Линейный крейсер “Hood” (“Худ”). Постройка и изменения в проекте.
День закладки линейного крейсера “Hood” – 31 мая 1916 года – ознаменовался важным событием: в Северном море встретились два враждующих флота и в последующем сражении три британских линейных крейсера взлетели на воздух. Их быстрая гибель от германских снарядов была достаточно выразительным признаком того, что в современной британской системе защиты существовали серьезнейшие недоработки. Полученный жестокий опыт должен был быть изучен и, по возможности, максимально использован, а до этого все работы на строящихся кораблях прекратили. В начале июня Джеллико сформирован ряд комиссий внутри Grand-Flit. Они получили задание критически оценить результаты сражения, выявить все имеющиеся проблемы, проанализировать их и изложить в письменном виде. Комиссия, занимающаяся защитой корабля, с достаточной уверенностью пришла к выводу, что потеря трех линейных крейсеров объясняется возгоранием пороха в башнях или подъемниках и последующем проникновением форса пламени через них в погреба. Комиссия предложила применить устройства защиты против прорыва пламени в перегрузочные отделения и погреба. Точно также она на усилении палубного бронирования над погребами, которые особенно подвержены угрозе быть пробитыми снарядами с большого расстояния и даже его осколками после взрыва. Эти же требования высказали Джеллико и Битти 25 июня 1916 года на конференции в Адмиралтействе. Требования были приняты Морскими Лордами, однако главный конструктор оказался в резкой оппозиции к вопросу усиления палуб. Его поддержал Третий Морской Лорд. Среди множества приведенных доводов он не смог увидеть явную причину, позволяющую предполагать проникновение в погреб прямого попадания снаряда – потеря кораблей была приписана исключительно следствием возгорания пороховых зарядов. Возможно, это стало причиной того, что в проектах кораблей типа “Hood”, в котором были внесены изменения после Ютландского боя, бронирование палуб было усилено незначительно. 4 августа проект был одобрен Адмиралтейством. В усовершенствованном виде 203-мм броневой пояс был опущен вниз на 508 мм, однако находившийся над ним верхний пояс был утоньшен с 127 мм до 76,2 мм. Толщина брони лобовых плит была снижена до 381 мм, равным образом и толщина боковых стенок – с 114,3 мм до 127 мм. Бронирование барбетов между палубами было тоже усилено, и здесь конструкторы стремились по возможности придерживаться максимальной толщины.
Были также сделаны улучшения в конструкции палуб и боевой рубки, переделаны кожухи дымовых труб. Перегрузочные помещения 140-мм боеприпасов на главной палубе защищены по периметру переборками толщиной 25,4 мм. Зенитное вооружение, ранее предполагавшееся из двух 76,2-мм орудий, теперь было усилено и в новом проекте состояло из четырех 102-мм орудий. Увеличилось число электрогенераторов с четырех до восьми. Все эти изменения увеличили водоизмещение на 1200 tв и осадку на 228,6 мм.
В июле, после тщательного изучения опыта Ютландского боя, руководитель проектных работ вынужден был еще более обратить внимание на защиту корабля. Естественно, это повлекло за собой дальнейшее изменение проекта, причем настолько, что в конечном итоге всех этих усовершенствованных конструкторы пришли к размерам, соответствующим первоначальному проекту быстроходного линкора. При этом прирост осадки составил 610 мм, толщина брони в целом должна была увеличиться на 50% – главный пост с 203 мм до 305 мм, верхний пояс – с 76,2 мм до 152 мм, барбеты до 305 мм. Разумеется, все это отразилось на скорости линкора, она снизилась примерно на один узел.
Окончательный проект представлял собой 31-узловой корабль, защищенный под водой и над водой лучше, чем “Queen Elisabeth”, и в то же время имевший осадку на 610 мм меньше.
Все эти проекты получили обозначения “A”, “B”, “C” и “D” ив августе 1916 года были представлены на утверждение в Адмиралтейство. В том же месяце они были рассмотрены Лордами Адмиралтейства, однако проекты с трехорудийными башнями были отвергнуты и таким образом выбор пал на проект “A”. Строительство “Hood” было возобновлено, а 1 сентября 1916 года состоялась официальная церемония начала строительства корабля по новому проекту, то есть, по существу, вторая закладка крейсера. Технические данные проекта по состоянию на 1916 год приведены в таблице.
Технические данные проектов усовершенствования линейного крейсера “Hood”, 1916 год.
Параметр |
Основа |
“A” |
“B” |
“C” |
“D” |
Размерности |
|||||
Водоизмещение проектное, tв | 37500 |
40600 |
43100 |
41700 |
40900 |
Длина наибольшая, tв | 262,30 |
262,30 |
262,30 |
262,30 |
262,30 |
Длина между перпендикулярами, м | 247,05 |
247,05 |
247,05 |
247,05 |
247,05 |
Ширина наибольшая, м | 31,72 |
31,72 |
31,72 |
31,72 |
31,72 |
Осадка носом, м | 7,85 |
8,46 |
9,00 |
8,69 |
8,54 |
Осадка кормой, м | 8,16 |
8,77 |
9,30 |
9,00 |
8,85 |
Осадка средняя боевая, м | 9,00 |
9,61 |
10,14 |
9,83 |
9,68 |
Мощность на валах, л.с. | 144000 |
144000 |
144000 |
144000 |
144000 |
Расчетная скорость, узлов | 31,75-32 |
31 |
30,5 |
30,75 |
30,75 |
Запас топлива при проектной осадке, tв | 1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
1200 |
Наибольший запас топлива, tв | 4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
Весовые нагрузки |
|||||
Корпус корабля, tв | 14520 |
14750 |
? |
? |
? |
Вооружение, tв | 4950 |
5000 |
? |
? |
? |
Бронирование, tв | 10600 |
13400 |
? |
? |
? |
Энергетическая установка, tв | 5300 |
5300 |
? |
? |
? |
Запас топлива, tв | 1200 |
1200 |
? |
? |
? |
Снаряжение, tв | 750 |
750 |
? |
? |
? |
Адмиралтейский резерв, tв | 180 |
200 |
? |
? |
? |
Всего, tв | 37500 |
40600 |
? |
? |
? |
Вооружение |
|||||
381-мм | 8 |
12 |
10 |
9 |
|
140-мм | - |
16 |
|||
127 мм | 12 |
- |
|||
102-мм | - |
4 |
|||
76,2-мм | 2 |
- |
|||
Торпедные аппараты | 2 |
4 |
|||
Бронирование |
|||||
Защита броневыми плитами |
|||||
Пояс в середине корабля, мм | 203 и 76,2 |
305 и 152 |
|||
Пояс в носу, мм | 127; 102 и 76,2 |
177,8 и 152 |
|||
Пояс в корме, мм | 102 |
152 |
|||
Траверзы цитадели, мм | 102 и 76,2 |
152 и 114,3 |
|||
Барбеты (максимум), мм | 228,6 |
305 |
|||
Орудийные башни, мм | 381 и 280 |
381 и 305; крыша 127 |
|||
Боевая рубка, мм | 254 |
305 |
|||
Шахта боевой рубки, мм | 76,2 |
76,2 |
|||
Кормовой ПУТС, мм | 152 |
152 |
|||
Шахта ПУТС, мм | 102 |
305 |
|||
Защита вертикальными стальными защитными плитами |
|||||
Противоторпедная переборка, мм | 38-19 |
||||
Кожухи дымовых труб, мм | 63,4 |
||||
Защита горизонтальными стальными плитами |
|||||
Палуба бака, мм | 31,7-50,8 |
||||
Верхняя палуба в середине корабля, мм | 25,4-19 |
||||
Главная палуба, мм | 25,4; 38 и 50,8 |
||||
Промежуточная палуба в носу, мм | 25,4; 38 и 50,8 |
||||
Промежуточная палуба в корме, мм | 25,4-63,4 |
Однако изменения проекта не прекратились. Уже в сентябре адмирал Джеллико, на основании дальнейшего анализа Ютландского боя, добился внесения в проект дальнейших усовершенствований в систему защиты корабля. Подавляющая часть их относилась к бронированию палуб. В их числе:
- утоньшение бортовой брони от верхней палубы до палубы бака с 152 мм до 127 мм;
- утолщение бортовой брони от главной до верхней палубы с 152 мм до 177,8 мм;
- усиление верхней палубы с 25,4 мм до 50,8 мм;
- увеличение площади бронировании кормовой части верхней палубы (до сих пор 50,8 мм и 25,4 мм);
- усиление главной палубы над погребами с 50,8 мм до 76,2 мм;
- усиление кормовой части главной палубы с 19,1 мм до 25,4 мм;
- усиление кормовой части промежуточной палубы с 25,4 мм до 25,4+38 мм.
Эти изменения были необходимы для того, чтобы получить броневую защиту борта не менее 228,6 мм, позволяющую противостоять пробивной силе снаряда, падающего на борт или палубу под углом 30о к перпендикуляру. Все изменения были одобрены Адмиралтейством 2 октября. Однако и после этого нормальное строительство корабля было невозможно, так как Главнокомандующий Grand-Flit предложил новые дополнение к проекту. Они были приняты во внимание и вскоре внесены в проект. Только 20 августа 1917 года окончательно строительные чертежи были предъявлены на рассмотрение, а 30 августа одобрены Адмиралтейством.
Технические данные линейного крейсера “Hood”. Август 1917 год.
Параметр |
Данные |
Размерности |
|
Водоизмещение, tв | 41200 |
Длина наибольшая, tв | 262,30 |
Длина между перпендикулярами, м | 247,05 |
Ширина наибольшая, м | 31,72 |
Осадка носом, м | 8,54 |
Осадка кормой, м | 8,85 |
Осадка средняя боевая, м | 9,61 |
Мощность на валах, л.с. | 144000 |
Скорость при проектной осадке, узлов | 31 |
Запас нефти при проектной осадке, tв | 1200 |
Запас нефти при боевой осадке, tв | 4000 |
Весовые нагрузки |
|
Корпус корабля с системами и устройствами, tв | 14950 |
Вооружение, tв (Дополнительный вес 55 tв для орудийных щитов был взят из адмиралтейского резерва) | 5255 |
Бронирование и стальные защитные плиты, tв | 13550 |
Главная и вспомогательные механизмы, tв | 5300 |
Топливо, tв | 1220 |
Снаряжение, экипаж, багаж, tв | 800 |
Адмиралтейский резерв, tв | 145 |
Всего, tв | 41200 |
Вооружение |
|
381-мм L/50 орудия главного калибра | 8 |
140-мм L/50 орудия противоминного калибра | 16 |
102 мм зенитные орудия | 4 |
553-мм надводные торпедные аппараты | 8 |
553-мм подводные торпедные аппараты | 2 |
Бронирование |
|
Защита броневыми плитами |
|
Пояс в середине корабля, мм | 305; 177,8 и 127 |
Пояс в носу, мм | 152 и 127 |
Пояс в корме, мм | 152 |
Носовой траверз, мм | 127 и 102 |
Кормовой траверз, мм | 127 и 102 |
Барбеты башен (максимум), мм | 305 |
Орудийные башни, мм | лоб 381; бока 305 и 280; крыша 127 |
Боевая рубка, мм | 280; 254; 228,6 и 177,8 |
Шахта боевой рубки, мм | 76,2 |
Пост УТС, мм | 152 |
Защита вертикальными стальными защитными плитами |
|
Противоторпедная переборка, мм | 63,4 и 38 |
Кожухи дымовых труб, мм | 63,4 и 38 |
Защита горизонтальными стальными плитами |
|
Палуба бака, мм | 31,7-50,8 |
Верхняя палуба, мм | 19; 25,4 и 50,8 |
Главная палуба, мм | 25,4; 38 и 76,2 |
Промежуточная палуба в носу, мм | 25,4-38 |
Промежуточная палуба в корме, мм | 38; 25,4 и 76,2 |
Строительство линейных крейсеров “Anson”, “Rodney” и “Howe” было остановлено в марте 1917 года. Рабочие были переведены на строительство более необходимых кораблей, например, торговые суда, эскортные корабли, эсминцы и т.п. уже заготовленные строительные материалы так же были использованы на других заказах. Адмиралтейству не было известно, что в 1917 году в Германии была остановлена постройка линейных крейсеров, поэтому как Адмиралтейство, так и командование Grand-Flit выдвигало требования правительству о немедленном возобновлении постройки линейных крейсеров, однако, несмотря на это работы продолжены не были. Большие надежды возлагались на ускоренную достройку “Hood”. Командующий флотом требовал, чтобы хотя бы этот крейсер вступил в строй возможно быстрее, однако и для этого пришлось бы пожертвовать частью кораблестроительной программы. Как крайняя мера, на “Hood” были переведены рабочие со строящихся крейсеров “Raleigh” и “Effingham”. В октябре 1917 года было решено, что “...нежелательно форсировать постройку “Hood” и пренебрегать для этого другими, более важными заказами...”. Таким образом, работы на “Hood” продвигались весьма медленно, а на его собратьях вообще не велись. Так продолжалось до заключения перемирия в ноябре 1918 года, после чего заказы на три серийных корабля были аннулированы. “Hood” сошел на воду 22.08.1918 года. Спусковое водоизмещение его равнялось 21720 tв и составлялось из следующих нагрузок:
вооружение, tв |
74 |
механизмы, tв |
1620 |
бронирование и подкладка, tв |
1184 |
команда, балласт, и спусковые устройства (позже сняты), tв |
310 |
спусковой вес корпуса, tв |
18532 |
Всего, tв |
21720 |
В январе 1920 года “Hood” оставил Клайдбэнк и ушел в Розайт. Там для проведения кренования он был поставлен в сухой док. Одновременно была проведена подготовка к программным испытаниям. 5 марта корабль вернулся в Клайд и некоторое время достраивался на верфи “John Brown”.
Передача корабля флоту для испытаний с полным снаряжением состоялась 29 марта. Испытания механизмов, рулевого устройства и вооружения состоялись весной 1920 года. 14 мая крейсер “Hood” в Розайте был принят флотской комиссией, а на следующий день, 15 мая, вошел в строй Королевского флота.
Технические данные линейного крейсера “Hood”. 1920 год.
Параметр |
Данные |
Экипаж, человек | 1397 |
Размерности |
|
Водоизмещение проектное, tв | 42670 |
Водоизмещение боевое, tв | 46680 |
Нагрузка, углубляющая на 1 см, tв | 49,9 |
Длина наибольшая, tв | 267,48 |
Длина между перпендикулярами, м | 247,18 |
Длина по ватерлинии, м | 259,43 |
Ширина наибольшая, м | 31,77 |
Осадка носом, м | 8,51 |
Осадка кормой, м | 9,33 |
Осадка средняя боевая, м | 9,76 |
Надводный борт в носу, м | 8,84 |
Надводный борт в середине, м | 6,40 |
Надводный борт в корме, м | 5,18 |
Весовые нагрузки |
|
Корпус корабля с системами и устройствами, tв | 15636 |
Вооружение, tв | 5302 |
Бронирование и стальные защитные плиты, tв | 13650 |
Главная и вспомогательные механизмы, tв | 5969 |
Топливо, tв | 1200 |
Снаряжение, экипаж, багаж, tв | 913 |
Адмиралтейский резерв, tв | - |
Всего, tв | 42670 |
Линейный
крейсер "Худ". |