История создания и службы первых
итальянских и турецких броненосцев.
Несостоявшиеся повелители морей.
Италия, подобно своему основному противнику — Австро-Венгрии, также очень рано оценила значение броненосцев для будущих морских баталий. Первые два таких корабля — “Террибиле” и “Формидабиле” — были заказаны во Франции королевством Сардиния-Пьемонт еще в 1860 году. Через год первый из них вступил в строй. Хотя эти весьма заурядные боевые единицы, числившиеся броненосными корветами, трудно отнести к классу линкоров, все же благодаря им Италия стала третьей страной в Европе, принявшей на вооружение корабли нового класса.
Следующая пара броненосцев строилась в США. Большие по размерам, но тихоходные и слабо защищенные, эти корабли прослужили недолго: “Ре д’Италия” пошла ко дну во время боя у Лиссы, а “Ре ди Портогало” был исключен из состава флота в 1875 году из-за плохого состояния его деревянного корпуса.
Более удачными оказались четыре корабля типа “Регина Мария Пиа”, спроектированные и построенные во Франции. Они стали первыми итальянскими броненосцами с корпусами из железа, неоднократно перестраивались и закончили свою службу только в 1903-1910 годах. Еще два очень похожих “француза”, но вдвое меньшего водоизмещения — “Палестро” и “Варезе” — официально числились в ранге кораблей береговой обороны. Первый погиб у Лиссы от взрыва боезапаса, второй служил в боевом строю до 1886 года, после чего был переоборудован в плавучий госпиталь.
Все эти корабли, весьма скромные по своим данным, в итальянском флоте считались лучшими, поскольку продукция собственных верфей вообще не выдерживала критики. Всего в 1861-1865 годах в Италии было заложено 7 деревянных рангоутных броненосцев, спроектированных главным кораблестроителем Джузеппе де Лука. Строились они долго, порой по 9-10 лет, и вступали в строй окончательно устаревшими. Единственным из них, поспевшим к войне с Австрией, стал “Принчипе ди Кариньяно”, но он оказался сооруженным настолько некачественно, что был исключен из списков флота уже в 1875 году. Примечательно, что его систершип “Конте Верде” вообще трудно назвать броненосцем, ибо он имел железные плиты только в носовой и кормовой части, а основная “броня” борта была... деревянной!
Из этой отнюдь не великолепной, семерки заслуживают внимания только последние два корабля — “Принчипе Амедео” и “Палестро” (II). В ходе строительства их корпуса фактически стали композитными: часть толщины тяжелой дубовой обшивки замещалась металлом, что позволило за счет сэкономленного веса увеличить толщину брони. Первый из них имел один центральный каземат, а второй — целых три, разнесенных по длине корпуса. В носовом размещалось тяжелое 11-дюймовое погонное и два 10-дюймовых бортовых орудия; в центральном и кормовом казематах устанавливались соответственно 4 и 2 десятидюймовки. Столь оригинальная схема обеспечивала неплохие сектора обстрела, однако оказалась перетяжеленной и больше не повторялась ни в одном из флотов мира.
Единственным своеобразным и достаточно мощным броненосцем итальянского флота 60-70-х годов прошлого века стал “Аффондаторе”. По проекту, разработанному командором Симоном ди Сан-Боной, этот корабль должен был иметь в качестве единственного оружия лишь внушительный железный таранный форштевень, выступавший вперед на 7,5 м! Правда, в ходе его строительства (а заказ ввиду слабости собственных верфей разместили в Англии) инженер Харрисон усовершенствовал конструкцию броненосца и довооружил его двумя 300-фунтовыми пушками Армстронга в одиночных башнях. Незадолго до разрыва с Веной итальянское правительство, настороженное проавстрийскими симпатиями англичан, приказало капитану Фредерико Мартини, назначенному командиром еще не законченного “Аффондаторе”, срочно покинуть британские воды и привести корабль в Шербур, где окончательно оснастить его. Мартини успешно выполнил задание, и броненосец присоединился к итальянскому флоту перед самым боем с эскадрой Тегетгофа. Кстати, адмирал Персано тут же перенес свой флаг с “Ре д'Италия” на “Аффондаторе”.
После Лиссы Италии пришлось надолго отказаться от претензий на морское господство. Резко упали расходы на военный флот: если в 1862 году они составляли 78,2 млн. лир, то в 1867-м — 45,6 млн., а еще через три года — всего 25,1 млн. В итоге к середине 70-х годов прошлого века итальянская “марина” оказалась в совершенно запущенном состоянии...
В очень похожем на итальянский положении оказался флот еще одной “полуевропейской” страны — Турции. Некогда могучая морская держава, Османская империя “послесинопского” периода стала сугубо сухопутной. Восстановить былой статус взялся энергичный султан Абдул Азиз, занявший престол в 1861 году. Воспользовавшись тем, что многочисленные деревянные флоты мгновенно потеряли значение, он принял внушительную программу строительства броненосцев, рассчитанную на промышленную базу Англии и Франции.
В 1865-1866 годах вступили в строй корабли типа “Османие”. Это были сравнительно большие железные батарейные броненосцы, близкие по своим данным к английским типа “Дифенс”. Все 4 корабля прослужили до 1911 года, неоднократно перестраивались, так что под конец карьеры узнать их было просто невозможно.
Не меньшим долгожителем оказался и еще один любопытный батарейно-барбетный броненосец “Ассари-Тевфик”, представлявший собой уменьшенный вариант французского “Тридэн”. Для своего водоизмещения он был неплохо вооружен, имел железный корпус с двойным дном и полный броневой пояс по ватерлинии. Правда, два расположенных на верхней палубе барбета с 8-дюймовыми пушками сильно увеличивали “верхний” вес, поэтому в ходе одной из его модернизаций барбеты сняли, и корабль превратился в чисто батарейный. (Примечательно, что незадолго до этого его предшественники — броненосцы типа “Османие” были переоборудованы в обратном направлении — в барбетно-батарейные!) В конце концов “Ассари-Тевфик” представлял собой одномачтовый корабль с новыми машинами, котлами Никлосса, броневой палубой и вооружением из трех 150-мм и семи 120-мм пушек. В феврале 1913 года, во время второй Балканской войны, броненосец сел на камни и был добит болгарской полевой артиллерией.
Несмотря на резко взятый старт, создание броненосного флота вскоре затормозилось по простой причине — бремя военных расходов оказалось непосильным для дряхлеющей империи. Так, Турция не смогла выкупить заказанный в Англии броненосец “Фатих”, и тот в конечном счете стал прусским “Кёнигом Вильгельмом”. Из заложенных в 1872 году двух кораблей типа “Мессудие” в состав флота султана вошел только головной, а второй стал британским “Сьюперб”. (Последний, правда, был реквизирован Англией не столько по финансовым, сколько по политическим мотивам.)
Тем не менее к началу разразившейся в 1877 году войны с Россией флот Турции многократно превосходил морские силы своего противника. Помимо шести линкоров, он имел в составе еще четыре пары броненосцев береговой обороны, построенных во Франции (типов “Ассари-Шевкет” и “Люфти-Джелиль”), Англии (типов “Авни-Иллах” и “Фетхи-Буленд”), а также одинокого “австрийца” “Иджалие”. Разные по типам, они обладали довольно близкими данными: водоизмещение 2000-2700 т, скорость хода 12-13 узлов, вооружение из 4-5 орудий калибром от 7 до 9 дюймов.
Увы, столь грозная эскадра, которой на Черном море противостояли лишь две броненосные плавбатареи-“поповки”, оказалась не в силах обеспечить господство на коммуникациях. Решительность русских моряков, храбро атаковавших турок минными катерами, а то и просто наспех вооруженными торговыми пароходами, сковала инициативу османского флота. Редкие попытки активных действий оканчивались для них весьма плачевно. Так, 29 апреля 1877 года на Дунае от меткого выстрела русской полевой мортиры взорвался и затонул броненосец “Люфти-Джелиль”. Легкость, с которой он отправился на дно, продемонстрировала беззащитность кораблей того времени против навесного огня и позволила сделать вывод о необходимости внедрения горизонтальной защиты — броневой палубы. (Кстати, через 4 месяца после гибели “Люфти-Джелиля” вступил в строй первый в мире бронепалубный корабль — английский “Шеннон”.)
Поражение в русско-турецкой войне имело для османского флота те же последствия, что и для итальянского после Лиссы. Резкое сокращение военно-морского бюджета поставило крест на дальнейшем развитии броненосного флота. За последующие три десятилетия был построен лишь один линкор — “Гамидие”, заложенный на верфи в Стамбуле в 1874 году и вступивший в строй только через 18 лет! Но все рекорды долгостроя побил “Абдул Кадир”, начатый на той же верфи в 1892 году и ставший последним в мире казематным броненосцем. Ему так и не довелось увидеть моря: в 1911 году корпус корабля, все еще находившийся на стапеле, разобрали на металл.
70-е годы прошлого века стали периодом значительного перераспределения сил в мировой политике и экономике. На фоне бурного роста промышленности молодых капиталистических стран претензии Италии и Турции на морское господство потерпели фиаско. Но если у первой уже в следующем десятилетии появились корабли, поразившие весь мир, то Османская империя оказалась вычеркнутой из числа “повелителей морей” навсегда.
(Статья С. Балакина из журнала “Моделист-Конструктор”)