Фортуна адмирала Того.
Несчастливая судьба японских кораблей в мирное
время.
В первых числах сентября 1905 года, всего через неделю после заключения мира с Японией, в российских газетах появилось краткое сообщение о том, что в японском порту Сасебо взорвался и затонул флагманский корабль адмирала Того броненосец “Микаса”. Причиной взрыва стал пожар в артиллерийском погребе и последовавшая затем детонация боезапаса. Трагическая случайность унесла жизни 256 человек, и еще 343 было ранено (что, кстати, превышает суммарные потери японцев в Цусимском бою). Но у российских моряков эта информация вызвала сожаление о другом: “Ну почему этот злосчастный взрыв не произошел хотя бы четырьмя месяцами раньше?! Почему фортуна перестала улыбаться противнику только сейчас, когда уже ничего не изменишь и не вернешь к жизни тысячи наших погибших товарищей?..”
Доля истины в этих горьких словах, несомненно, была. Дело в том, что, несмотря на массу причин объективных и субъективных, приведших русский флот к разгрому, в пользу японцев работал еще один немаловажный фактор — обычное везение. Действительно, вражескому флоту в 1904-1905 годах поразительно везло! Адмирал Хейхатиро Того все морские сражения провел, открыто стоя на мостике своего флагманского броненосца, и не получил ни одной царапины, хотя в его “Микасу” попал не один десяток русских снарядов. В то же время оба русских командующих —адмиралы В. К. Витгефт и 3. П. Рожественский — в двух главнейших боях были поражены вражескими снарядами еще до того, как сражения достигли кульминации. А чего стоит случай, происшедший с броненосцем “Фудзи” на 50-й минуте Цусимского боя! Русский снаряд пробил броню кормовой 305-мм башни японского корабля и разорвался внутри, воспламенив подготовленные пороховые заряды. Огонь побежал по элеваторам вниз, еще чуть-чуть, и “Фудзи” взлетел бы на воздух, но... случайный осколок перебил трубу гидравлической магистрали, и ударившая струя воды затушила пламя. В очередной раз счастье оказалось на стороне японцев.
Но, как известно, фортуна имеет свойство изменять даже своим фаворитам. И сколь “госпожа удача” сопутствовала флоту микадо в годы войны, столь же безжалостно она бросила на произвол судьбы своих любимцев сразу же после ее окончания.
Начало свалившимся на голову японцев несчастьям положил взрыв “Микасы”. Три года спустя по той же причине взлетел на воздух крейсер “Мацусима”. В июле 1912 года у острова Уруп разбился в шторм крейсер “Нанива”. В августе 1916-го в проливе Цугару вылетел на мель и переломился пополам крейсер “Касаги”. Через год у берегов Японии погиб крейсер “Отова”. Август 1922-го стал последним для еще одного участника русско-японской войны — крейсера “Нийтака”: находясь у берегов Камчатки, он попал в тайфун и, прижатый к скале, перевернулся, унеся с собой на дно 400 человек.
.Сурово обошлась судьба и с японскими миноносцами, отличившимися в действиях против Порт-Артура. “Инадзума” в декабре 1909 года столкнулся со шхуной и из-за тяжелых повреждений был сдан на слом. “Харусаме” в ноябре 1911 года во время шторма в Японском море перевернулся и затонул вместе с 45 членами экипажа. А 10 октября 1913 года в разных местах одновременно погибли сразу два миноносца: “Сазанами” был выброшен волной на камни, а “Икадзучи” пошел ко дну от взрыва котла. Если же к этому списку добавить послевоенные корабли — броненосный крейсер “Цукуба” и линкор “Кавачи”, погибшие в результате взрывов боезапаса соответственно в январе 1917 года и июле 1918-го (в сумме более тысячи убитых), а также весьма внушительные небоевые потери кораблей, происшедшие до 1904 года (включая пропавший без вести в октябре 1887 года новейший крейсер “Унеби”), то можно констатировать любопытный факт: японский флот за период до начала второй мировой войны страдал от аварий и несчастных случаев сильнее, чем от воздействия неприятеля. И это несмотря на то, что он активно участвовал в трех войнах — с Китаем в 1894-1895 годах, Россией в 1904-1905 годах и Германией в 1914-м!..