Ледоколы (Jaanmurtaja)
В тяжелые снежные зимы 1940 - 42 гг. ледоколы имели большое значение для поддержания сообщения по морю. В конце 1941 года вооружение было демонтировано и применялось на сухопутном ТВД.
“Sisu” - ледокол
Водоизмещение: 2000 т.
Основные размерения: 64.2 х 14.3 х 5.1 м
Силовая установка: 3 вала (1 носовой), 3 дизеля
“Атлас” 4000 л.с. = 15.8 уз, нефть 500 т.
Вооружение: 2 х 102/60-мм ор. Обухова, 2 х 40-мм зен.
Экипаж 100 чел.
Название: сису - упорство. Строился по образцу хорошо зарекомендовавшего себя шведского ледокола “Ymer”. С самого начала предполагался для использования не только в качестве ледокола, но и в качестве базы подводных лодок. Спущен на воду 24 сентября 1938 года на верфи “Вяртсиля”, став таким образом первым чисто финским ледоколом. Вошел в строй в 1939 году. Первоначально предполагалось вооружить “Сису” двумя 76-мм орудиями, но после начала войны они были заменены на два 102-мм орудия, к которым впоследствии добавили 2 х 40-мм зенитки. В 1944 году зенитки были заменены на 3 х 20-мм, а после войны сняты и они. Полностью разоружен в конце 40-х годов.
Во время войны использовался в основном как сторожевой корабль. В ноябре 1943 года подорвался на мине, но был быстро введен в строй. После войны прошел капитальный ремонт и служил вплоть до 1974 года: когда был сдан на слом.
“Otso” - ледокол
Водоизмещение: 800 т.
Основные размерения: 44.8 х 11.8 х 3.2 м
Силовая установка: 2 вала (1 носовой) 1945 л.с. = 13 уз,
нефть 60 т.
Вооружение: 2 х 75/50-мм ор. Кане.
Название: отсо - косолапый (имеется в виду
медведь). Спущен на воду в 1936 году. Сдан на слом в
1967 году.
“Jaakarhu” - ледокол
Водоизмещение: 4825 т.
Основные размерения: 78.4 х 19.3 х 6.4 м
Силовая установка: 3 вала (один носовой) 9800 л.с. = 18
уз.
Вооружение: 4 х 102/60-мм ор. Обухова, 2 х 20-мм зен.
Экипаж: 47 чел.
Название: яакарху - белый медведь. Строился в Голландии по заказу финского правительства. Спущен на воду в 1926 году на верфи Смита в Роттердаме. “Яакарху” был одним из первых ледоколов, специально предназначенных для военного флота. На палубе были установлены фундаменты для орудий, перед машинным отделением оборудованы артиллерийские погреба. Корпус разделялся на 8 водонепроницаемых отсеков.
По условиям советско-финского мирного договора ледокол передавался СССР. Передача состоялась в 1945 году и ледокол вошел в списки флота под именем “Сибиряков”. В 50-е годы прошел модернизацию, в ходе которой была значительно изменена архитектура надстройки, а также установлено новое навигационное оборудование. В 1975 году продан на слом в Италию.
“Voima” - ледокол
Водоизмещение: 2070 т.
Основные размерения: 62.2 х 14.2 х 5.9 м
Силовая установка: 4100 л.с. = 14 уз.
Вооружение: 3 х 120-мм ор. Виккерса.
Название: войма - сила. Спущен на воду в 1917 году.
Сдан на слом в 1970 году.
“Tarmo” - ледокол
Водоизмещение: 2300 т.
Основные размерения: 65.7 х 14.1 х 6.0 м
Силовая установка: 3850 л.с. = 13.5 уз, 1460 миль (11 уз).
Вооружение: 2 х 120-мм ор. Виккерса.
Название: тармо - энергия. Строился на фирме Армстронга в Ньюкастле по заказу финского таможенного лоцманского ведомства. Спущен на воду в 1907 году. В 1914 году мобилизован и использовался как ледокол для нужд балтийского флота. В феврале 1918 года совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс. 21 марта при выходе в море захвачен финнами. 18 января 1940 года, в стоявший в гавани Котка ледокол попала авиационная бомба; корабль и 39 членов его экипажа погибли. Позднее поднят. В настоящее время используется как корабль-памятник в Хельсинки.
“Apu” - ледокол
Водоизмещение: 1200 т.
Основные размерения: 40.8 х 10.5 х 4.8 м
Силовая установка: 1600 л.с. = 13 уз, 1500 миль (10 уз).
Вооружение: 2 х 75/50-мм ор. Кане.
Экипаж 48 чел.
Название: апу - помощь. Бывший ледокол финского торгового флота, построен в 1899 году в Германии. В годы первой мировой войны реквизирован и вошел в состав БФ как ледокол “Аванс”. В 1922 году по Дерптскому миру возвращен Финляндии. Сдан на слом в 1958 году.
“Sampo” - ледокол
Водоизмещение: 1850 т.
Основные размерения: 60.6 х 12.9 х 5.7 м
Силовая установка: 3050 л.с. = 12 уз, 1460 миль (10 уз).
Вооружение: 3 х 120-мм ор. Виккерса.
Название: сампо - чудо-мельница из финского фольклора. Строился на фирме Армстронга в Ньюкастле по заказу финского таможенного маячного и лоцманского ведомства. Спущен на воду в 1898 году. В 1914 году мобилизован и использовался как ледокол для нужд балтийского флота. В конце января 1918 года захвачен финнами. Сдан на слом в 1958 году.
“Murtaja” - ледокол
Водоизмещение: 841 т.
(стандартное), 900 т. (полное).
Основные размерения: 47.5 х 11.0 х 5.5 м
Силовая установка: 1130 л.с. = 12.5 уз.
Вооружение: 2 х 75/50-мм ор. Кане.
Название: муртайя - несокрушимый. Заказан в Швеции у фирмы “Бергзунд” для обслуживания портов Гангута, Гельсингфорса и Або. На корабле стояло 4 огнетрубных котла и одна машина двойного расширения. Корпус был разделен на 10 отсеков. Вошел в строй в 1890 году. Из-за своего ложкообразного корпуса ледокол плохо держался в море уже при 6-бальном волнении, из-за чего использовался в основном для портовой службы. В 1914 году мобилизован и включен в состав БФ. В апреле 1918 года захвачен в Мариенхамне германскими войсками и передан Финляндии. Сдан на слом в 1958 году.