Боевые корабли мира

Цусимское сражение и участие в нем броненосца "Сисой Великий". Его гибель.

1 мая 1905 года в 5 ч утра объединенная эскадра вышла из бухты Куа-бе в свой последний поход. В левой колонне в кильватер флагманского броненосца 2-го отряда “Ослябя" шел “Сисой Великий". Мглистым утром 14 мая корабли вошли в Корейский пролив ив 13ч 15 мин увидели справа по носу на расстоянии около 60 кабельтовых главные силы японского флота. Через 34 мин с флагманского броненосца “Князь Суворов” раздался первый выстрел по “Микасе". Так началось самое трагическое сражение российского флота — Цусимское.

Сисой Великий" открыл огонь одновременно с “Князем Суворовым" и вел его сначала по броненосным крейсерам “Ниссин” и “Касуга”, а затем по броненосному крейсеру “Ивате”, попав в него 305-мм снарядом и вызвав пожар. Почти час он вел бой, не имея повреждений, но в 14 ч 40 мин взрывом снаряда сорвало крышку носового торпедного аппарата. В левый борт корабля около ватерлинии подряд попали 152- и 305-мм снаряды. Вода залила носовые отсеки до 20-го шпангоута. В течение следующих 45 мин “Сисоя Великого” поразили один 305-мм, три 203-мм и столько же 152-мм снарядов. Вышел из строя механизм вращения носовой башни, пылал пожар в ходовой рубке и на батарейной палубе. Оказалась перебитой пожарная магистраль, и огонь тушили ведрами, черпая воду из-за борта. Удушливые газы от взрыва 203-мм снаряда распространились по жилой палубе, проникли в операционную каюту и котельное отделение и оказали такое психологическое воздействие на экипаж, что четверо матросов бросились за борт... Пожар усиливался, и “Сисой Великий”, пытаясь исправить повреждения, вышел из кильватерной колонны и присоединился к арьергарду крейсерского отряда.

Почти полтора часа продолжалась героическая борьба трюмно-пожарного дивизиона за живучесть корабля, и к 17 ч пожар на батарейной палубе удалось ликвидировать, но все попытки заделать пробоины в носовой части оказались тщетными. После затопления подбашенного отделения броненосец получил дифферент на нос полтора метра и немного накренился на левый борт. Несмотря на это, он занял место в боевой колонне эскадры в кильватер “Наварину”. Его появление команда крейсера “Адмирал Нахимов” встретила дружным “ура”. Броненосец вступил в строй в тот момент, когда японцы потеряли во мгле и дыму русскую эскадру из вида. Бой прекратился, и корабли могли исправить повреждения. Снова возродилась надежда на удачный исход, и возвращение “Сисоя Великого” являлось, казалось, счастливым предзнаменованием. Однако уже через полчаса крейсеры адмирала Камимуры обнаружили противника. Еще полчаса погони — и бой возобновился. До захода солнца в течение полутора часов 2-я эскадра прекратила свое существование как организованная военная сила. Были потоплены “Император Александр III” и “Бородино”, японские миноносцы добили “Князя Суворова”. Остальные корабли продолжали с упорством обреченных следовать во Владивосток курсом норд-ост 23°...

Вскоре после заката солнца контр-адмирал Н. И. Небогатов, проявив инициативу, попытался собрать эскадру. “Император Николай I”, подняв сигнал “следовать за мной”, занял место в голове колонны. Быстро темнело, и сразу начал сказываться недостаток практики плавания ночью без огней. Около 21 ч броненосцы окончательно разошлись с крейсерами контр-адмирала О. А. Энквиста, и от их колонны начали отставать поврежденные корабли. “Сисой Великий” был одним из первых. В завершающей фазе дневного боя он получил еще четыре попадания. Дифферент на нос и крен увеличивались, а скорость полного хода, составлявшая перед закатом всего 12 уз, уменьшалась.

На отставший от эскадры броненосец набросились японские миноносцы. Первую атаку в 22 ч 30 мин “Сисой Великий” с большим трудом отбил, но через 45 мин четыре миноносца пошли в новую атаку. На этот раз избежать попадания не удалось. Торпеда, взорвавшаяся под румпельным отделением, повредила руль и лишила броненосец управления. И все же основную опасность для корабля представляла вода, поступавшая через пробоину в носу. Пластырь, который удалось подвести около 2 ч ночи, пропускал воду; контрзатопление кормовых отсеков лишь несколько замедлило погружение. К 3 ч 15 мая над водой возвышалось не более трети метра форштевня. Понимая, что ветхие переборки броненосца долго не выдержат, его командир М. В. Озеров задним ходом попытался добраться до острова Цусима. Уже утром, когда показался из мглы берег, произошла встреча с крейсером “Владимир Мономах”, тоже пытавшимся в связи с бедственным положением достичь суши. М. В. Озеров попросил командира крейсера капитана 1 ранга В. А. Попова принять на борт команду, на что тот сообщил, что через час пойдет ко дну сам и прислал миноносец “Громкий”. Командир “Сисоя Великого”, считая, что его помощь в данной ситуации бесполезна, отказался от нее.

В 7 ч 20 мин к броненосцу приблизились три японских вспомогательных крейсера и миноносец. К этому часу корабль окончательно потерял ход. Чтобы спасти команду, командир поднял сигнал, являвшийся в боевой обстановке весьма необычным: “Тону и прошу помощи”. Некоторое время японские моряки обдумывали происшедшее, затем запросили русский броненосец, сдается ли он. Получив утвердительный ответ, они спустили шлюпку, которая подошла к “Сисою Великому” в 8 ч 15 мин; на гафеле броненосца подняли японский флаг, не сумев при этом спустить со стеньги русский. Японцы, сделав безуспешную попытку взять корабль на буксир, спустили свой флаг и приступили к спасению людей, причем дифферент на нос был настолько велик, что шлюпки приставая держались за стволы 305-мм орудий носовой башни.

В 10 ч 5 мин “Сисой Великий” опрокинулся и затонул в трех милях от мыса Кирасаки. Судьба сжалилась над ним, и он пошел ко дну под Андреевским флагом.

К статье
"Броненосец "Сисой Великий""

Броненосец "Сисой Великий".
Фотографии.

На первую страницу
сайта


 
Купить шпонированный плинтус: tarkett шпонированный плинтус "ООО Антекс".