Боевые корабли мира

Ни одному иностранцу, когда-либо посещавшему Англию, не оказывалось такого пышного приема, какой в 1893 году был устроен американцу Альфреду Мэхэну. В его честь первый лорд Адмиралтейства Спенсер дал банкет. Его торжественно принимал лорд-мэр лондонского Сити. Сама королева Виктория и принц Уэльский — будущий король Эдуард VII — удостоили его аудиенции. Старейшие университеты — Оксфордский и Кембриджский — вручили ему почетные степени доктора права. И наконец, факт, не запечатленный до того в анналах английской истории: Мэхэн стал первым иностранцем, удостоенным чести быть приглашенным в Клуб Королевского флота на торжественный обед, устроенный по подписке более чем 100 адмиралами и капитанами английского королевского флота...

В чем же депо? Кто такой был Мэхэн? За какие заслуги его — иностранца — чествовали вся официальная Англия, английский флот?

Хваленому английскому самолюбию польстили труды Мэхэна, в которых превозносились морская слава и величие Британии, политика ее правителей и победы ее флота. Сам Мэхэн был скромным американским морским офицером. В молодости участвовал в гражданской войне между северными и южными штатами, потом в чине капитана первого ранга преподавал военно-морскую историю и тактику в морском колледже. В 1890 году он издал книгу “Влияние морской силы на историю. 1660—1783 гг.”, а спустя два года другую — “Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793—1812 гг.”.

В своих исследованиях на основе анализа морских войн, которые вела Англия сначала с Голландией, а потом с Францией, Мэхэн доказывал, что победу над этими странами англичане одержали только благодаря господству своего флота на море. Основой морской силы, позволяющей достичь такого господства, он считал крупные линейные корабли, которые могут либо разгромить врага в морском сражении, либо заблокировать его и не выпустить на океанские просторы.

Мэхэнова доктрина морской силы нанесла сокрушительный удар по модной в 90-х годах прошлого столетия идее крейсерской войны, которую Мэхэн именовал не иначе, как “несущественной и эфемерной”, о которой говорил как о средстве наносить удары болезненные, но не смертельные. Но — о ирония судьбы! — великий апологет эскадренных сражений и линейных кораблей, принципиальный противник крейсерской войны прибыл к берегам туманного Альбиона в качестве командира... крейсера!

Американские бронепалубные крейсера 1880-х гг.

На первую страницу сайта


 
[an error occurred while processing the directive]