая переборка имела толщину 110 мм. Каземат проходил между барбетами второй и четвертой башен.

Носовая 305-мм башня линкора "Дуилио" ("Caio Duilio").Барбеты имели броню 230-240 мм над полубаком (над верхней палубой для пятой башни), причем более толстая находилась ближе к оконечностям. Части барбетов трех средних башен за броней каземата утоньшались до 120 мм, а вне каземата — до 220 мм. Носовой барбет на этом уровне имел толщину 240 мм с носа и 220 мм с кормы. Между верхней и главной палубами толщина барбетов составляла 120 мм, но переднюю часть носового довели до 130 мм (с носовых углов его защищала не 130-мм бортовая броня, а 70-мм), а в кормовой части второго оставили всего 110 мм, так как попадания туда считались маловероятными.

Сами башни несли 280-мм лобовую броню, 240-мм стенки и 85-мм крышу. Носовая рубка защищалась 280-мм плитами, кормовая — 180-мм. Коммуникационные трубы под обеими рубками имели толщину 100 мм — носовая до нижней палубы, кормовая до главной, причем в пределах 130-мм цитадели она утоньшалась до 80 мм.

Горизонтальная броня распределялась следующим образом. Полубак: 8 мм в носовой части и 44 (30+14) мм над казематом. Верхняя палуба: 13-15 мм (толще — ближе к бортам), но вне каземата, от кромки 130-мм бортовой брони до стенки каземата — 30 мм. Главная палуба: 30 (18+12) мм в пределах 220-мм пояса, 8-15 мм в носу и 27 (18+9) мм в корме. Нижняя палуба: плоская часть в пределах главного пояса — 24 (12+12) мм, на скосах — 40 (20+20) мм. Вне пояса — за 130-мм переборками — она имела сводчатую форму и опускалась в носу до тарана, подкрепляя его, и в корме — до нижней кромки пояса, прикрывая стерн-пост. В сводчатой части ее толщина была 24 (12+12) мм, а в самом носу 22 (11+11) мм.

Защита от подводных взрывов практически отсутствовала, но на большей части длины корабли имели тройное дно: внешняя обшивка толщиной 14-16 мм, средняя — 9-10 мм и внутренняя 22 мм. Между двумя последними с бортов размещались угольные ямы и нефтяные цистерны.

Слабым местом проекта было и отсутствие броневых продольных переборок внутри корпуса. При умеренной толщине борта и палуб это могло привести к трагическим результатам в артиллерийском бою. Например, тяжелый снаряд, пробивший 130-мм цитадель и 30-мм слоистую главную палубу, попадал под барбет, где погреба и подача боезапаса не имели защиты. При пробитии же 220-мм пояса или его 130-мм траверзных переборок снаряд мог пройти и сквозь 24-мм нижнюю палубу, попадая под барбет или в машинно-котельные отделения (МКО), которые занимали все пространство между концевыми башнями. Во время коренной модернизации 1933—1937 годов это учли, добавив между главной и нижней палубами внутреннюю броневую цитадель, охватывающую все барбеты и МКО, с толщиной стен и переборок 70 мм и с 80-мм крышей.

Хотя проверить эти корабли в бою так и не удалось, принесение защиты в жертву вооружению и скорости давало им не много шансов на успех при встрече с австро-венгерскими дредноутами типа “Вирибус Унитис”.

Схема бронирования линкора "Джулио Чезаре". 1914 г.

Схема бронирования линкора "Джулио Чезаре" ("Giulio Cesare")

Линкор "Джулио Чезаре"
Заглавная страница.

Конструкция линкоров
типа "Джулио Чезаре"

Итальянские линкоры
Первой мировой войны

На первую страницу
сайта


 
[an error occurred while processing the directive]