Боевые корабли мира

История создания и службы бронепалубных крейсеров 1890-1905 гг.

Период 1890—1905 годов вошел в историю кораблестроения как эпоха отработки прототипов. Его характерной особенностью было то, что все морские державы главное внимание сосредоточили на кораблях, составлявших костяк боевых эскадр, — на эскадренных броненосцах и броненосных крейсерах. Поэтому во флотах таких государств малые и средние бронепалубные крейсеры были весьма немногочисленны. Особенно мал был процент таких крейсеров во флотах Австро-Венгрии и Италии, соперничавших на Средиземном море.

В 1890—1905 годах в строй австро-венгерского флота вступило всего пять легких бронепалубных крейсеров: однотипные “Кайзерина Елизавета” и “Кайзер Франц-Иосиф I” (4064 т, 20 узл., 2 — 240-мм и 6 — 150-мм орудий) и три крейсера типа “Зента”. Что касается Италии, то она успешно развивала тип малого минного и артиллерийского крейсера, предназначенного для действия на ограниченных морских театрах, — “Триполи”, “Монтебелло”, “Ириде”, “Партенопи”, “Урания”, “Аретуза”, “Минерва” и “Капрера”. При водоизмещении около 850 т они развивали 19-21 узл. и несли одно-два 120-мм и по нескольку 37-57-мм орудий и торпедных аппаратов. В 1899 году на базе этих кораблей создали более крупные “Агордат” и “Коатит” (1313 т, 22-23 узл., 12 — 76-мм орудий). Но наиболее значительной серией легких бронепалубных крейсеров, созданных на основе эльзвикского “Пьемонта”, стали крейсеры типа “Ломбардия” — “Ломбардия”, “Этрурия”, “Умбрия”, “Лигурия”, “Эльба”, “Калабрия” и “Пулья”.

Самостоятельный тип легкого крейсера был разработан в Голландии. Создав в 1892 году крейсер “Кенигин Вильгельмина дер Нидерланден” (4700 т, 16 узл., 1 — 280-мм, 1 — 208-мм, 2 — 173-мм и несколько 75—37-мм орудий), голландцы разработали серию из шести бронепалубных крейсеров типа “Зеландия”. После заказанного в Англии крейсера “Реина Регенте” приступила к их самостоятельной постройке Испания. В 1892 году на воду спустили “Лепанто” (5000 т, 20 узл., 4 — 200-мм, 6 — 119-мм и несколько 37—57-мм орудий), а в 1900-м — “Эстремадура” (2030 т, 20 узл., 8 — 102-мм и несколько 37—57- и 75-мм орудий). Самым совершенным из бронепалубных крейсеров, построенных в этот период на испанских верфях, стал крейсер “Реина Регенте” II . Большинство же второстепенных флотов Европы, Азии и Латинской Америки продолжали заказывать бронепалубные крейсеры фирмам Германии, Франции и Англии. Особенно большое количество заказов получала фирма Армстронга, имевшая благодаря этому возможность совершенствовать эльзвикские крейсеры, продаваемые ею в Португалию, Чили, Бразилию и Аргентину. Все три аргентинских бронепалубных крейсера — “Винтецинко ди мэйо”, “Нуэве де Джулио” и “Буэнос-Айрес” были построены именно в Эльзвике.

Австро-венгерские, итальянские, голландские, испанские и аргентинские крейсеры 1890-1905 гг.

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]