Линейный крейсер “Hood” (“Худ”). Защита корабля.
Главный броневой пояс простирался от барбета “A” до барбета “Y”, имел длину 171,41 м и ширину 2,89 м. Далее в носовой части его толщина уменьшалась до 152 и 127 мм, в кормовой – до 152 мм. Бортовая броня от главного пояса до верхней палубы имела толщину 177,8 мм при ширине 2,75 м и уменьшалась в носовой части до 127 мм.
По готовности корабля нижняя кромка поясной брони находилась в 1,22 м ниже проектной ватерлинии. Ниже пояса, по бортам, в районе котельных отделений шла полоса брони толщиной 76,2 мм. В носу и корме она продолжалась 19-мм броней. Нижняя кромка этой брони находилась в 2,14 м ниже проектной ватерлинии. Броневой пояс имел наклон плит наружу под углом 120. Наклонное расположение брони должно было не только увеличить угол при попадании снаряда, но также и повысить сопротивляемость брони. Позади броневых плит обшивка имела довольно большую толщину – 50,8 мм, но в оконечностях она уменьшалась до 38 мм. Обшивка, имеющая такую толщину вплоть до двойного дна, образовывала внутреннюю часть буля. Оконечности главного броневого пояса замыкались траверзами толщиной 127 и 102 мм. Верхняя часть барбетов была закрыта броневыми плитами одной толщины, в противоположность прежним конструкциям, где по соображениям наиболее удобного и экономичного распределения веса определенные места были забронированы сравнительно тонкой броней. В междупалубном пространстве толщина плит барбетов уменьшалась до 152 и 127 мм, а носовая сторона барбета “A” была усилена до 254 мм, точно также как кормовая сторона барбета “Y” до толщины 305 и 228,6 мм.
Боевая рубка по величине была больше, чем какая-либо из рубок, устанавливаемых на прежних британских дредноутах. Хорошо забронированная, она весила почти 600 tв. Конструкция и планировка внутреннего помещения боевой рубки обеспечивала нормальное размещение и работу всех важнейших служб управления кораблем в боевых условиях, а также служб штаба соединения. В верхней части рубки находился собственно командный пост, а также пост управления стрельбой и адмиральский пост. Ниже размещались пост управления торпедной стрельбой, сигнальная служба и радиорубка, в том числе пост радиоперехвата. Все эти посты размещались на разных ярусах. Внизу, на высоте верхней палубы размещелся запасной пост живучести и третий радиопост.
Позиция |
Толщина, мм |
|
Защита броневыми плитами. |
||
Пояс в середине |
305; 177,8 и 127 |
|
Пояс в носу |
127 и 152 |
|
Пояс в корме |
152 |
|
Носовой траверз |
127 и 102 |
|
Кормовой траверз |
127 и 102 |
|
Барбеты башен |
максимум - 305; минимум - 76,2 |
|
Орудийные башни |
лоб - 381; бока - 305 и 280; тыл - 280, крыша - 127 |
|
Боевая рубка |
максимум - 280; минимум - 76,2 |
|
Шахта боевой рубки |
76,2 |
|
ПУАО боевой рубки |
лоб - 152; бока - 50,8; крыша - 76,2 |
|
Купол поста управления торпедной стрельбой |
лоб - 102; бока - 76,2; крыша - 76,2 |
|
Кормовой пост управления торпедной стрельбой |
бока - 38, крыша - 76,2 |
|
Вертикальная защита броневыми плитами. |
||
Противоторпедная переборка |
38 и 44,4 |
|
Перегрузочное отделение 140-мм орудий |
кормовое - 25,4; носовое - 50,8 |
|
Шахты подачи 140-мм боезапаса |
25,4 |
|
Горизонтальная защита стальными плитами. |
||
Палуба бака |
в середине корабля 31,7-50,8; над носовыми погребами - 38 |
|
Верхняя палуба |
в середине корабля и корме 19 и 25,4; над погребами - 50,8 |
|
Главная палуба в плоской части |
над погребами - 76,2; в середине корабля - 38 и 50,8; в носу - 25,4; в корме - 50,8 |
|
Скосы главной палубы |
50,8 |
|
Промежуточная палуба |
над помещение рулевой машины - 76,2; над погребами - 50,8; над помещением подводных торпедных аппаратов - 38; в носу - 25,4; в корме - 25,4 и 38 |
Собственно командный пост и верхняя половина поста управления торпедной стрельбой были защищены с боков 280-мм броневыми плитами, с лобовой стороны - 254-мм плитами, а с тыла – 228,6-мм. Нижняя половина поста управления торпедной стрельбой была защищена с лобовой и тыльной части плитами толщиной 177,8 мм, а с боков – 228,6 мм. Ниже этих плит броневая защита имела одинаковую толщину 152 мм и опускалась до палубы бака, и 76,2 мм - от палубы бака до верхней палубы. Адмиральский пост защищался 254-мм броней по бокам и 127-мм крышей. Ниже рубки находилась бронированная коммуникационная шахта, которая простиралась от верхнего командного поста до главной палубы. Через нее осуществлялось все сообщение между отдельными боевыми постами. В 1917 году была одобрена переделка бронированных продольных переборок на “Anson”, “Howe” и “Rodney”. это потребовало дополнительного веса в 150 tв. Еще 147 tв потребовалось на применение 152-мм плит для крыш башен и установку снарядных подъемников для 140-мм орудий.
Одновременно была одобрена установка специальной облицовки в погребах главного калибра на “Hood”. Это было новое средство защиты от возгорания и локализации пожара в помещениях ограниченного объема. Эти работы требовали еще 45 tв. Таким образом, оставшийся адмиралтейский резерв составлял только 20 tв.
Как и на прежних кораблях бронирование палуб было весьма развитым. Несмотря на усиление палубного бронирования, произведенное после Ютландского боя по мнению английского командования оно все таки не соответствовало современным требованиям, особенно взглядам конца войны. Защита, состоящая из толстой палубной брони бака, толстого стального настила и корпусных конструкций была обусловлена соображениями прочности корабля и обеспечивала ему весьма относительную сопротивляемость повреждениям от снарядов.
В 1918 году Главнокомандующий Grand-Flit адмирал Битти (Sir David Beatty) предложил довести крыши погребов до одинаковой толщины 50,8 мм при помощи добавочных 25,4-мм плит. В августе 1918 года Адмиралтейство одобрило это предложение. Для компенсации этого добавочного веса были сняты 25,4-мм и 50,8-мм высокоупругие стальные защитные плиты кожухов дымовых труб выше палубы бака. В мае 1919 года было дано разрешение усилить броню скосов главной палубы в районе погребов. Для компенсации добавочного веса (около 100 tв) были сняты кормовые 140-мм орудия: два с палубы надстройки, два с палубы бака, - а также их подъемники и снаряжение.
В 1919 году были проведены опытные обстрелы специального макета, на котором было размещено бронирование, аналогичное принятой на “Hood” схеме. Испытания проводились усовершенствованными 381-мм снарядами, и в результате обстрела выяснилась уязвимость принятой конструкции на дальних дистанциях боя. Поэтому в июне 1919 года было решено усилить толщину брони главной палубы до 152 мм над кормовыми и до 127 мм над носовыми погребами. Для компенсации добавочного веса должны были быть сняты с корабля четыре носовых торпедных аппарата, а также защитный бокс четырех кормовых торпедных аппаратов. Это был бронированный бокс, защищавший переднюю часть торпедной трубы, а вместе с ней и боеголовку находившейся в нем торпеды. После того, как они были удалены, торпедные аппараты потеряли для корабля боевое значение, так как их применение в случае войны больше не предусматривалось. Однако торпедные аппараты оставались на борту и использовались для экспериментальных целей. (Они все еще были на борту корабля, когда он был потоплен). Кроме указанных мероприятий для компенсации добавочного веса была снята броневая защита кормового поста управления торпедной стрельбой. Вместо толстой брони были установлены 38-мм стальные защитные плиты. Установка дополнительных защитных плит была отложена до получения окончательных результатов опытных обстрелов, но так и не была осуществлена.
Опыты обстрела новыми снарядами также продемонстрировали, что будет целесообразно, в противоположность обычному размещению, расположить снарядные погреба над зарядными. Там они были гораздо надежнее защищены от снарядов, выпущенных с большой дистанции, однако угроза от мин и торпед возросла. Чтобы предотвратить эту угрозу, было решено произвести на “Чатамском плоту” ряд опытов и исследований новой системы расположения погребов. Однако еще до получения результатов было решено на всех кораблях этого типа, за исключением “Hood”, носовую группу боевых погребов поменять по расположению так, как это было указано. “Hood” стал исключение, потому что работы на нем продвинулась настолько далеко, что изменения уже не были возможны без крупных переделок. Кормовые погреба первоначально хотели оставить без изменений, обосновывая это решение нехваткой места в корме из-за острых обводов, которое к тому же уменьшалось из-за большого объема, занимаемого валопроводами. В результате, изменение расположения боевых погребов кормовой группы для башни “X” было очень затруднено, а для башни “Y” – почти невозможно. Адмирал Битти, однако, считал, что переделка должна была распространиться и на кормовые погреба. Он констатировал, что хотя подводная защита погребов башни “X” и кормовых 140-мм орудий сравнима с защитой носовых погребов, угроза попаданий в кормовые погреба значительно больше чем в носовые. Требование Битти было принято, однако пришлось отказаться от перегрузочного помещения накопителя, рассчитанного на хранение 20 выстрелов для каждого орудия (Такое же помещение в подбашенных пространствах “A” и “B” было рассчитано на 10 выстрелов для каждого орудия). Кроме того, подводная защита погребов башни “Y” в этом случае оказалась бы значительно слабее. Однако окончательное решение не принималось до получения точных результатов опытов с “Чатамским плотом”. Обобщение выводов этих опытов показало, что угроза подводных взрывов по своей эффективности очень велика и ее нельзя недооценивать. В заключение говорилось, что значительно “...и несомненно безопасней будет разместить зарядные погреба под снарядными погребами, и именно так глубоко, как это только возможно”. Лишь в августе 1918 года Адмиралтейство одобрило решение поменять местами зарядные и снарядные погреба. В известной мере это требовало расширение кормовой части в районе башни “Y” для размещения перегрузочного помещения. Во всяком случае, переделки усложняли систему подачи боезапаса. Расчеты показали, что эта модернизация снизит скорость корабля на 1 узел. Кроме того, в этом случае требовалось переделывать коммуникационные шахты и систему трубопроводов гидравлики в нижней части корпуса (под платформами).
Подводная конструктивная защита.
В средней части корпуса бортовые наделки имели ширину примерно 3,05 м. Они прикрывали погреба и машинно-котельные отделения по всей длине – то есть их протяженность равнялась длине главного броневого пояса – 171,41 м. Були делились продольной переборкой на внутреннюю и внешнюю камеры, причем внутренняя заполнялась полыми трубами по примеру “Royal Sovereign”. Кроме продольной переборки имелись также и поперечные, установленные на расстоянии примерно 6,10 м друг от друга. Наружная обшивка состояла из стальных листов толщиной 15,8 мм, а продольная переборка – из листов толщиной 12,7 мм.
Переборка, разделяющая внутреннюю камеру булей, заполненную трубами от помещений корпуса, одновременно являлась противоторпедной. Она составлялась из двух слоев броневых плит толщиной по 19 мм и, таким образом, имела суммарную толщину 38 мм. Дополнительное усиление этой переборки выполняли двутавровые балки, к которым собственно и крепились броневые листы.
На протяжении котельных отделений и боевых погребов позади противоторпедной переборки имелась еще одна продольная переборка толщиной 19 мм. Обе они выполнялись нефтенепроницаемыми и поэтому пространство между ними могло быть использовано как топливные цистерны. Однако в районе машинных отделений такой камеры сделать не удалось, так как размещение турбинных агрегатов и вспомогательных механизмов потребовало много места. Удалось только сделать сравнительно узкие бортовые камеры, также использовавшиеся как нефтяные цистерны, в районе кормового и среднего машинных отсеков. Кроме того, на протяжении всех машинных отсеков была усилена до 19 мм продольная переборка булей.