Бой крейсеров “Сидней” и “Эмден” 9 ноября 1914 г.
В семь часов утра 9 ноября 1914 года командиру австралийского крейсера “Мельбурн” Силверу, возглавлявшему конвой военных транспортов, вручили тревожную радиограмму. Британская радиостанция острова Дирекшен, находящегося в 55 милях к югу от курса конвоя, передала в эфир короткое сообщение: “Неизвестный корабль у входа” и... замолчала.
Оценив всю важность этой радиограммы, Силвер тут же приказал легкому крейсеру “Сидней” направиться к месту происшествия. Спустя два часа командир этого корабля Глоссоп увидел в бухте острова Дирекшен знакомый силуэт. Сомнений быть не могло: перед ним находился “Эмден”...
Когда Мюллеру, командиру немецкого крейсера “Эмден”, сообщили о появлении на горизонте дыма какого-то судна, он не испытал особой тревоги: с минуты на минуту ожидался подход угольщика. Однако через четверть часа ошибка стала очевидной: к “Эмдену” на всех парах летел сильный вражеский корабль. Бросив на произвол судьбы десантную партию, посланную для уничтожения радиостанции, Мюллер повел свой корабль на север. Преследователь немедленно лег на параллельный курс, и когда крейсера сблизились до 9 км, “Эмден” открыл огонь. “Сидней” был накрыт вторым залпом, который вывел из строя носовой дальномер и убил дальномерщика. За этим попаданием последовали новые. Получил повреждения кормовой дальномерный пост, снаряд разорвался в элеваторе, и горящий кордит попал в пороховой погреб. Лишь мужество одного из матросов, вовремя выбросившего горящий заряд, предотвратило взрыв.
“Сидней” задержался с пристрелкой, но зато первые же попадания его 152-мм лиддитных снарядов оказались поистине опустошительными. “Эмден” практически потерял управление. В последней надежде переломить ход боя немецкий крейсер попытался торпедировать неумолимо приближающегося противника. Легко увернувшись, “Сидней” ответил торпедным выстрелом — и столь же неудачным.
Канонада продолжалась. Через час после начала боя всю кормовую часть “Эмдена” охватило пламя, снесены были трубы и фок-мачта, все его орудия замолчали. В 11.20 агонизирующий немецкий крейсер выбросился на отмель близ острова Норт Килинг. Считая, что с “Эмденом” покончено, “Сидней” погнался за подошедшим к месту боя немецким угольщиком, которого так и не дождался Мюллер. Видя, что бегство невозможно, командир угольщика затопил судно, и “Сидней” повернул назад.
В 16 ч, подойдя к продолжавшему гореть на отмели “Эмдену”, Глоссоп с изумлением увидел, что на нем все еще развевается боевой флаг. Он приказал снова открыть огонь. Новый артобстрел заставил немцев поспешить с подъемом сигнала сдачи. Так покончили с наиболее удачливым и наиболее опасным из немецких крейсеров, действовавших на имперских коммуникациях.
Хронология службы крейсера "Эмден" ("Emden").