История создания и службы
броненосных крейсеров
средиземноморского театра.
Итальянские, испанские, австрийские,
аргентинские и чилийские корабли.
Из всех крупных средиземноморских держав первой стала создавать современный военно-морской флот Франция. И это подействовало на другие страны бассейна, как искра на порох. В 1887 году морской министр Италии, ссылаясь на быстрое усиление французов на Средиземном море, потребовал выделения сверхсметного кредита в 85 млн. лир на нужды флота. Палата депутатов утвердила эту цифру почти без изменений, и с 1890 года начинается настоящий расцвет итальянского кораблестроения.
Поначалу главный упор делался на строительство эскадренных броненосцев. Лишь в 1892 году сошел на воду первый из разработанных в Италии броненосных крейсеров — “Марко Поло”. Предназначенный для действий в ограниченном пространстве Средиземного моря, этот корабль по оборонительным и наступательным свойствам уступал однотипным иностранным крейсерам: толщина его броневого пояса составляла 100 мм по сравнению со 152-203-мм, а калибр главной артиллерии 152 мм по сравнению с 203-254-мм. Но зато водоизмещение итальянского корабля было почти вдвое меньше, чем у его современников, — всего 4583 т. И хотя в последующих сериях оно постепенно увеличивалось, однако оставалось меньше, чем у броненосных крейсеров других стран. А это оказалось немаловажным фактором...
“Марко Поло” послужил прототипом для “Карло Альберто”, “Виттор Пизани”, “Джузеппе Гарибальди”-I, и “Варезе”-I. Калибр главной артиллерии на этих кораблях составлял 150-мм, но размещена она была не за легкими щитами на верхней палубе, как у “Марко Поло”, а в броневом каземате со стенками толщиной 152 мм. Броневой пояс той же толщины закрывал не 0,64 длины корпуса, а был сплошным. Скорость хода также была увеличена с 17,8 до 19 узлов. Платой за эти усовершенствования стало увеличение водоизмещения почти в полтора раза — до 6500 т.
В результате появился корабль, хотя и неспособный противостоять более крупным броненосным крейсерам великих морских держав, но представлявший внушительную силу в любой локальной войне между маленькими странами. Быть может, именно поэтому к выработанному в Италии типу небольшого и сравнительно дешевого броненосного крейсера проявила интерес Аргентина. Сделка состоялась, и в состав аргентинского флота вошли броненосные крейсеры “Гарибальди” (бывший “Джузеппе Гарибальди”-I) и “Сан Мартин” (бывший “Варезе”-I). Третьим кораблем, проданным Аргентине, стал “Джузеппе Гарибальди”-III, включенный в состав аргентинского флота под названием “Пирредон”.
Следующая серия итальянских броненосных крейсеров — одна из крупнейших в мире по числу построенных экземпляров — состояла из весьма внушительных кораблей, которые, кроме четырнадцати 152-мм орудий, расположенных частью в каземате, частью на верхней палубе, несли одно 254-мм орудие в носовой башне и два 203-мм в кормовой. Хотя толщина поясной брони на крейсерах новой серии была оставлена прежней — 152 мм, — она закрывала на них почти весь надводный борт. Таким образом, за счет сравнительно небольшого увеличения водоизмещения (оно возросло до 7400 т) итальянские кораблестроители создали броненосный крейсер, который по мощи почти не уступал итальянским эскадренным броненосцам.
Неудивительно, что к кораблям этой серии был проявлен большой интерес со стороны той же Аргентины и Испании. Еще на стапелях “Джузеппе Гарибальди”-II и “Варезе”-II были закуплены, что называется, на корню. Первый вошел в состав испанского флота под названием “Христофор Колумб” и погиб в сражении при Сант-Яго от огня американских корабельных орудий, второй стал аргентинским кораблем “Генерал Бельграно”.
Взамен проданных итальянцы тут же заложили “Джузеппе Гарибальди”-IV, “Варезе”-III и “Франческо Ферруччио”. Наконец, в 1901 году, лихорадочно готовясь к войне с Чили из-за разногласий по поводу установления взаимных границ в Патагонии, Аргентина заказала в Италии еще два таких крейсера, “Рокко” и “Митре”. Уже в процессе строительства их переименовали в “Морено” и “Ривадавиа”. Но и этим дело не кончилось: в 1904 году Япония перекупила их и снова переименовала. “Кассуга” и “Ниссин” вошли в состав японского флота перед самым началом русско-японской войны...
Вершиной итальянского броненосного крейсеростроения стали корабли следующей серии — “Амальфи”, “Пиза”, “Сан Джорджио” и “Сан Марко”. Неся одинаковое вооружение — по четыре 254-мм и по восемь 192-мм орудий в двухорудийных башнях, — эти корабли по весу бортового залпа превосходили современные им английские и французские, уступая лишь последним американским броненосным крейсерам типа “Теннесси” — 1207 кг по сравнению с 1305 кг. Зато водоизмещение их было на 4 тыс. т меньше.
Внешне два первых корабля этой серии отличались от двух последних: на первых машины располагались за тремя группами котлов, а на последних — между двумя, как на французских броненосцах. Поэтому первые два были трехтрубными, а последние два — четырехтрубными. “Сан Марко” стал первым крупным итальянским кораблем, на котором установили четыре паровые турбины и четыре винта.
Если толчком для быстрого развития итальянского флота стало строительство французских кораблей, то для Испании роль катализатора сыграл захват немцами одного из принадлежавших Испании Каролинских островов. Утвержденная в 1887 году программа предусматривала создание для защиты колоний от вражеских посягательств могущественного флота, основу которого должны были составить шесть броненосных крейсеров.
Для выполнения этой грандиозной программы в отсталой стране не нашлось даже подходящих заводов, поэтому испанское правительство обратилось к ряду зарубежных фирм. В 1888 году английская фирма “Палмер” заложила судостроительный завод в Бильбао, а в скором времени с его стапелей сошли первые три из шести испанских броненосных крейсеров — “Инфанта Мария Тереза”, “Адмирал Окендо” и “Бискайя”. Однотипные “Каталония”, “Кардинал Сиснерос” и “Принцесса Астурийская” строились тем временем на казенных верфях в Картахене, Ферроле и Карраке.
Это были современные броненосцы сравнительно небольшого водоизмещения, защищенные очень толстой для крейсеров броней (305 мм) и несшие весьма мощную артиллерию — два 280-мм и десять 140-мм. орудий. О том, какая судьба постигла первые три корабля этой серии, рассказано здесь — все они были уничтожены снарядами американских эскадренных броненосцев.
Испано-американская война нанесла смертельный удар возродившемуся было испанскому флоту. После разгрома американцами он пришел в состояние полного упадка, о чем можно судить по одному факту: броненосный крейсер “Каталония”, заложенный в 1890 году, сошел на воду только в 1900 году, а в строй вступил лишь в 1909-м!
Четвертой по счету средиземноморской державой в конце прошлого веке считалась Австро-Венгрия. В развитии ее флота можно проследить упорное стремление создавать корабли мореходные, но малого радиуса действия и возможно меньшего водоизмещения. Объяснялось это тем, что главным своим противником на море Австро-Венгрия считала только итальянский флот, а главным морским театром — маленькое, но весьма беспокойное Адриатическое море с его изрезанным шхерами Далматинским побережьем. Вот почему австро-венгерское морское ведомство уделяло основное внимание созданию небольших, но хорошо вооруженных и мореходных эскадренных броненосцев и мало занималось броненосными крейсерами. За всю историю австрийского флота их было построено всего три: “Кайзерин унд кенигин Мария Терезия” в 1893 году, “Кайзер Карл V” в 1898-м и “Санкт Георг” в 1903 году.
По бронированию и размещению вооружения все три корабля были примерно одинаковы и являли развитие одного типа, в котором за счет постепенного увеличения водоизмещения — с 5270 т до 7400 т — усиливалось главным образом бронирование — со 100 мм до 210 мм.
В годы первой мировой войны “Санкт Георг” был одним из первых австрийских кораблей, начавших на рассвете 24 мая 1915 года бомбардировать Адриатическое побережье Италии. А спустя два года он принял участие в нападении на знаменитый Отрантский барраж, которым союзники перегородили выход из Адриатического в Средиземное море.
Рассказ о броненосных крейсерах периода 1899—1905 годов будет неполным, если не упомянуть о чилийских кораблях. В то время как Аргентина заказывала броненосные крейсеры в Италии, Чили отдавала предпочтение Англии. Именно на британских верфях были построены для чилийского флота весьма прогрессивные по тем временам броненосные крейсеры “Эсмеральда”-II (1896 г., 7100 т, 16 тыс. л.с., 23 узл., бортовая броня 152 мм, палуба 51 мм, 2 — 203-мм и 16 — 152-мм орудий) и “О'Хиггинс” (1897 г., 8500 т, 16 тыс. л.с., 21 узл., бортовая броня 178 мм, палуба 51 мм, 4 — 203-мм и 10 — 153-мм орудий). Их дальнейшим развитием стали следующие два крейсера, создававшиеся на верфях в Эльзвике для чилийского флота. При водоизмещении 9850 т эти корабли должны были нести четыре 203-мм и четырнадцать 152-мм орудий и отличную броневую защиту: 229-мм пояс, 63-мм палуба и 152-мм казематы и башни. И когда в 1896 году стало известно, что Япония не только перекупила у Чили эти два находящихся в постройке крейсера, но и заказала еще два в Англии, один в Германии и один во Франции, стало ясно: война не за горами...
Вплоть до 1895 года русское крейсеростроение вело своеобразную дуэль с английским, создавая корабли с достаточным бронированием, многочисленной артиллерией и огромной дальностью плавания. В конце 1895 года русское правительство убедилось в агрессивном характере японской внешней политики, и морское министерство получило указание: “Пересмотреть взгляд на военное положение России в Тихом океане”.
В результате этого пересмотра появилась концепция крейсера нового типа, у которого за счет снижения запасов топлива значительно усилено бронирование и вооружение при достаточно высокой скорости хода. Первым таким крейсером в русском флоте стал “Баян”, но, увы, когда разразилась русско-японская война, он оказался единственным...
(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова
из журнала “Моделист-Конструктор”)