Линейный крейсер “Hood” (“Худ”). Энергетическая установка.
Линейные крейсера типа “Hood” имели четырехвальную силовую установку, состоящую из четырех турбинных агрегатов системы Brown-Curtis с простой зубчатой передачей и 24 водотрубных котлов Yarrow с трубками малого диаметра.
Расчеты показывали, что установка готового линейного крейсера сможет развить мощность в 144000 л.с. при 210 оборотах валов в минуту, что позволит крейсеру идти со средней скоростью 31 узел на полной воде и 30,25 узлов при боевой осадке.
Четыре турбинных агрегата размещались в трех машинных отсеках. В носовом отделении, наиболее широком, были установлены два агрегата, работавшие на оба внешних вала, в среднем – еще один агрегат, для внутреннего вала левого борта, в кормовом же – агрегат для внутреннего вала правого борта. В состав каждого агрегата входили по одной турбине низкого давления и высокого давления. С передней стороны турбин высокого давления агрегатов внешних валов была установлена маршевая турбина экономического хода. Таким образом, в экономическом режиме крейсер шел на двух машинах. Применение зубчатой передачи позволило уменьшить число оборотов вала до 210 в минуту, что повысило КПД винтов.
Оборудование, обеспечивающее работу главной установки, включало четыре главных конденсатора – один в среднем, другой в кормовом машинном отделениях. Опреснительное оборудование состояло из шести испарителей и двух конденсаторов дистиллята суммарной производительностью 480 т в сутки. Все опреснительное оборудование распределялось на два агрегата, каждый из которых был разбит на два комплекта оборудования. Они были установлены в среднем и кормовом машинных отделениях.
24 водотрубных котла системы Yarrow с узкими трубками и искусственной тягой были равномерно распределены в четырех котельных отделениях. “Hood” был первым дредноутом, на котором установили узкотрубные котлы. Инициатива их применения на крупных кораблях исходила от главного конструктора (Director of Naval Construction), который давно уже предлагал их установку на линкорах и линейных крейсерах – ранее их использовали только на кораблях не крупнее крейсеров, если, конечно, не считать корабли типа “Courageous”, которые квалифицировались как легкие линейные крейсеры. На этих крейсерах за счет установки узкотрубных котлов было сэкономлено довольно большое пространство котельных помещений, что позволило обеспечить более надежную подводную защиту. Подобные котлы экономили место и вес силовой установки, обеспечивали более удобное техническое обслуживание котлов и их ремонт, а также, что не менее важно, имели сравнительно меньшую трудоемкость изготовления, а соответственно и стоимость. Однако эксплуатация узкотрубных котлов на других кораблях показала, отчего возросла вероятность аварии. Отдел корабельных механизмов Адмиралтейства был против установки этого вида котлов на новых линейных крейсерах, однако, поскольку весовой контроль в проектах, приведших впоследствии к “Hood”, имел решающее значение, сторонники этик котлов смогли настоять на своем. Суммарная поверхность нагрева котлов на “Hood” равнялась 16254,3 м2 (на “Renown” и “Repulse” 14604,91 м2). Максимальное рабочее давление котлов составляло 16,5 атмосфер.
Установка главных механизмов и котельного оборудования была закончена в 1919 году в Клайдбэнке. В марте 1920 года на глубоководной полосе мерной мили у Аррана (Arran), в районе Фирт-оф-Клайд (Firth-of-Clyde) были проведены ходовые приемные испытания. Они прошли без серьезных неполадок, и результаты их по большей части удовлетворили комиссию.
Результаты испытаний “Hood” при
проектном водоизмещении
(март 1920 года).
Режим хода |
Скорость, узлов |
Мощность, л.с. |
Обороты вала в минуту |
Водоизмещение, tв |
13,53 |
9103 |
80?75 |
42090 |
|
15,60 |
14630 |
93 |
41700 |
|
17,20 |
20050 |
103 |
41700 |
|
1/5 полной мощности |
20,37 |
29080 |
124 |
41600 |
2/5 полной мощности |
25,24 |
58020 |
154 |
41850 |
3/5 полной мощности |
27,77 |
89010 |
176 |
42100 |
4/5 полной мощности |
29,71 |
116150 |
191 |
42150 |
Полная мощность |
32,07 |
151880 |
207 |
42200 |
Результаты испытаний “Hood” на 3-часовую
продолжительную мощность
(8 марта 1920 года).
Режим хода |
Скорость, узлы |
Мощность, л.с. |
Оборотов вала в минуту |
В работе все турбины, паровые запорные клапаны закрыты. |
31,79 |
150473 |
205 |
В работе все турбины, паровые запорные клапаны открыты. |
31,35 |
144984 |
202 |
Результаты испытаний “Hood” при боевом
водоизмещении
(22-23 марта 1920 года)
Режим хода |
Скорость, узлов |
Мощность, л.с. |
Обороты вала в минуту |
Водоизмещение, tв |
13,17 |
8735 |
81 |
45000 |
|
15,795 |
14020 |
96 |
45000 |
|
1/5 полной мощности |
19,11 |
24720 |
116 |
45000 |
2/5 полной мощности |
22,006 |
40780 |
136 |
44600 |
3/5 полной мощности |
25,737 |
69010 |
161 |
44600 |
4/5 полной мощности |
28,37 |
112480 |
185 |
44600 |
Полная мощность |
31,888 |
150220 |
204 |
44600 |
Нормальный запас жидкого топлива составлял 3895 tв. Дополнительно, для вспомогательных целей, предусматривалось иметь на борту 58 tв угля. По результатам испытаний был определен фактический расход топлива, составивший 7,5 tв в час при 14-узловой скорости, и в соответствии с ним рассчитана дальность плавания в 7500 миль 14-узловым ходом.