Гибель броненосца “Наварин”.
Броненосцу “Наварин” вести бой с японцами было труднее, чем его товарищам по оружию. Сильно изношенный непрерывными плаваниями корабль, накануне войны отправленный на Балтику для ремонта, но так и не отремонтированный, имевший лишь восемь исправных паровых котлов из двенадцати, с 305-мм пушками старого образца в неуравновешенных башнях, от поворота которых на борт возникал изрядный крен, он никак не мог тягаться с современными броненосцами адмирала Того. Тем не менее его экипаж под командованием капитана 1-го ранга барона Б. А. Фитингофа действовал умело и хладнокровно: старые пушки “Наварина” нанесли повреждения вражескому крейсеру, при этом сам корабль в дневном бою в Цусимском проливе почти не пострадал. Толстая броня оказалась непробиваемой для японских снарядов, а дополнительная защита из пробковых матрацев, устроенная по инициативе старшего офицера В. Н. Дуркина, хорошо прикрывала от осколков. В итоге за день жаркого боя был убит только один матрос и еще один ранен. И лишь в шестом часу вечера экипаж понес более крупные потери: от неприятельского снаряда, попавшего в боевой марс, рухнули вниз тяжелые ящики с 37-мм снарядами. Они пробили жилую палубу, убили кочегара и ранили более 20 человек. От этого же взрыва тяжело пострадал и командир броненосца, вынужденный передать командование старшему офицеру.
Ночью на уцелевшие русские корабли набросились японские миноносцы. На “Наварине” к тому времени были перебиты все прожекторы, и отражать атаки неприятеля ему помогал шедший впереди крейсер “Адмирал Нахимов”. Но вскоре на броненосце лопнула паровая магистраль, и еще три котла вышли из строя. Корабль отстал, продолжая в одиночку яростно отбиваться из всех орудий. Но все же торпеда попала в правый борт; затопило погреб 6-дюймовых снарядов. Экипаж самоотверженно боролся за живучесть броненосца, под пробоину удалось завести пластырь. Увы, это досталось дорогой ценой: волнами с кормы “Наварина” смыло около 40 человек. Корабль скрылся в темноте.
Но в 2 часа ночи японцы вновь настигли раненый броненосец. По воспоминаниям одного из оставшихся в живых моряков, вражеские миноносцы “кишели, как черви”. Вскоре почти одновременно прогрохотали два мощных взрыва — один с правого борта, у миделя, другой — с левого, в носу. Корабль стремительно завалился на правый борт и исчез в пучине. Из 619 человек его команды спаслись только трое. Так погиб “Наварин”, родоначальник целого поколения русских броненосцев, большинству из которых выпала незавидная доля стать участниками самой несчастливой для Российского флота войны...