Внутренние озерные
флотилии.
Ладожское озеро
Согласно Дерптскому мирному договору 1920 года, на Ладоге разрешалось иметь военные корабли водоизмещением не более 100 тонн, вооруженные орудиями не выше 47-мм. Ладожская флотилия (морская рота) в 1919-39 гг. подчинялась III полку береговой артиллерии. В предвоенные годы здешнее побережье было укреплено сильными батареями, но флотилия имела довольно скромный состав и несла чисто наблюдательные функции. После того, как в 1938 году Советский Союз "по техническим причинам" закрыл Неву - единственную коммуникацию с Финским заливом, ни один корабль уже не смог ей воспользоваться. Хотя подводная лодка "Саукко", созданная специально для Ладоги, и могла быть доставлена туда по железной дороге, разобранная на две части, по различным причинам она осталась в Финском заливе. Единственным пополнением стал построенным в Сортавале ледокол "Аалокас". К началу войны в 1939 году флотилия под командованием капитан-лейтенанта Капонена имела следующий состав:
Флотилия канонерских лодок капитан-лейтенанта Асикайнена:
“Aallokas” (400 т, 34.1 x 7.5 x 3.3 м, 520 л.с. = 11 уз. - макс., дальн. 1000 миль (8 уз), 2 х 75-мм ор. 2 х 40-мм зен.) Бывший ледокол, построенный в 1936 году в Сортавале. Весной 1940 захвачен советскими войсками и в августе вошел в строй как учебное судно. В августе 1941 вооружен и переоборудован в канонерскую лодку “Шексна”. С 1943 - транспорт в 1961 году исключен из списков флота и отдан на слом.
“Aunus” (100 т, 25.3 х 5.3 х 2.1 м, 280 л.с. = 10.5 уз, уголь 15 т, 750 миль (7 уз), 2 х 47-мм, 1 пул., 30 мин, экипаж 48 чел.). Бывший русский озерно-речной буксир, построенный в Або на верфи “Крейтон” в 1900 году, захвачен финнами на Ладожском озере в 1919 году. Весной 1940 года захвачен советскими войсками и в августе вошел с строй как учебное судно. В августе 1941 года вооружен и переоборудован в тральщик № 100 (с 1944 года Т-100) в 1947 году разоружен, в 1964 исключен из списков флота. В настоящее время корабль-памятник при мемориале “Дорога жизни” на Новой Ладоге.
"Тармо" (89 брт), буксир 1911 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием;
"Вулкан" (75 брт), буксир 1901 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием.
Минная флотилия ст. лейтенанта Карстена:
“Yrjo” (“Юрье”) (90 т), постройки 1895 года, захвачен в 1918 году, вооружен 2 х 47-мм орудиями, 50 мин;
"Кивиниеми" (95 т, 1912 г, 1 х 47-мм, 30 мин);
"Войма" (буксир 66 брт, 1895 г, 1 х 47-мм) 19 декабря 1939 года затонул при навигационной аварии.
Группа тральщиков обер-боцмана Ватанена:
С-1 (27 т, 1914 г, 1 х 47-мм) Захвачен в 1918 году;
"Клеркер" (28 т, 1912 г, 1 х 47-мм) В 1932 г переведен из Финского залива.
Кроме того, имелись также невооруженные малые транспорты, буксиры и моторные катера. Понятно, что советские военные корабли превосходили эти финские силы.
После начала войны 1939 года "Юрье", "Кивиниеми", "Аунус" и моторные катера КМ-36, КМ-37, JМ-31, JМ-32 выставили в финских водах у северного берега 264 мины. Морских боев не происходило. Канонерские лодки обстреливали сухопутные цели на северо-восточном берегу. С наступлением нового года Ладога замерзла. По Московскому миру 1940 года весь район был уступлен русским, и корабли так и остались там.
Когда летом 1941 года финская армия снова достигла Ладоги, ни один из кораблей не был найден. Начало новой флотилии положили постепенно доставляемые малые буксиры и моторные катера. Перешедший финнам 22 сентября латвийский пароход "Илга" (211 брт) получил имя "Аунус". В 1942 году главное бремя борьбы несли 12 итальянская эскадрилья MAS капитана 3 ранга Бианчини, немецкая группа "C" - 31 флотилия тральщиков старшего лейтенанта Рейманна и боевой штаб паромов "Ост" полковника Зибеля - катера MAS, КМ и артиллерийские паромы.
Однако, осенью 1942 года эти силы были эвакуированы, и в 1943-44 гг борьбу продолжали одни финны.
Финская флотилия (3 морской батальон капитана 3 ранга Коппонена имела в своем составе следующие единицы:
два бывш. герм. парома типа "Зибель" - Т-2, Т-17 (по 143 т, 2 х 102, 2 х 20-мм орудий);
четыре бывш. герм. артиллерийских баржи М-31 - М-34 (по 180 т, 2 х 88, 1 х 37, 1 х 20-мм орудий);
четыре бывш. герм. моторных катера VMV-101, 103-105 (по 78 т, 1 х 57, 1 х 20-мм ор.)
три бывш. торп. катера "Винха", "Сеюксю" и "Нуоли" (по 12 тонн, перевооруженные по 1 х 20-мм и 3 мины).
Кроме того, имелись транспорты и прочие вспомогательные суда.
После перемирия 3 октября 1944 года все единицы были постепенно переведены в Финляндию. В августе 1945 г бывшие немецкие 6 паромов и 4 моторных катера были полностью вооруженные переданы CCCP.