Боевые корабли мира

История создания и службы американских крейсеров
Второй мировой войны.

“В кораблестроении, равно как и во многих других сферах, мы действуем порывами, — пишут известные американские авторы Денлингер и Гери. — История наших морских сил представляет собой ряд периодов интенсивного строительства, сменяемых долгими периодами летаргии”. И действительно, с 1908 до 1918 года США не заложили ни одного крейсера; зато в 1918-1920 годах началось сооружение сразу десяти легких крейсеров типа “Омаха”. Затем снова наступил период шестилетнего затишья, прерванный в 1926 году закладкой двух первых американских “вашингтонских” крейсеров “Солт-Лейк Сити” и “Пенсакола”.

По своим тактико-техническим данным эти корабли, сошедшие на воду в 1929 году, походили на японские тяжелые крейсеры: характерный для американского флота гладкопалубный корпус при стандартном водоизмещении 9100 т нес десять 203-мм орудий в четырех башнях (2 двухорудийные и 2 трехорудийные), и развивали скорость 32,5 узла. Бронирование: пояс по ватерлинии толщиной 76 мм, две броневые палубы в 51 и 25 мм, башни и барбеты 37 мм и боевая рубка 203 мм.

Сразу же вслед за этими двумя кораблями в том же 1919 году сошли на воду шесть примерно таких же, но несколько усовершенствованных тяжелых крейсеров типа “Нортхемптон”: “Нортхемптон”, “Августа”, “Честер”, “Чикаго”, “Хьюстон” и “Луисвилл”. Не отличаясь от своих предшественников ни скоростью хода, ни бронированием, эти корабли имели более высокий полубак и несли по девять 203-мм орудий в трех трехорудийных башнях.

В 1931-1932 годах были достроены еще два тяжелых крейсера — “Портленд” и “Индианополис”. Как раз в это время стало известно, что на французских “сюффренях”, итальянских “зара” и спроектированных в Англии испанских “канариасах” бронирование усиливалось за счет некоторого снижения скорости. Английский, американский и японский флоты последовали этим веяниям и тоже начали усиливать бронирование тяжелых крейсеров. Как раз “портленды” и были первыми такими кораблями в американском флоте. При стандартном водоизмещении 9800 т они развивали скорость хода 32,75 узла и несли по девять 203-мм орудий.

Завершили линию развития американских “вашингтонских” крейсеров семь кораблей типа “Новый Орлеан” — “Астория”, “Миннеаполис”, “Новый Орлеан”, “Квинси”, “Сан-Франциско”, “Тускалуза” и “Винсеннес”, с которыми в европейских флотах могли сравниться лишь французский “Алжир” и немецкий “Адмирал Хиппер”. Последний крейсер этой серии сошел на воду в 1936 году, когда действие морских соглашений близилось к окончанию и все ведущие капиталистические державы готовились стать на путь неприкрытой гонки вооружений.

Японцы, выбрав к началу 30-х годов квоту водоизмещения тяжелых крейсеров, создали легкий крейсер “Могами”, который в любой момент можно было превратить в тяжелый заменой пятнадцати 155-мм орудий десятью 203-мм. Не подозревая об этом тайном умысле японцев, американцы ответили на создание “Могами” постройкой девяти эквивалентных им легких крейсеров, вооруженных пятнадцатью 152-мм орудиями: “Бруклин”, “Филадельфия”, “Саванна”. “Нэшвилл”, “Феникс”, “Бойз”, “Гонолулу”, “Сент-Луис” и “Хелена”, из которых два последних несколько отличались от всех других. “Вичита” — восьмой тяжелый крейсер типа “Новый Орлеан” — достраивался как модификация “Бруклина”, отличаясь от него калибром главной артиллерии и несколько иным расположением универсальных орудий. При стандартном размещении 9324 т “Вичита” развивал скорость 32,5 узла, нес пояс толщиной до 127 мм и девять 203-мм пушек.

Во вторую мировую войну, которая для Западной Европы началась в сентябре 1939 года, американский флот вступил с острым дефицитом легких крейсеров. И это побудило США в полной мере использовать время для проектирования новых кораблей. Прежде всего были заложены легкие крейсеры, знаменующие собой полный отход от американской линии развития крейсеров. Вместо 10000 т водоизмещения и 152-мм орудий “Атланта”, “Джуно”, “Сан-Диего” и “Сан-Хуан” имели 6000 т и были вооружены шестнадцатью 127-мм универсальными орудиями. Американские варианты английских “дидо”, эти корабли предназначались для борьбы с японскими эсминцами. Спущенные на воду до японского нападения на Пирл-Харбор, они начали поступать на вооружение уже после вступления США во вторую мировую войну.

Дальнейшим развитием этого типа стали семь крейсеров ПВО: “Окланд”, “Рено”, “Флинт”, “Таксон”, “Джуно II”, “Спокэйн II” и “Фресно”, которые при водоизмещении 6000 т развивали скорость 33 узла и несли двенадцать 127-мм универсальных орудий.

Наряду с такими необычными для американского флота 6000-тонными легкими крейсерами продолжал развиваться и традиционный 10 000-тонный легкий крейсер. Взяв за основу “Вичиту” и “Бруклин”, американские кораблестроители создали корабль, отличавшийся от последнего тем, что на нем за счет удаления одной трехорудийной 152-мм башни была значительно усилена зенитная артиллерия. Так появился легкий крейсер “Кливленд”, положивший начало крупнейшей в истории серии однотипных крейсеров, состоявшей из 27 единиц.

До начала войны с Японией сошел на воду один “Кливленд”, и уже в ходе боевых действий вступали в строй остальные 26 крейсеров этой серии: “Амстердам”, “Астория II”, “Атланта II”, “Байлокси”, “Бирмингэм”, “Колумбия”, “Дайтон”, “Денвер”, “Дулут”, “Гальвестон”, “Хьюстон II”, “Литтл-Рок”, “Манчестер”, “Майами”, “Мобайл”, “Монпелье”, “Оклахома-Сити”, “Пасадена”, “Портсмут”, “Провиденс”, “Санта-Фе”, “Спрингфилд”, “Топека”, “Виксбург”, “Винсеннес II”, “Вилькс Барре”.

Будучи сочетанием “Вичиты” и “Бруклина”, “кливленды” сами послужили основой для создания двух совершенно разных крейсеров. Взяв корпус, бронирование и силовую установку от “Кливленда”, а систему универсального вооружения от “Атланты” и “Окланда”, американцы получили легкие крейсеры “Ворчестер” и “Роанок”, которые при водоизмещении 14700 т развивали скорость 32,75 узла и несли 12 162-мм и 24 76-мм универсальных орудия. Эти корабли были спущены в 1947 году, уже после окончания второй мировой войны. Но для американского крейсеростроения гораздо важнее было то, что “Кливленд” стал прототипом “Балтимора”...

Окруженные океанами с запада и востока, США всегда смотрели на малое водоизмещение как на не соответствующее большой дальности плавания и стремились строить корабли, способные воевать вдали от баз. Крупные корабли всегда получались у американцев удачнее, чем малые. И вот почему после сравнительно недолгого периода увлечения малыми легкими крейсерами они снова вернулись к постройке тяжелых и крупных легких крейсеров. Увеличив корпус “Кливленда” на 20 м в длину и на 1,2 м в ширину, вооружив его девятью 203-мм орудиями и многочисленной зенитной артиллерией, американцы получили “Балтимор” — сильнейший, по их уверениям, тяжелый крейсер второй мировой войны. Головной корабль серии сошел на воду 28 июля 1942 года, а за ним в течение двух лет последовали, остальные тринадцать: “Бостон”, “Бремертон”, “Канберра”, “Чикаго II”, “Коламбус”, “Фолл Ривер”, “Хелена II”, “Лос-Анджелес”, “Макон”, “Питтсбург”, “Квинси. II”, “Сан-Пол II” и “Толедо”.

В истории американского крейсеростроения “Балтимор” знаменит тем, что он стал основой для рекордного количества новых типов крейсеров. Так, прямым продолжением “Балтимора” стали тяжелые крейсеры типа “Орегон-Сити”. В сущности, это были те же “балтиморы” с одной трубой и модернизированной надстройкой для улучшения секторов обстрела зенитной артиллерии. Из восьми намеченных к постройке кораблей в строй вступили лишь четыре: “Орегон-Сити”, “Олбэни II”, “Нортхемптон II” и “Рочестер II”. При водоизмещении 13260 т эти корабли развивали скорость 32,5 узла и несли девять 203-мм орудий и двенадцать 127-мм универсальных пушек.

Дальнейшим развитием “Орегон-Сити” стали три крейсера, спущенные на воду уже после окончания войны: “Де Мойн”, “Ньюпорт Ньюс” и “Салем”. Увеличение водоизмещения до 17000 т пошло на более тяжелые, полностью автоматизированные 203-мм орудия и на усиление броневой защиты. Эти корабли, считавшиеся венцом американского тяжелого крейсеростроения, развивали скорость 33 узла и несли 9 203-мм, 12 127-мм и 24 76-мм универсальных орудия.

Вторым типом, для которого “Балтимор” послужил исходным образцом, стали легкие крейсеры “Фарго” и “Хантингдон”. Как и “Орегон-Сити”, это были однотрубные корабли с надстройкой, модифицированной для улучшения секторов обстрела зенитной артиллерии. При стандартном водоизмещении 10000 т эти корабли развивали скорость 33 узла и несли 12 152-мм орудий и 12 127-мм универсальных пушек. Наконец, третьим типом крейсеров, “вытекшим” из “Балтимора”, были два самых странных и необычных корабля “Аляска” и “Гуам”...

Их часто относили к линейным крейсерам, будто бы возродившимся в американском флоте во время второй мировой войны. Как мы знаем, голландцы начали проектировать необычные линейные крейсеры, предназначенные не для линейных сражений, а для борьбы с японскими тяжелыми крейсерами, но немецкое нападение помешало осуществить эти проекты. Что же касается США — единственной из воюющих держав, имевшей возможность строить крупные надводные корабли даже в ходе боевых действий, — то они довели свои разработки до рабочей стадии. “Аляска” была простым увеличением “Балтимора”, у которого 203-мм орудия были заменены 305-мм и значительно усилено бронирование. Всего было заложено шесть таких кораблей, но, убедившись, что у японцев нет ничего подобного, американцы ограничились постройкой всего двух из них.

США вступили во вторую мировую войну, имея в строю флота 18 тяжелых и 19 легких крейсеров, из которых 10 были устаревшие корабли типа “Омаха”. В первые месяцы войны эти силы несколько уступали японским, насчитывавшим 18 тяжелых и 21 легкий крейсер. Но в отличие от всех других держав американцы, имевшие возможность вводить в строй крупные надводные корабли даже в ходе боевых действий, закончили войну с большим числом крейсеров, чем начали ее. С 7 декабря 1941 года по 1 октября 1945 года в строй флота вошли 13 новых тяжелых крейсеров, 2 линейных и 33 легких крейсера.

(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор”)

Американские крейсера Второй мировой войны.

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]