ВМС Финляндии. 1939-1944 гг.
Торпедные катера (Moottoritorpedovene).
Первоначально все торпедные катера финского флота носили аббревиатуру MTV (“мoоттори торпедо вене” – торпедный катер), впоследствии замененную на собственные имена.
Все катера имели деревянные корпуса, и только у трофейных типа “Виимо” они были металлическими. Каждый торпедный катер нес по две торпеды, 4-6 глубинных бомб, легкие зенитки и имел экипаж 8-10 человек. В конце 1944 года все катера типа “V” были возвращены СССР.
Весной 1940 года американская фирма “Хиггинс Индастриз” не поставила финнам 12 заказанных торпедных катеров, а передала их англичанам (MGB 69-73, MGB 100-106). Обещанные немцами в апреле 1944 года торпедные катера S-62, S-64, S-99 и S-117 они собирались передать лишь в конце августа, но советско-финское перемирие 4 сентября помешала этому.
7 старых катеров, имевшихся в наличии к началу войны, до конца 1942 года составляли единственную флотилию торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Пеуранхеймо. Когда весной 1943 года число катеров увеличилось на 18 новых единиц, было создано соединение торпедных катеров, включавшее в себя 2 флотилии по два дивизиона каждая. Летом 1944 года это соединение под командованием капитана 3 ранга Пеуранхейма имело следующий состав:
1 флотилия (капитан 3 ранга Перхонен):
1 дивизион: 6 катеров типа "Тайсто" (кап.-лейт. резерва Сатули);
2 дивизион: 3 катера типа "Виимо" (кап.-лейт. резерва Лехтонена).
2 флотилия (кап.-лейт. резерва Кайатсало):
1 дивизион 4 катера типа "Йюмю" (кап.-лейт. Вуоренсаари);
2 дивизион 5 катеров типа "Хурья" (кап.-лейт. резерва Мякеле).
3 флотилия (капитан 3 ранга Карринг) должна была состоять из четырех обещанных немецких торпедных катеров.
Участие торпедных катеров в военных действиях 1939 года было очень скромным. Уже в середине декабря тяжелые льды были непроходимы для катеров с деревянными корпусами, а катера типа "Хурья" в 1940 году еще не вошли в строй. В 1941-42 гг. флотилия должна была довольствоваться полностью устаревшими заезженными и протекающими катерами Торникрофта, что также предопределило скромные результаты их боевой деятельности, несмотря на довольно активные действия.
Уже 24 июня катера захватили советский гидросамолет, совершивший вынужденную посадку в шхерах. Позднее они ставили мины и неоднократно атаковали транспорты противника, но без существенных результатов.
В 1943 году после того как вошли в строй новые торпедные катера были предприняты ряд активных действий на охраняемых советских коммуникациях между Ленинградом и Лавенсаари. Так 6 сентября от торпед катеров типа Т и J затонули буксир К-12 и груженая баржа ЛТП-11 (потери: 21 краснофлотец).
После войны по условиям мирного договора все торпедные катера были переоборудованы в патрульные катера (без торпед). В конце 60-х годов они были исключены из состава ВМФ.
“Sisu” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 13 т.
Основные размерения: 16.2 х 3.0 х 1.2 м
Силовая установка: 2 нефт.дв. “Изотта Фраскини”
по 500 л.с. = 22 уз, 150 миль.
Вооружение: 2 пул, 2 х 456-мм ТА.
Экипаж: 8 чел.
“Sisu” (MTV-1, бывш. ит. MAS-220) и “Hurja” (MTV-2, бывш. ит. MAS-221) построенные фирмой “Орландо” в Ливорно в 1918 году, были куплены у Италии в 1922 году. Название: сису - упорный, хурья - неистовый. Эти катера, хорошо зарекомендовавшие себя в войне на Адриатике, на балтийской волне имели склонность зарываться носами, из-за чего в шутку были прозваны “фонтанами”. В 1943 году окончательно устаревший "Сису" был переведен на Ладожское озеро. Сданы на слом в конце войны.
“Syoksy” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 12 т.
Основные размерения: 16.8 х 3.4 х 1.0 м
Силовая установка: 2 бенз. двигателя по 750 л.с. = 40
уз, 200 миль.
Вооружение: 1 пул, 2 х 456-мм ТА.
Экипаж: 7 чел.
“Syoksy” (MTV-4) и “Nuoli” (MTV-5) построены английской фирмой ”Джон Торникрофт” в Вульстоне в 1928 году, oстальные два - в 1929 году в Финляндии: “Vinha” (MTV-6) фирмой “Tурун Веневейстяме” (Турку), “Raju” (MTV-7) фирмой “Порвон Веневейстяме” (Порво). Названия: сюексе - выпад, нуоли - стрела, винха - быстрый, раю - буйный.
2 сентября 1941 года "Сеюксю" (обербоцман Оваскайнен) южнее Койвисто потопил советский пароход "Мееро" (1866 брт), а 22 сентября южнее Суурсаари - переоборудованный из рыболовного судна РТ-29 "Киров" (633 брт). 18 ноября 1942 года "Сеюксю", "Винха" и "Вихури" проникли в гавань Лавенсаари и в ходе смелой атаки потопили стоящую на якоре большую канонерскую лодку ”Красное знамя”. В 1942 году вооружение катеров было усилено 20-мм зениткой. В ночь на 16 мая 1943 года “Раю” получил подводную пробоину из-за столкновения с плавающим бревном и затонул (по данным Ю.Майстера 15 июня наскочил на противокатерное заграждение в Кронштадтской бухте). Остальные в этом же 1943 году были “сосланы” на Ладожское озеро, где использовались как патрульные суда (без торпедного вооружения). Сданы на слом в 1943-45 гг.
“Isku” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 11 т.
Основные размерения: 16.6 х 3.4 х 1.1 м
Силовая установка: 2 нефт. двиг. “Ролс Ройс” по 800
л.с. = 31 уз.
Вооружение: 2 пул, 2 х 456-мм ТА.
Экипаж: 5 чел.
“Isku” (MTV-3) построен фирмой “Порвон Веневейстяме" (Порво) в 1928 году. Название: иску - удар. Сдан на слом во время войны.
“Jumy” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 22 т.
Основные размерения: 18.7 х 4.7 х 1.5 м
Силовая установка: 2 нефт.дв. “Изотта Фраскини”
по 1100 л.с. = 42 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм ор., 1 пул, 2 х 456-мм ТА.
“Jalo” (J-1, бывш. MAS-526), “Jyry” (J-2, бывш. MAS-527), “Jyske” (J-3, бывш. MAS-528) и “Jymy” (J-4, бывш. MAS-529) построены фирмой “Вальетто" (Варезе) в 1939 году. Названия: йало - великолепный, йюрю - беспокойство, йюске - грохот, йюмю - гул. В 1942 году катера вошли в состав итальянской 12 эскадрильи на Ладожском озере и 5 июня 1943 года были куплены финнами. По мирному договору торпедное вооружение было демонтировано и катера использовались как патрульные. Сданы на слом в 1961 году.
“Hurja” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 20 т.
Основные размерения: 16.5 х 4.3 х 1.5 м
Силовая установка: 2 нефт.дв. “Изотта Фраскини”
по 750 л.с. = 36 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм ор., 2 пул, 2 х 456-мм ТА.
“Haly” (H-1), “Hirmu” (H-2), “Hurja” (H-3), “Hyrsky” (H-4) и “Haijyys” (H-5) построены фирмой “Вальетто" (Варезе) в 1942 году. Названия: хялу- шум, хирму - ужас, хурья - неистовый, хюрскю - прибой, хяйююс- злость.
В 1943 году поставлены Финляндии. В 1949 году, в соответствии с мирным договором переоборудованы в патрульные катера (вооружение: 2 х 20-мм зенитки и 2 крупнокалиберных пулемета). Сданы на слом в 1963 году.
“Taisto” - тип торпедного катера
Водоизмещение: 22 т.
Основные размерения: 17.8 х 4.6 х 1.5 м
Силовая установка: 2 нефт.дв. “Изотта Фраскини”
по 1150 л.с. = 48 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм ор., 2 х 456-мм ТА.
“Tarmo” (T-1), “Taiste” (T-2), “Tyrsku” (T-3), “Tuima” (T-4), “Tuisku” (T-5), “Tuuli” (T-6), Т-7 и Т-8 построены фирмой “Tурун Веневейстяме" (Турку) в 1943 году (Т-7 и Т-8 собственные имена не имели). Названия: тармо - энергия, тайсте - борьба, тюрску - горение, туйма - ярость, туйску - вьюга, туули - ветер. Во время трудных боев лета 1944 года "Тармо" был 21 июня обстрелян советским самолетом, загорелся и взорвался. 15 сентября торпедные катера типов Т и V действовали против немецких десантных сил у Суурсаари. При этом Т-5 (лейтенант Оваскайнен) потопил катерный тральщик Р-29 и буксир “Пернау”, а два других катера-тральщика были повреждены. После 1945 года торпедные аппараты были сняты, названия изменены на "Тайсто-1" - "Тайсто-8". Вооружение состояло из 1 х 40-мм и 2 х 13-мм. В 1964 году катера пошли на слом, кроме “Тайсто-3”, который сохранен.
Д-3 - тип трофейного торпедного катера
Водоизмещение: 35 т.
Основные размерения: 21.7 х 3.9 х 1.2 м
Силовая установка: 2 x 850 л.с. и 1 x 675 л.с. = 34 уз, 500
миль (16 уз).
Вооружение: 1 х 20-мм ор., 2 пул, 2 х 533-мм ТА.
Экипаж: 9 чел.
Название | Заложен | Спуск на воду | Укомплектован |
“Vasama” (до 1943 года V-1) | 1939 | лето 1941 | сент. 1941 |
Название: васама - стрела.
Торпедный катер № 52. 14 октября 1941 года в районе Гогланда попал в шторм и был сильно поврежден. 23 октября захвачен финнами, отремонтирован и включен в состав их флота под названием “Васама”, исключен из списков КБФ 24.12.1941. После войны возвращен СССР и 21 февраля 1945 года вошел в состав КБФ под номером СК-37.
Г-5 - тип трофейного торпедного катера
Водоизмещение: 16 т.
Основные размерения: 19.3 х 3.4 х 0.7 м
Силовая установка: 2 дв. по 850 л.с. = 48 уз, 220 миль.
Вооружение: 1 х 20-мм ор., 2 х 533-мм ТА.
Экипаж: 6 чел.
Название | Заложен | Спуск на воду | Укомплектован |
“Vihuri” (V-2) | начало 1938 | лето 1938 | 4.4.1939 |
“Viima” (V-3, с 1943 г. V-1) | 12.10.1938 | 17.9.1939 | 9.11.1939 |
V-3 | начало 1934 | лето 1934 | 15.12.1934 |
Названия: виима - ветер, вихури - вихрь.
Торпедный катер № 141 (с 25.5.40 по 7.9.41 - № 144) захвачен финнами в ноябре 1941 года и включен в состав флота под названием “Вихури” (V-2), исключен из списков КБФ 24.12.41. 18 ноября 1942 года "Вихури" (вместе с "Сеюксю" и "Винха") потопил канонерскую лодку "Красное знамя". После войны возвращены СССР и 20.12.44 вновь включен в состав КБФ под тем же номером.
Торпедный катер № 64 (до 25.5.40 - № 184, до 7.9.41 - № 121). Летом 1941 принимал участие в обороне в обороне Рижского залива и Моонзундских островов. В ноябре 1941 года захвачен финнами и вошел в состав их флота под названием “Виима” (V-3), исключен из списков КБФ 24.12.1941. После захвата ТК-51 было решено сформировать соединение из трех катеров типа Г-5. В связи с этим “Васама” лишалась бортового номера, ТК-51 получал номер V-3, а “Виима” стала V-1. После войны возвращен СССР и 20.12.1944 вновь включен в состав КБФ под номером ТК-70.
Торпедный катер № 51 (до 4.4.39 - № 71; с 25.5.40 по 7.9.41 - № 54; с 14.4.44 - ТК-51). В 1935-36 годах прошел модернизацию. 4 июня 1944 года при взаимодействии с другими катерами потопил немецкий тральщик М-37. 10 - 20 июня принимал участие в Выборгской операции, в ходе которой 17 июня получил тяжелые повреждения и был захвачен. Исключен из списков КБФ 12.7.1944. Отремонтирован финнами и вошел в состав их флота под номером V-3 (собственное имя в этот период уже не давалось). После войны возвращен СССР и 20.12.1944 под номером ТК-90 вновь включен в состав КБФ.