История создания и службы японских и китайских крейсеров 1880-х годов.

История создания и службы японских и китайских крейсеров 1880-х годов.
Февраль 21, 2014

Поначалу Япония заказывала боевые корабли за границей, главным образом в Англии. До 1885 года сильнейшими считались казематированный фрегат “Фусо” и два полуброненосных корвета “Хиеи” и “Конго” (1877 г., 2248 т, 12,2-13,2 узл., 170- и 150-мм орудия). К этому времени японские верфи освоили постройку деревянных и композитных паровых корветов, из которых лучшими считались три: “Катсураги”, “Мусаси”, “Ямато” (1885—1886 гг., 1476 т, 13 узл., 170- и 120-мм орудия).

С 1885 года, готовясь к близящимся схваткам за господство на Азиатском материке, японское правительство начинает лихорадочно заказывать за границей новые, весьма прогрессивные по тем временам корабли. Так, у английской фирмы “Армстронг” приобретается крейсер “Тсукуши”, построенный для Перу, но не переданный перуанскому правительству (1880 г., 1350 т, 16,5 узл, 254-мм орудия). Одновременно “Армстронг” получает заказ на постройку “Нанивы” и “Такачио”.

История создания и службы японских и китайских крейсеров 1880-х годов.На верфи Томсона — тоже в Англии — сооружается по японскому заказу крейсер “Чийода”, хотя и считающийся бронепалубным, но являющийся, в сущности, броненосным, так как, кроме 25-35-мм броневой палубы, он нес 92-мм пояс из хромистой стали, поставленный прямо на наружную обшивку, который закрывал больше половины длины его корпуса. В 1886 году японское правительство пригласило на должность глазного корабельного инженера флота известного французского конструктора Э. Бертена, и это не преминуло отразиться на конструкции вновь строящихся кораблей. “Французские мотивы” проявились в постройке трех единственных в своем роде крейсеров: “Итсукушима”, “Хашидате” и “Матсушима”.

По-видимому, Бертен предложил японцам корабли, которые в бою должны были действовать обязательно вместе, что позволяло создать боевую единицу, сочетающую в себе достоинства легкого крейсера с тяжелой артиллерией эскадренного броненосца. Эта догадка подтверждается тем, что суммарное водоизмещение этих трех кораблей составляет как раз 13 тыс. т. — водоизмещение тогдашнего броненосца.

Кроме того, крейсеры эти и не совсем одинаковы: один из них — “Матсушима” — как бы перевернут на 180°, то есть представляет собой “Итсукушиму”, идущую кормой вперед. Первые два строились во Франции, третий — “Хашидате” — в Японии, Именно этому крейсеру суждено было стать первым броненосным кораблем, построенным в Стране восходящего солнца, В отличие от Японии, сжавшей свою армию и флот в крепкий кулак, Китай не создал центральной организации ни для армии, ни для флота.

Последний состоял из трех эскадр — Севера, Центра и Юга, из коих только первая, выпестованная усилиями вице-короля Чжилийской провинции Ли-Хун-Чжана, была укомплектована сравнительно сильными кораблями и могла считаться боеспособной. Назначенный на этот пост в 1870 году, Ли-Хун-Чжан в первую очередь занялся организацией китайской армии и флота, на что были отпущены огромные средства. Ходили слухи, что немалая их часть перекочевала в карманы самого Ли, сколотившего невиданное в истории Китая состояние — 10 млн. лан (14 млн. тогдашних рублей).

Но так или иначе современные корабли для китайского флота были заказаны именно при Ли-Хун-Чжане. Ли рассудил здраво. В те годы Англия славилась паровыми машинами, а Германия — крупповской броней.

История создания и службы японских и китайских крейсеров 1880-х годов.Так вот Ли и решил покупать быстроходные крейсеры в Англии, а хорошо защищенные броненосцы в Германии. В соответствии с этими соображениями немецкой фирме “Вулкан” были в конце 1870-х годов заказаны два броненосца — “Динь-Юань” и “Чжень-Юань” (7335 т, 14,5 узл., 305- и 152-мм орудия, бортовая броня 356 мм, палуба 76 мм), а армстронговскому заводу в Эльзвике — два крейсера III класса “Чао-Юн” и “Ян-Вей”. При водоизмещении 1380 т они несли два тяжелых 254-мм орудия.

Спустя ряд лет по китайскому заказу фирма “Вулкан” построила единственный в своем роде “крейсер береговой обороны” — корабль, сочетающий в себе свойства и крейсера, и броненосца береговой обороны. Это и был злосчастный “Цзи-Юань” (1883 г., 2800 т, 15 узл., 210- и 150-мм орудия). Броневая защита “Цзи-Юаня” состояла из 76-мм палубы и броневого 250-мм барбета носового орудия.

Когда спустя еще два-три года подошло время заказывать новые корабли, принцип Ли-Хун-Чжана был соблюден: броненосные крейсеры “Лай-Юань” и “Цзин-Юань” были заказаны “Вулкану”, а бронепалубные II класса “Цзинь-Юань” и “Чжи-Юань” — Армстронгу. Во главе составившейся таким образом эскадры Ли-Хун-Чжан за неимением лучшего поставил кавалерийского офицера Тинга, которого он тут же переименовал в адмирала. Японского адмирала Ито очень устраивало бездействие Тинга, полтора месяца отстаивавшегося в Вей-Хай-Вее.

Из этого блаженного состояния китайского адмирала вывело сухопутное командование: 15 сентября он получил приказ охранять транспорты с войсками, перебрасываемыми из Таку к реке Ялу морем. Японский адмирал настолько привык к мысли, что Тинг всегда будет оставаться в Вей-Хай-Вее, что не удосужился даже выставить дозоры, и узнал о выходе китайской эскадры только на следующий день. Он тут же бросился на поиски и 17 сентября 1894 года в 11.30 утра увидел на горизонте в 12 милях от устья Ялу дым. То была эскадра Тинга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


− 6 = ноль

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>