Боевые корабли мира

История создания и службы первых американских океанских броненосцев.
Первенцы "Нового флота".

После завершения Гражданской войны флот Соединенных Штатов впал в глубокую спячку и находился в печальном состоянии. От Гражданской войны осталось немало кораблей, но их боевая мощь была сомнительной. Мониторы с бортами, возвышавшимися над уровнем воды всего на 30—50 см, оказались опасными кораблями даже в мирное время. Не могло быть и речи о том, чтобы выпустить их в открытое море. Разнообразные канонерские лодки, построенные в основном из дерева, также предназначались для действий на реках и в прибрежной зоне. “Истребители торговли” типа “Вампаноаг”, самые быстрые корабли в мире, потребляли чудовищное количество угля, машинная установка поглотила более 30% водоизмещения, не оставив даже минимума для вооружения и команды, не говоря уже о защите.

Бичом американского флота в 70—80-е годы стала “незавершенка”. Корабли простаивали на стапелях по два десятка лет!

Освоив Дикий Запад, американцы обратились в сторону заморских территорий. Но практически все они уже находились под “покровительством” той или иной европейской державы. Попытки отнять какое-нибудь владение Англии или Франции могли закончиться полным поражением на море. Оставался еще один владелец колониальной империи — Испания.

Столкновение молодой агрессивной республики и одряхлевшей монархии было неизбежным: лакомые куски находились намного ближе к Соединенным Штатам, чем к своему владельцу, — Куба, Пуэрто-Рико, Филиппины... Но для их захвата и удержания необходим был флот.

Дополнительным “раздражителем” выступили Аргентина и Бразилия, предполагавшие закупить в Европе современные корабли.

В 1883 году был выдан заказ на первые два крейсера, а Государственным актом от 3 августа 1886 года предусматривалась постройка броненосца “Техас” и броненосного крейсера “Мэн”. Эти приобретения и получили название “Нового флота”.

На конкурс по созданию первого американского броненосца представили 13 проектов, но выбранный проект “Техаса” все же страдал многими дефектами. Общая схема повторила строившийся в Англии для Бразилии “Риачуэло”: две диагонально расположенные башни главного калибра, шесть пушек среднего калибра в бортовых установках без защиты, короткий броневой пояс по ватерлинии в средней части, закрытый сверху плоской броневой палубой, которая в оконечностях опускалась ниже уровня воды. При водоизмещении чуть больше 6000 т удалось установить только два 12-дюймовых орудия, причем корпус броненосца даже при одиночных выстрелах испытывал опасные напряжения. Стрелять сразу из обоих орудий было вообще едва ли возможно: при выстрелах прямо на нос или на корму дульные газы снесли бы большую часть легких надстроек и мостиков.

Аналогичную схему бронирования и артиллерии имел и “Мэн”, классифицированный как броненосный крейсер, хотя являл собой просто слабый броненосец. Этот корабль сослужил американцам неплохую службу: взрыв в Гаване, отправивший его на дно, дал повод к началу войны с Испанией.

С артиллерией дело обстояло плохо. Американские пушки имели малые начальные скорости снаряда (и следовательно, плохо пробивали броню), и медленно стреляли. Их двенадцатидюймовка давала выстрел только раз в 10 минут. Не лучше было и 13-дюймовое орудие последующих броненосцев.

Индиана” стала точкой поворота в развитии судостроения в США. Создав в лице “Техаса” и “Мэна” неудачные копии с не очень удачных прототипов, американские инженеры решили идти собственным путем. Броненосцы должны быть сильно защищенными. В качестве “ударной силы” лучше иметь орудия как можно более крупного калибра и в возможно большем количестве. Все остальные факторы — скорость хода, дальность действия, мореходность — были сочтены второстепенными. Так родился американский броненосец: жизненные части его имели мощную броню, сильно вооруженный (по крайней мере, “на бумаге”), не очень скоростной, и... содержащий немало различных, сразу не заметных дефектов.

Таким дефектом у “индиан” был низкий борт. Приняв полный запас топлива, броненосцы заливались водой уже при небольшом волнении. Бронирование по ватерлинии оставалось неполным, хотя максимальная толщина пояса достигла 18 дюймов. Выше главного пояса располагался 102-мм верхний, защищавший надводный борт от фугасных снарядов среднего калибра. Броневая палуба в оконечностях имела скосы к бортам и достигала солидной толщины. Защита выглядела мощной и хорошо продуманной, но 330-мм орудия в огромных плоских башнях страдали теми же недостатками, что и первые 12-дюймовки. Кроме того, установки не были сбалансированы (ось вращения не совпадала с центром тяжести) и стрельба при их вращении затруднялась. Эти недостатки отчетливо проявились “в деле”: обследование поврежденных после битвы у Сантьяго испанских кораблей показало, что ни один из 47 выпущенных 330-мм снарядов не попал в цель!

В то время как англичане, французы, русские и немцы наращивали число скорострельных орудий среднего калибра (120—152 мм), на “индианах” таковыми можно считать только четыре шестидюймовки. Надежной работы механизмов добиться так и не удалось, и американские пушки обеспечивали лишь половинную скорострельность по сравнению с изготовленными на заводах Армстронга и Круппа. Сознавая слабость вспомогательной артиллерии, конструкторы пошли на оригинальный шаг, введя промежуточное вооружение из 8 восьмидюймовых (203-мм) орудий. Они помещались попарно в четырех башнях и обладали достаточно большой скорострельностью, а их снаряды (весившие 118 кг) можно было подавать вручную (гидравлические приводы башен и электрические — подач, были “сырыми” и часто выходили из строя). 203-мм орудия составили основную силу “индиан”.

Недостаточную мореходность попытались устранить на броненосце “Айова”. Полубак занимал 2/3 корабля, защищая носовую башню от волнения. Схема защиты повторяла опробованный на “Индиане” вариант, но пояс был длиннее на 12 метров, хотя и тоньше. Орудийные установки главного калибра стали сбалансированными, и в них вновь появились 12-дюймовки. Башни 203-мм калибра отодвинули к бортам, чтобы обеспечить большие углы обстрела. Четыре 6-дюймовки заменили на шесть 102-мм пушек в надежде на их более высокую скорострельность, но их снаряд мог лишь поцарапать вражеский броненосец. “Айову” можно назвать, по американским меркам, скоростным броненосцем: на испытаниях он развил больше 17 узлов.

Американские идеи так и не удалось проверить на деле. В главном сражении испано-американской войны — бою при Сантьяго — участвовали “Айова”, “Техас”, “Орегон” и “Индиана”. 203-мм калибр себя оправдал: из 219 выпущенных восьмидюймовых снарядов 12 попали в испанские корабли, дав наибольший процент попаданий среди всех калибров. Защиту броненосцев проверить не удалось, поскольку ответный огонь оказался настолько слабым, что в американские броненосцы попало всего несколько мелкокалиберных снарядов.

Техас” в 1911 году переименовали в “Сан-Маркос” и использовали в качестве цели. Результаты обстрела подвигли американцев на создание своей системы бронирования, получившей название “американской”.

Остальные первенцы “Нового флота” до 1-й мировой войны входили в состав боевых эскадр; после ее окончания “Индиана” и “Массачусетс” получили обозначение “Броненосец береговой обороны № 1 и № 2”. Их использовали в качестве целей на маневрах в 1920 и 1921 годах. “Орегон” 17 лет красовался на рейде Портленда в качестве плавучего музея. В конце 1942 года его решили продать на слом; с броненосца уже сняли все надстройки и переборки корпуса, когда вид большой бронированной “коробки” навел штабистов на мысль использовать ее в качестве штурмового транспорта. В июле 1944 года бывший “Орегон” взяли на буксир и включили в состав сил, предназначенных для высадки на остров Гуам. Новоявленный транспорт удачно выполнил свою миссию. Тайфун, налетевший на открытую гавань, основательно потрепал беспомощный корпус, и вскоре после войны его сдали на слом.

Айова” подверглась модернизации в 1909 году. Предпринималась попытка улучшить 12-дюймовые установки; вместо мелкой артиллерии установили дополнительно четыре 102-мм орудия. В 1919 году его переклассифицировали в “броненосец береговой обороны № 4”. “Айова” стала первым радиоуправляемым кораблем-целью. В качестве топлива нефть заменила уголь. Бывший линкор мог выполнять 9 команд, что заметно оживляло артиллерийские стрельбы. К столь совершенной игрушке относились по возможности бережно, стреляя по кораблю снарядами без взрывчатки, но в конце концов 610-килограммовые “чемоданы” с дредноутов разворотили старый корабль, и в 1926 году его пришлось сдать на слом.

(Статья В.Кофмана из жургнала "Моделист-Конструктор",
сокращенный вариант).

Американские броненосцы
"Нового флота"

Американские броненосцы
"Большого белого флота"

На первую страницу сайта


 
[an error occurred while processing the directive]