Тральщики (Trallaaja)
Первоначально назвались именами рыб, например, рауту - форель, куха - судак, хаукки - щука и т.д. С начала войны мобилизованные, реквизированные и купленные тральщики получили имена географических пунктов (Порккала, Нарви и т.д.). С 1944 года катерные тральщики были переименованы по названию головного с добавлением порядкового номера (“Ахвен - 4, Куха - 5 и т.д.)
“Rautu” - тип тральщика
Водоизмещение: 240 т.
Основные размерения: 44.0 х 6.1 х 2.5 м
Силовая установка: 2 вала, 550 л.с. = 10 уз.
Вооружение: 1 х 75/50-мм ор, 1 х 20-мм зен, 30 мин.
Экипаж: 32 чел.
Название | Место постройки | Заложен | Спуск на воду | Укомплектован |
"Rautu" (Т-1) | Варкаус (Суоми) | 1916 | 1917 | начало 1918 |
"Vilppula" (Т-2) | Путилов (С. Петербург) | 02.16 | 23.06.16 | 14.07.1917 |
Тральщики “Фортрал” и “Защитник” построены для царского флота. Летом-осенью 1917 года “Защитник” принял участие в Моонзундской операции. В апреле 1918 года захвачены в Гельсингфорсе финнами и стали: "Фортрал" - “Рауту”, "Защитник" - “Вильпула”.
Они служили, главным образом, в качестве плавучих баз для катеров-тральщиков. 15 июля 1944 года (по другим данным 24 апреля) "Вильпула" был потоплен в гавани Порккала авиационной торпедой. “Рауту” сдана на слом в 1950 году.
“Narvi” - тип тральщика
Водоизмещение: 400 т.
Основные размерения: 39.3 х 8.5 х 2.3 м
Силовая установка: 2 котла, 2 поршн. машины 400 л.с. =
10 уз.
Вооружение: 1 х 45/47-мм ор, 3 х 20-мм зен, 40 мин.
"Narvi", "Jurmo", "Luppi" - бывшие речные буксиры, заказанные СССР в 1940 году. После начала войны конфискованы и переоборудованы в тральщики. Возвращены в 1944 году.
“Pukkio” - тип тральщика
Водоизмещение: 162 т.
Основные размерения: 27.0 х 6.7 х 2.5 м
Силовая установка: 1 дизель 300 л.с. = 10 уз.
Вооружение: 1 х 45/47-мм ор, 1 х 20-мм зен, 20 мин.
"Pukkio", "Porkkala" 1939-1940 гг. постройки. Количество 20-мм зениток во время войны колебалось от 1 до 3. Могли принимать на борт до 40 мин. 28 ноября 1941 года в проливе Койвисто-Зунд "Поркалла" налетел на мину, выставленной ПЛ “Лембит” и затонул; старший лейтенант Лааксо и еще 30 членов экипажа погибли. Летом 1942 года корабль был поднят. 3-й однотипный корабль - "Pansio" был готов лишь в 1947 году.
“Ajonpaa” - тип тральщика
Водоизмещение: 52 т.
Основные размерения: 20.0 х 5.3 х 1.7 м
Силовая установка: 1 дизель 200 л.с. = 10 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм зен.
"Ajonpaa" и "Kallanpaa" куплены в Дании в 1943 году. Их корпуса были сделаны из дерева, так как тральщики специально предназначались для борьбы с магнитными минами. Сданы на слом соответственно в 1960 и 1962 году.
“Viipuri” - тип тральщика
Водоизмещение: 335 т. (187
брт)
Основные размерения: 31.6 х 7.5 х 4.0 м
Силовая установка: 368 л.с. = 10 уз.
Вооружение: 2 х 45-мм зен, 2 х 12.7-мм пул, тралы.
Строились как буксиры для Советского Союза, стапельные номера верфи "Крейтон-Вулкан" 761-764. В июне 1941 года, находясь в стадии сдаточных испытаний, были конфискованы и под заводскими номерами включены в состав финских ВМС. № 761 получил при этом имя "Виипури". Использовались в основном как сторожевые корабли. После войны возвращены СССР и в качестве электромагнитных тральщиков ЭМТЩ-70 - ЭМТЩ-73 вошли в состав КБФ. С 1949 года переклассифицированы в базовые тральщики, а в 1950 году выведены из состава ВМФ и переоборудованы в буксиры.
“Ahven” - тип катерного тральщика
Водоизмещение: 17 т.
Основные размерения: 17.2 х 3.8 х 1.3 м
Силовая установка: 1 дизель 65 л.с. = 10.5 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм зен.
Экипаж: 8 чел.
“Ahven” (окунь), “Kiiski” (ерш), “Kuore” (корюшка), “Lohna” (лосось), “Muikku” (ряпушка), “Sarki” (плотва) были построены в 1936-37 гг. в Турку фирмой "Турун Веневейстяме". Позднее переименованы соответственно в “Ахвен”-1-6. Сданы на слом в 1961 году.
“Kuha” - тип катерного тральщика
Водоизмещение: 17 т.
Основные размерения: 17.2 х 3.8 х 1.5 м
Силовая установка: 1 дизель 70 л.с. = 9 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм зен.
"Kuha"-1 - 6. Построены в 1941-42 гг. в Порво на "Авг.Эклеф". "Куха”-7 - 18 были поставлены флоту лишь в 1946 году. "Kuha-1" 3 ноября 1941 года у Порво подорвалась на мине, скорее всего, выставленной ПЛ “Лембит”; "Куха-4" - 23 июля 1942 года у Ханко; "Куха-6" - южнее Котки 15 сентября 1944 года, "Куха-3" - 30 сентября 1944 года у острова Гогланд (Суурсаари). Остальные сданы на слом, последний в 1961 году.
SM - тип катерного тральщика
Водоизмещение: 20 т.
Основные размерения: 18.0 х 3.8 х 1.7 м
Силовая установка: 1 машина Викстрема 80 л.с. = 9 уз.
Вооружение: 1 х 20-мм зен.
SM-1 - 4. Построены в 1938-40 гг. в Порво на верфи "Авг.Эклеф". SM-3 подорвался на мине 5 октября 1944 года у о. Гогланд (Суурсаари). Остальные пошли на слом в 1951-54 гг.
Бывшие русские катерные тральщики
Водоизмещение: 9-25 т.
Основные размерения: 15.2 х 3.4 х 1.2 м
Силовая установка: 50 л.с. = 9-13 уз.
Вооружение: 1 пул.
В 1939 году в составе финского флота находилось 9 катеров-тральщиков, построенных для царского флота и захваченных в 1918 году. 2-3 тральщика погибли в ходе войны, остальные сданы на слом после войны.
А-37, 38, 40, 42-45 - бывшие катера типа А, вероятно с теми же номерами (1916-17 гг.); AF-2 - бывший МТ-3 (1917 г); BVA и BVD - бывшие посыльные суда “Палаш” и “Шашка”, построенные в 1910 году для Амурской флотилии и в 1916 году переведенные на Балтику; “Haukka”, вероятнее всего бывший типа СКА (1916 г).
Кроме того, в ходе войны в тральщики были переделаны ряд буксиров (вооружение 1 х 20-мм зен). Из них после войны в составе ВМФ оставались (до 1954 года) вспомогательные тральщики А-5, DR-2, DR-7 и DR-11.