Гибель броненосца "Иена".
Так уж нередко бывает, что по прибытии корабля в порт мгновенно спадает не только присущее дальнему походу напряжение, но подчас и элементарная бдительность. Пожалуй, по этой причине столь неприятная вещь, как самовозгорание нитроцеллюлозного пороха, как правило, случается не в море, а на месте стоянки судна. Так или иначе, но командир французского броненосца “Иена” проявил явную беспечность, когда, поставив свой корабль в сухой док для ремонта, не позаботился выгрузить на берег боезапас. Тем более что в ходе ремонта разобрали систему охлаждения погребов. И вот 12 марта 1907 года из кормового магазина 100-мм снарядов неожиданно повалил дым. Вовремя затопить отсек стоящему в доке кораблю оказалось невозможным, и пламя быстро распространилось в корму, приблизившись к месту хранения 305-мм снарядов. Минута — и мощнейший взрыв превратил современный броненосец в груду металла. 118 убитых и 35 раненых — таков итог первой из двух тулонских трагедий, в мирное время уменьшивших флот Франции на два линкора.
Но вот что удивительно: именно вдребезги разрушенной “Иене” выпала миссия подвести черту под полувековым паритетом в борьбе снаряда и брони. В 1909 году французы использовали корпус искалеченного броненосца в качестве мишени для испытаний удлиненных 305-мм бронебойных снарядов. Результаты стрельб превзошли все ожидания. Новый снаряд весил 435 кг и имел заряд в 13 кг мелинита, в то время как применявшиеся ранее 335-кг снаряды снаряжались лишь 8 кг взрывчатки. Благодаря закаленному наконечнику и высокой начальной скорости (875 м/с) снаряд легко пробивал главный пояс “Иены”, а новый взрыватель обеспечивал взрыв за броней, вызывая огромные разрушения внутри корабля. Фугасные же тонкостенные снаряды, начиненные большим количеством взрывчатки (до 15% от веса снаряда) и принесшие победу адмиралу Того, при обстреле “Иены” оказались беспомощными. Так путем проб и ошибок был наконец выработан оптимальный тип снаряда, вскоре нашедший распространение во всех флотах мира.
Французские
броненосцы 1890-х годов. |