Крейсер I ранга “АСКОЛЬД”, Россия, 1900 г.
Крейсер I ранга “Аскольд” строился в
Германии по заказу России.
Заложен в 1899-м, спущен в 1900-м, вступил в строй в 1902
году. Водоизмещение 5905 т, мощность 19 тыс. л. с.,
скорость хода 23 узла. Длина между
перпендикулярами 130 м, ширина 15, среднее
углубление 6 м. Дальность плавания 3140 миль.
Бронирование: палуба 39-51 мм, рубка 152 мм.
Вооружение: 12 — 152-мм пушек, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 —
37-мм, 2 десантные пушки, 2 пулемета, 6 торпедных
аппаратов.
Находясь с первых дней русско-японской войны в составе порт-артурской эскадры, “Аскольд” участвовал во всех ее операциях; вел артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда. 10 августа 1904 года вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Пробившись через неприятельский флот на юг, “Аскольд” намеревался идти на север в одиночку, но ряд подводных и надводных пробоин вынудил командира интернироваться в Шанхае, где крейсер и простоял до конца войны.
В начале первой мировой войны “Аскольд”, находившийся на Дальнем Востоке, вошел в состав союзной англо-французской эскадры для действий против немецких крейсеров. Позднее был направлен в Средиземное море. Здесь он неоднократно крейсировал у берегов Сирии, участвовал в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции с марта 1916 года “Аскольд” в июне 1917 года прибыл в Мурманск для охраны Кольской бухты. В 1918 году был захвачен английскими интервентами. В 1921 году крейсер был выкуплен, но в таком состоянии, что его выгоднее оказалось продать на слом, чем ремонтировать.