Боевые корабли мира

История создания голландских и датских крейсеров 1880-х годов.

В 1892 году английский военно-морской специалист С. Эрдли-Вилмот писал, что единственной европейской страной, не обзаведшейся крейсером, была Бельгия. Все остальные поспешили либо приобрести корабли этого класса за границей, либо начать строить их на своих верфях. Большинство стран сочетало оба эти способа в составлении своих крейсерских эскадр. Россия, Испания, Италия, Австро-Венгрия как покупали за границей, так и строили крейсеры самостоятельно. Самые сильные тогдашние морские державы — Англия, Франция, США, а также самые слабые — Голландия и Дания создавали крейсеры на собственных верфях.

Голландия, некогда грозная соперница Англии, на протяжении полутора столетий держала весьма сильный парусный флот, пока в 60-х годах не испытала потрясения: она вдруг убедилась, что один английский броненосец может уничтожить всю ее многочисленную армаду. Поэтому вплоть до 1880 года голландцы лихорадочно заказывали за. границей и строили сами броненосцы береговой обороны, уделяя сравнительно мало внимания постройке крейсеров. Лишь в 1875 году был удачно спроектирован железный корветского класса корабль “Аджей”, пригодный для дальних крейсерских плаваний. По одному проекту с небольшими отличиями на протяжении 1876—1880 годов на правительственной верфи в Амстердаме построили шесть кораблей такого типа.

Особенностью голландского крейсеростроения следует считать наличие Ост-Индского флота, приноровленного к местным нуждам. Его корабли, трудно поддающиеся классификации, принято было именовать крейсерами IV ранга, как по причине их незначительного водоизмещения, так и из-за слабого вооружения. Однако в 1890 году по заказу правительства Ост-Индии в Амстердаме на правительственной верфи создали единственный в своем роде, но вполне современный бронепалубный крейсер “Суматра” с необычным артиллерийским вооружением: одно 210-мм орудие в носу; одно 150-мм орудие в корме и два 120-мм орудия в бортовых спонсонах..

Маленькую Данию по праву можно считать одной из древнейших морских держав мира. На протяжении столетий датский флот храбро и с успехом сражался с англичанами, испанцами, голландцами, французами, португальцами, шведами. Даже в середине прошлого столетия он дважды ставил в тупик военное командование коалиции германских государств. Но к 90-м годам у Дании уже не было сколько-нибудь широких морских задач. Она ограничивалась кораблями береговой обороны и небольшим крейсерским флотом для защиты вест-индских колоний и морских промыслов у берегов Исландии и Гренландии. Причем корабли крейсерского флота отличались самобытностью и строились на датских верфях.

Для сравнительно дальних плаваний предназначался бронепалубный крейсер “Валькирия”, спущенный на воду на правительственной верфи в Копенгагене в 1888 году. Однако более интересны и своеобычны три крейсера III класса типа “Гекла”, предназначенные для мелководных фарватеров Датского архипелага, недоступных для кораблей с осадкой больше 3 м. При проектировании этих крейсеров особое внимание было уделено защите команды от огня скорострельной артиллерии противника, для чего впервые применили легкие башни из 76-мм брони, вращающиеся вместе с орудием, но открытые сзади.

(Статья В.Смирнова и Г.Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор”)

Голландские и датские крейсера 1870-1880-х годов.

На первую страницу сайта


 
[an error occurred while processing the directive]