Линейный крейсер “Hood” (“Худ”). Вооружение.
Технические данные линейного крейсера “Hood”. 1920 год. Вооружение.
8 381 орудий Mk.I на спаренных лафетах Mk.II.
нормальный боезапас – 100 выстрелов и
6 шрапнелей на каждое орудие.
боезапас – 120 выстрелов на орудие (36 фугасных и 84
бронебойных), а также 82 учебных снаряда на
корабль.
12 140-мм орудий Mk.I; на одиночных лафетах II-C.
нормальный боезапас – 150 выстрелов
на каждое орудие.
боезапас - 200 выстрелов на орудие (150 лиддитных и 50
фугасных), а также 464 учебных снаряда и 96
шрапнелей на корабль.
4 102-мм зенитных скорострельных орудия Mk.V на одиночных лафетах Mk.III.
нормальный боезапас – 150 выстрелов на каждое орудие.
4 3-фунтовые салютные пушки “Hotchkis” на лафетах Mk.I.
нормальный боезапас – 64 выстрелов на каждое орудие.
2 533-мм подводных торпедных аппарата.
4 533-мм надводных торпедных аппарата.
Орудия главного калибра.
Орудия главного калибра и орудийные установки должны были быть аналогичными предшествующим проектам кораблей. Однако после Ютландского проекта было решено изменить угол максимального возвышения ствола с 200 до 300. Это мероприятие потребовало удлинения цилиндров механизма вертикального наведения, а также подкрепления основания лафетов и всей установки в целом. Кроме того, увеличение угла возвышения потребовало применения более высоких броневых плит в лобовой части башен. Так как все башенные механизмы по конструкции не изменялись заряжание орудий не могло производиться при углах возвышения более 200. Чтобы предотвратить возвышение ствола более 200 при открытом затворе в установках применили специальную блокировку, отключающие механизм вертикального наведения, если затвор был открыт. Еще одним нововведением было устройство блокировки для того, чтобы зарядный лоток мог приподниматься для заряжания только при полностью открытом затворе. После всех этих усовершенствованиях новый орудийный лафет получил обозначение Mk.II
Оборудование каждой башни включало собственный гидравлический насос с паровым приводом для приведения в действие всех башенных механизмов.
Броневая защита орудийных башен главной артиллерии.
Плиты орудийных башен изготовлялись из цементированной брони. Лобовые плиты имели толщину 381 мм, передние плиты боков – 305 мм, задние боковые плиты и тыльная сторона башен – 280 мм. Середина лобовой части опиралась на 432-мм гласисную плиту, которая в свою очередь соединялась с нижними плитами башни. Упомянутая гласисная плита изготавливалась из высококачественной крупповской нецементированной броневой стали. Крыша башни составлялась из трех нецементированных крупповских плит толщиной 127 мм, дно – из высокоупругой стали толщиной 76,2 м с добавлением под свесами крупповских нецементированных плит.
Пост командира башни был прикрыт 76,2-мм крупповскими нецементированными плитами, а на его лобовой стороне устанавливалась защитная плита из высокоупругой броневой стали толщиной 76,2 мм. Дальномерные купола представляли собой бронеподобные стальные отливки. От наблюдательных куполов на крыше отказались, так как они являлись наиболее слабым местом в бронировании башен. Вместо этого, в лобовой плите были устроены смотровые щели.
Общий вес вращающейся части установки равнялся 860 tв (на “Queen Elisabeth” – 750 tв).
В июле 1917 года, после проведения опытного расстрела было преложено усилить крышу башни до 152 мм. Однако, поскольку 127-мм плиты для “Hood” были уже прокатаны и испытаны, было решено их использовать. На остальных кораблях (кроме “Hood”) предполагалось установить уже 152-мм плиты, отчего вес башен увеличился на 60 tв, взятых из адмиралтейского резерва.
Артиллерия противоминного калибра.
140-мм орудия Mk.I впервые в Королевском флоте были установлены на крейсерах “Birkenhead” и “Chester”. Эти крейсера строились для Греции на верфи “Armstrong”. К началу войны они еще не были готовы и вскоре были куплены британским правительством. Кроме того, эти орудия были установлены на легком линейном крейсере “Furious”. Снаряд этого орудия весил 37,2 кг и выпускался с начальной скоростью 830,58 м/с. Рабочий заряд состоял из 1,1 кг пороха “MD”. 140-мм орудие не достигало пробивной силы 152-мм орудия, стреляющего снарядами на 8,2 кг больше, отчего разрывная мощь такого снаряда была примерно на 30% больше. Однако оно считалось вполне достаточным для отражения минных атак, а меньшая эффективность отдельного выстрела компенсировалась другими достоинствами, к числу которых относились простата в обслуживании, удобство более легкого боезапаса для заряжания и, как следствие, более высокая скорострельность.
Центрально-штыревой лафет Mk.II позволял придавать орудию возвышение в 300, обеспечивая дальность стрельбы около 16,2 км. Для сравнения можно указать, что лафет P.I с 152-мм казематным орудием Mk.III позволял вести огонь на дальность только 11,7 км при наибольшем возвышении ствола 150. Серьезным недостатком новых орудий считалась недостаточная защищенность от попаданий, так как для этих целей имелся только броневой щит толщиной 25,4 мм. В октябре 1917 года Адмиралтейство подняло вопрос об установке этих орудий в башнях, но так как это потребовало бы значительного добавочного веса от башен отказались. Другим возражением против башенной установки для противоминного калибра считалась невозможность в этом случае непосредственного управления стрельбой.
Боезапас среднего калибра подавался подъемниками в носовое и кормовое перегрузочные помещения, находившиеся на главной палубе. Отсюда боезапас доставлялся к бортовым подъемникам отдельных орудий, установка которых долгое время оставалась под сомнением и была одобрена незадолго до утверждения окончательных строительных чертежей корабля. Добавочный вес в 80 tв был взят из адмиралтейского резерва.
Артиллерийские испытания орудий противоминного калибра проводились 26.08.1920 года. За исключением небольших претензий, они были признаны вполне удовлетворительными.
Торпедное вооружение.
Окончательный проект предусматривал восемь 553-мм торпедных аппаратов которые должны были устанавливаться на верхней палубе в средней части корабля, а также два торпедных аппарата того же калибра в отдельных помещениях на носовой платформе. Для заряжания подводных аппаратов имелись специальные приспособления с силовым приводом. Торпеды транспортировались специальными тележками и опускались ниже главной палубы вертикальными лафетами.
В 1918-1919 годах было решено установить на крейсере, на орудийных башнях “В” и “Х” специальных платформ для взлета колесных самолетов. Это было сделано по готовности корабля.
Управление артиллерийской стрельбой.
Главный пост управления стрельбой размещался поверх боевой рубки в специальном помещении. Поверх поста находился вращающийся бронированный купол с 9,14-метровым дальномером. Главный пост представлял собой забронированное 152-мм плитами помещение, круглой в плане формы. Лобовая часть вращающегося купола защищалась 152-мм броней; бока купола -50,8-мм; крыша - 76,2-мм броней.
Пост управления стрельбой противоминного калибра находился также поверх боевой рубки, но несколько ниже главного поста. Он также был защищен 152-мм броней.
Резервный пост управления стрельбой находился во вращающемся посту на фор-марсе. Там же находился 4,57-метровый дальномер. Передняя часть этого поста использовалась при управлении огнем главного калибра, а для противоминного калибра были устроены специальные посты в задней части фор-марса с правого и левого борта. Каждый из этих постов имел по одному 2,74-метровому дальномеру. Еще два поста управления стрельбой противоминного калибра размещались побортно от мостика. Там же находились наблюдательные противолодочные посты.
Кроме того, каждая башня главного калибра имела собственные 9,14-метровые дальномеры и по одному открытому визирному устройству для горизонтальной наводки.
Предусматривались также четыре поста управления торпедной стрельбой, один под боевой рубкой, в пределах ее броневой защиты, два - между дымовыми трубами, еще один – в корме. Три последних поста были оборудованы 4,57-метровыми дальномерами.
Для управления 102-мм зенитками имелся один пост на крыше комовой надстройки, оборудованный 2-метровым дальномером.