Боевые корабли мира

Бой "Кирсарджа" и "Алабамы".

Эдуард Мане. "Бой "Кирсарджа" и "Алабамы".На протяжении едва ли не целого десятилетия единственным полотном французского художника-импрессиониста Эдуарда Мане, которое критики не ругали, а хвалили, была картина “Бой “Кирсарджа” и “Алабамы”. Не будем говорить о художественных достоинствах этого произведения. Гораздо интереснее тот факт, что молодой Мане писал эту картину с натуры и что он запечатлел бой, который стал поворотным пунктом в эволюции парового крейсера...

Примечание. По другим данным, Мане в это время находился в Булони
и писал картину не с натуры.

“Алабама” была заложена на стапелях английской фирмы Лэрд в Биркенхеде, близ Ливерпуля. Построенная по заказу мятежных южных штатов, эта 67-метровая паровая баркентина водоизмещением 1040 т вышла на испытания в конце июля 1862 года. Однако, как только судно покинуло английские территориальные воды, его лихорадочно стали переделывать в боевой корабль. На “Алабаму” доставили орудия и боеприпасы, прибыла команда, состоявшая главным образом из англичан-волонтеров во главе с довольно известным в ту пору капитаном-южанином Р. Семмесом. 24 августа 1862 года “Алабама” подняла флаг Конфедерации южных штатов и начала свое беспримерное почти двухгодовое крейсерство, практически парализовавшее морскую торговлю северных штатов.

Хищной птицей пронесся Семмес по Северной Атлантике, Карибскому морю и Мексиканскому заливу, вышел в Южную Атлантику, в Индийский океан, прошел у берегов Индонезии, Индии и Африки и снова вырвался на просторы Атлантики. За это время он потопил канонерскую лодку северян “Гаттерас” и захватил 68 торговых судов, из которых 53 тут же были пущены на дно. Более полутора десятков североамериканских боевых кораблей безуспешно рыскали по морям и океанам в поисках неуловимого корсара...

И вот 12 июня 1864 года капитан Винслоу, командир североамериканского шлюпа “Кирсардж”, стоявшего на якоре в голландском порту Флиссингене, получил сообщение: “Алабама” — в Шербуре. 14 июня, подойдя к Шербуру, Винслоу действительно увидел конфедератский флаг, возвышающийся над могучим брекватером Шербурского порта. Войдя в гавань и убедившись, что “Алабама” находится в порту, Винслоу снова вышел в мире и стал на якорь вне французских территориальных вод, взяв под непрерывное наблюдение выход из гавани. С этого момента стало ясно, что сражение неминуемо произойдет. И случится это 19 июня 1864 года, когда “Алабама”, исчерпав время, отведенное международными соглашениями на ремонт, волей-неволей должна будет выйти в море...

Жадная до зрелищ праздная публика со всех концов Франции ринулась в Шербур, и утром 19 июня, когда “Алабама”, сопровождаемая французским броненосцем “Куронь”, двинулась к морю, брекватер, гора дю Руль и все берега были усеяны толпами зрителей. Следом за боевыми кораблями в море устремилась целая флотилия лодок и парусников, на одном из них находился и художник Эдуард Мане. К месту боя пришли парусники даже из Англии. Сражение обещало быть жестоким, ибо силы противников были примерно одинаковы: 1031-тонный “Кирсардж” нес 7 орудий, выбрасывающих в. одном залпе 194 кг стали. На “Алабаме” же было 8 орудий с общим весом залпа 167 кг.

В 10 часов 57 минут “Алабама” открыла канонаду. “Кирсардж” отвечал. Обратившись друг к другу правыми бортами, непрерывно извергавшими огонь, корабли начали кружить по медленно сужающейся спирали, которая постепенно увеличивала эффективность огня “Кирсарджа” с его менее дальнобойными, но более крупнокалиберными орудиями. Всего семь таких страшных кругов выдержала “Алабама”. Получившая сорок сокрушительных попаданий, накренившаяся на правый борт, заливаемая водой, она выбросила белый флаг. Подойдя к тонущему врагу на 400 м, Винслоу с борта “Кирсарджа” наблюдал агонию крейсера. И тут произошло неожиданное: с погружающейся в веду “Алабамы” грянуло несколько беспорядочных орудийных выстрелов. “Кирсардж” мгновенно ответил мощным бортовым залпом...

Первые железные крейсеры.
Уроки "Алабамы"

На первую страницу