Боевые корабли мира

Линейный крейсер “Hood” (“Худ”). Постройка и изменения в проекте.

День закладки линейного крейсера “Hood” – 31 мая 1916 года – ознаменовался важным событием: в Северном море встретились два враждующих флота и в последующем сражении три британских линейных крейсера взлетели на воздух. Их быстрая гибель от германских снарядов была достаточно выразительным признаком того, что в современной британской системе защиты существовали серьезнейшие недоработки. Полученный жестокий опыт должен был быть изучен и, по возможности, максимально использован, а до этого все работы на строящихся кораблях прекратили. В начале июня Джеллико сформирован ряд комиссий внутри Grand-Flit. Они получили задание критически оценить результаты сражения, выявить все имеющиеся проблемы, проанализировать их и изложить в письменном виде. Комиссия, занимающаяся защитой корабля, с достаточной уверенностью пришла к выводу, что потеря трех линейных крейсеров объясняется возгоранием пороха в башнях или подъемниках и последующем проникновением форса пламени через них в погреба. Комиссия предложила применить устройства защиты против прорыва пламени в перегрузочные отделения и погреба. Точно также она на усилении палубного бронирования над погребами, которые особенно подвержены угрозе быть пробитыми снарядами с большого расстояния и даже его осколками после взрыва. Эти же требования высказали Джеллико и Битти 25 июня 1916 года на конференции в Адмиралтействе. Требования были приняты Морскими Лордами, однако главный конструктор оказался в резкой оппозиции к вопросу усиления палуб. Его поддержал Третий Морской Лорд. Среди множества приведенных доводов он не смог увидеть явную причину, позволяющую предполагать проникновение в погреб прямого попадания снаряда – потеря кораблей была приписана исключительно следствием возгорания пороховых зарядов. Возможно, это стало причиной того, что в проектах кораблей типа “Hood”, в котором были внесены изменения после Ютландского боя, бронирование палуб было усилено незначительно. 4 августа проект был одобрен Адмиралтейством. В усовершенствованном виде 203-мм броневой пояс был опущен вниз на 508 мм, однако находившийся над ним верхний пояс был утоньшен с 127 мм до 76,2 мм. Толщина брони лобовых плит была снижена до 381 мм, равным образом и толщина боковых стенок – с 114,3 мм до 127 мм. Бронирование барбетов между палубами было тоже усилено, и здесь конструкторы стремились по возможности придерживаться максимальной толщины.

Были также сделаны улучшения в конструкции палуб и боевой рубки, переделаны кожухи дымовых труб. Перегрузочные помещения 140-мм боеприпасов на главной палубе защищены по периметру переборками толщиной 25,4 мм. Зенитное вооружение, ранее предполагавшееся из двух 76,2-мм орудий, теперь было усилено и в новом проекте состояло из четырех 102-мм орудий. Увеличилось число электрогенераторов с четырех до восьми. Все эти изменения увеличили водоизмещение на 1200 tв и осадку на 228,6 мм.

В июле, после тщательного изучения опыта Ютландского боя, руководитель проектных работ вынужден был еще более обратить внимание на защиту корабля. Естественно, это повлекло за собой дальнейшее изменение проекта, причем настолько, что в конечном итоге всех этих усовершенствованных конструкторы пришли к размерам, соответствующим первоначальному проекту быстроходного линкора. При этом прирост осадки составил 610 мм, толщина брони в целом должна была увеличиться на 50% – главный пост с 203 мм до 305 мм, верхний пояс – с 76,2 мм до 152 мм, барбеты до 305 мм. Разумеется, все это отразилось на скорости линкора, она снизилась примерно на один узел.

Окончательный проект представлял собой 31-узловой корабль, защищенный под водой и над водой лучше, чем “Queen Elisabeth”, и в то же время имевший осадку на 610 мм меньше.

Все эти проекты получили обозначения “A”, “B”, “C” и “D” ив августе 1916 года были представлены на утверждение в Адмиралтейство. В том же месяце они были рассмотрены Лордами Адмиралтейства, однако проекты с трехорудийными башнями были отвергнуты и таким образом выбор пал на проект “A”. Строительство “Hood” было возобновлено, а 1 сентября 1916 года состоялась официальная церемония начала строительства корабля по новому проекту, то есть, по существу, вторая закладка крейсера. Технические данные проекта по состоянию на 1916 год приведены в таблице.

Технические данные проектов усовершенствования линейного крейсера “Hood”, 1916 год.

Параметр

Основа

“A”

“B”

“C”

“D”

Размерности

Водоизмещение проектное, tв

37500

40600

43100

41700

40900

Длина наибольшая, tв

262,30

262,30

262,30

262,30

262,30

Длина между перпендикулярами, м

247,05

247,05

247,05

247,05

247,05

Ширина наибольшая, м

31,72

31,72

31,72

31,72

31,72

Осадка носом, м

7,85

8,46

9,00

8,69

8,54

Осадка кормой, м

8,16

8,77

9,30

9,00

8,85

Осадка средняя боевая, м

9,00

9,61

10,14

9,83

9,68

Мощность на валах, л.с.

144000

144000

144000

144000

144000

Расчетная скорость, узлов

31,75-32

31

30,5

30,75

30,75

Запас топлива при проектной осадке, tв

1200

1200

1200

1200

1200

Наибольший запас топлива, tв

4000

4000

4000

4000

4000

Весовые нагрузки

Корпус корабля, tв

14520

14750

?

?

?

Вооружение, tв

4950

5000

?

?

?

Бронирование, tв

10600

13400

?

?

?

Энергетическая установка, tв

5300

5300

?

?

?

Запас топлива, tв

1200

1200

?

?

?

Снаряжение, tв

750

750

?

?

?

Адмиралтейский резерв, tв

180

200

?

?

?

Всего, tв

37500

40600

?

?

?

Вооружение

381-мм

8

12

10

9

140-мм

-

16

127 мм

12

-

102-мм

-

4

76,2-мм

2

-

Торпедные аппараты

2

4

Бронирование

Защита броневыми плитами

Пояс в середине корабля, мм

203 и 76,2

305 и 152

Пояс в носу, мм

127; 102 и 76,2

177,8 и 152

Пояс в корме, мм

102

152

Траверзы цитадели, мм

102 и 76,2

152 и 114,3

Барбеты (максимум), мм

228,6

305

Орудийные башни, мм

381 и 280

381 и 305; крыша 127

Боевая рубка, мм

254

305

Шахта боевой рубки, мм

76,2

76,2

Кормовой ПУТС, мм

152

152

Шахта ПУТС, мм

102

305

Защита вертикальными стальными защитными плитами

Противоторпедная переборка, мм

38-19

Кожухи дымовых труб, мм

63,4

Защита горизонтальными стальными плитами

Палуба бака, мм

31,7-50,8

Верхняя палуба в середине корабля, мм

25,4-19

Главная палуба, мм

25,4; 38 и 50,8

Промежуточная палуба в носу, мм

25,4; 38 и 50,8

Промежуточная палуба в корме, мм

25,4-63,4

Однако изменения проекта не прекратились. Уже в сентябре адмирал Джеллико, на основании дальнейшего анализа Ютландского боя, добился внесения в проект дальнейших усовершенствований в систему защиты корабля. Подавляющая часть их относилась к бронированию палуб. В их числе:

  • утоньшение бортовой брони от верхней палубы до палубы бака с 152 мм до 127 мм;
  • утолщение бортовой брони от главной до верхней палубы с 152 мм до 177,8 мм;
  • усиление верхней палубы с 25,4 мм до 50,8 мм;
  • увеличение площади бронировании кормовой части верхней палубы (до сих пор 50,8 мм и 25,4 мм);
  • усиление главной палубы над погребами с 50,8 мм до 76,2 мм;
  • усиление кормовой части главной палубы с 19,1 мм до 25,4 мм;
  • усиление кормовой части промежуточной палубы с 25,4 мм до 25,4+38 мм.

Эти изменения были необходимы для того, чтобы получить броневую защиту борта не менее 228,6 мм, позволяющую противостоять пробивной силе снаряда, падающего на борт или палубу под углом 30о к перпендикуляру. Все изменения были одобрены Адмиралтейством 2 октября. Однако и после этого нормальное строительство корабля было невозможно, так как Главнокомандующий Grand-Flit предложил новые дополнение к проекту. Они были приняты во внимание и вскоре внесены в проект. Только 20 августа 1917 года окончательно строительные чертежи были предъявлены на рассмотрение, а 30 августа одобрены Адмиралтейством.

Технические данные линейного крейсера “Hood”. Август 1917 год.

Параметр

Данные

Размерности

Водоизмещение, tв

41200

Длина наибольшая, tв

262,30

Длина между перпендикулярами, м

247,05

Ширина наибольшая, м

31,72

Осадка носом, м

8,54

Осадка кормой, м

8,85

Осадка средняя боевая, м

9,61

Мощность на валах, л.с.

144000

Скорость при проектной осадке, узлов

31

Запас нефти при проектной осадке, tв

1200

Запас нефти при боевой осадке, tв

4000

Весовые нагрузки

Корпус корабля с системами и устройствами, tв

14950

Вооружение, tв (Дополнительный вес 55 tв для орудийных щитов был взят из адмиралтейского резерва)

5255

Бронирование и стальные защитные плиты, tв

13550

Главная и вспомогательные механизмы, tв

5300

Топливо, tв

1220

Снаряжение, экипаж, багаж, tв

800

Адмиралтейский резерв, tв

145

Всего, tв

41200

Вооружение

381-мм L/50 орудия главного калибра

8

140-мм L/50 орудия противоминного калибра

16

102 мм зенитные орудия

4

553-мм надводные торпедные аппараты

8

553-мм подводные торпедные аппараты

2

Бронирование

Защита броневыми плитами

Пояс в середине корабля, мм

305; 177,8 и 127

Пояс в носу, мм

152 и 127

Пояс в корме, мм

152

Носовой траверз, мм

127 и 102

Кормовой траверз, мм

127 и 102

Барбеты башен (максимум), мм

305

Орудийные башни, мм

лоб 381; бока 305 и 280; крыша 127

Боевая рубка, мм

280; 254; 228,6 и 177,8

Шахта боевой рубки, мм

76,2

Пост УТС, мм

152

Защита вертикальными стальными защитными плитами

Противоторпедная переборка, мм

63,4 и 38

Кожухи дымовых труб, мм

63,4 и 38

Защита горизонтальными стальными плитами

Палуба бака, мм

31,7-50,8

Верхняя палуба, мм

19; 25,4 и 50,8

Главная палуба, мм

25,4; 38 и 76,2

Промежуточная палуба в носу, мм

25,4-38

Промежуточная палуба в корме, мм

38; 25,4 и 76,2

Строительство линейных крейсеров “Anson”, “Rodney” и “Howe” было остановлено в марте 1917 года. Рабочие были переведены на строительство более необходимых кораблей, например, торговые суда, эскортные корабли, эсминцы и т.п. уже заготовленные строительные материалы так же были использованы на других заказах. Адмиралтейству не было известно, что в 1917 году в Германии была остановлена постройка линейных крейсеров, поэтому как Адмиралтейство, так и командование Grand-Flit выдвигало требования правительству о немедленном возобновлении постройки линейных крейсеров, однако, несмотря на это работы продолжены не были. Большие надежды возлагались на ускоренную достройку “Hood”. Командующий флотом требовал, чтобы хотя бы этот крейсер вступил в строй возможно быстрее, однако и для этого пришлось бы пожертвовать частью кораблестроительной программы. Как крайняя мера, на “Hood” были переведены рабочие со строящихся крейсеров “Raleigh” и “Effingham”. В октябре 1917 года было решено, что “...нежелательно форсировать постройку “Hood” и пренебрегать для этого другими, более важными заказами...”. Таким образом, работы на “Hood” продвигались весьма медленно, а на его собратьях вообще не велись. Так продолжалось до заключения перемирия в ноябре 1918 года, после чего заказы на три серийных корабля были аннулированы. “Hood” сошел на воду 22.08.1918 года. Спусковое водоизмещение его равнялось 21720 tв и составлялось из следующих нагрузок:

вооружение, tв

74

механизмы, tв

1620

бронирование и подкладка, tв

1184

команда, балласт, и спусковые устройства (позже сняты), tв

310

спусковой вес корпуса, tв

18532

Всего, tв

21720

В январе 1920 года “Hood” оставил Клайдбэнк и ушел в Розайт. Там для проведения кренования он был поставлен в сухой док. Одновременно была проведена подготовка к программным испытаниям. 5 марта корабль вернулся в Клайд и некоторое время достраивался на верфи “John Brown”.

Передача корабля флоту для испытаний с полным снаряжением состоялась 29 марта. Испытания механизмов, рулевого устройства и вооружения состоялись весной 1920 года. 14 мая крейсер “Hood” в Розайте был принят флотской комиссией, а на следующий день, 15 мая, вошел в строй Королевского флота.

Технические данные линейного крейсера “Hood”. 1920 год.

Параметр

Данные

Экипаж, человек

1397

Размерности

Водоизмещение проектное, tв

42670

Водоизмещение боевое, tв

46680

Нагрузка, углубляющая на 1 см, tв

49,9

Длина наибольшая, tв

267,48

Длина между перпендикулярами, м

247,18

Длина по ватерлинии, м

259,43

Ширина наибольшая, м

31,77

Осадка носом, м

8,51

Осадка кормой, м

9,33

Осадка средняя боевая, м

9,76

Надводный борт в носу, м

8,84

Надводный борт в середине, м

6,40

Надводный борт в корме, м

5,18

Весовые нагрузки

Корпус корабля с системами и устройствами, tв

15636

Вооружение, tв

5302

Бронирование и стальные защитные плиты, tв

13650

Главная и вспомогательные механизмы, tв

5969

Топливо, tв

1200

Снаряжение, экипаж, багаж, tв

913

Адмиралтейский резерв, tв

-

Всего, tв

42670

 

Линейный крейсер "Худ".
История создания
и тактико-технические характеристики

На первую страницу

 


 
[an error occurred while processing the directive]