Далеко идущие последствия гибели линейного крейсера “Рипалс”.
11 Декабря 1941 года Уинстона Черчилля разбудил ранний телефонный звонок первого лорда Адмиралтейства. Прерывающийся от волнения голос сказал:
— Господин премьер-министр, я должен сообщить вам, что “Принц Уэльский” и “Рипалс” потоплены японцами. Предположительно торпедами. Том Филипс погиб...
Искушенный политик, Черчилль сразу же оценил масштабы катастрофы: после гибели новейшего линкора “Принц Уэльский” и недавно модернизированного линейного крейсера “Рипалс” падение крепости Сингапур — главной базы английского флота на Дальнем Востоке — становилось вопросом времени.
Не потому ли в этот день большая часть парламентской речи Черчилля была посвящена... победам Красной Армии, разгромившей фашистов под Москвой? Вряд ли британскому премьеру было приятно говорить об этом, но в декабре 1941 года у него не было другого повода отвлечь внимание своих соотечественников от удручающих неудач английского оружия на фронтах второй мировой войны.
Хотя после гибели костяка дальневосточной эскадры участь Сингапура и всего Малаккского полуострова Черчиллю была ясна, он все-таки надеялся, что крепость падет не сразу: Сингапур считался теоретически неприступным.
Новый удар не замедлил последовать: японский генерал Ямасита силами всего трех дивизий заставил капитулировать 100-тысячный сингапурский гарнизон спустя всего 70 дней после начала осады! Ямасита и сам был ошеломлен своим успехом: “Моя атака на Сингапур была блефом... Я имел тридцать тысяч человек, а перевес противника составлял три к одному. Я знал, что если мне придется воевать за Сингапур долго, то меня разобьют”.
После столь скандального провала сингапурской обороны британский парламент в феврале 1942 года выразил недоверие кабинету Черчилля, и последнему удалось удержаться у власти лишь ценой публичного признания ошибок и промахов возглавляемой им администрации.
Думается, не последнюю роль в падении Сингапура, по словам Черчилля, “самой гибельной и самой большой капитуляции в английской истории”, сыграла деморализация осажденных в крепости войск, потрясенных известием о гибели британских кораблей. Вот почему среди многих событий 40-х годов, вызвавших важные стратегические и политические перемены на Дальнем Востоке, следует назвать и гибель “Рипалса”...