Боевые корабли мира

История создания и службы английских броненосцев второго класса.

В конце 80-х годов британское Адмиралтейство пожелало иметь не только большие броненосцы, но и корабли “умеренных размеров”. Главным аргументом стала стоимость: при водоизмещении на 4000 т меньше броненосец второго класса должен был обойтись на треть дешевле. Главный кораблестроитель флота сэр Уильям Уайт не принял идеи руководства. Он считал, что любой британский боевой корабль не должен уступать лучшим из возможных противников, и не видел пользы от “второсортных” броненосцев. Однако Адмиралтейство подавило бунт своего подчиненного, и вскоре на зеленое сукно легли для утверждения чертежи “Барфлера” и “Центуриона”.

Кораблестроители попытались сохранить высокий надводный борт, мореходность, вместительные угольные ямы, оставив также достаточную броневую защиту и скорость. Пришлось пожертвовать вооружением. Вместо 12-дюймовых орудий установили десятидюймовки, место 6-дюймовок заняли 120-мм пушки.

Достроенные в 1894 году “Барфлер” и “Центурион” отправились на Дальний Восток. Адмиралтейство поставило им задачу: в случае войны с Россией гоняться за русскими броненосными крейсерами. В действительности англичане по скорости превосходили только старые корабли постройки 80-х годов и вряд ли смогли бы догнать “Рюрик”.

В 1901 году будущий командующий Гранд-Флитом, в те времена командир “Центуриона” кэптен Джеллико предложил увеличить боевую ценность корабля за счет замены 120-миллиметровок на шестидюймовки. Вскоре он получил назначение в инспекцию по военно-морским делам и настоял на принятии своего предложения. Установка более тяжелых пушек потребовала весовой компенсации. С броненосца сняли весь лишний металл: надстройки, кормовой мостик, фок-мачту, даже рундуки команды. В результате “Центурион” потяжелел всего на 80 т. Одновременно на обоих броненосцах основательно модернизировали сильно изношенную машинно-котельную установку. Корабли сохранили первоначальную скорость, но модернизация обошлась в 125 тыс. фунтов стерлингов на корабль — четверть их начальной стоимости.

Время показало ненужность и неполноценность броненосцев второго класса. Вскоре после модернизации оба корабля перевели в резерв. В 1910 году они были разобраны на металл.

Еще не сошли со стапелей “Барфлер” и “Центурион”, как в бюджете на 1892 год оказались еще 3 малых броненосца. Адмиралтейство предполагало повысить их боевую мощь за счет установки нового 12-дюймового орудия. Разработку его не удалось завершить в срок, что избавило Англию от двух “недомерков”. Но третий — “Ринаун” — все же заложили.

Вопрос о вооружении уже строившегося корабля оставался открытым. В дебатах верх взял адмирал Джон Фишер. Будущий создатель дредноутов склонялся к скорострельной артиллерии промежуточных калибров. Но новые орудия еще находились в работе, и в результате “Ринаун” получил те же пушки, что и “Барфлер”, и “Центурион”.

В бронировании было применено много полезных новшеств. Главным из них стало введение броневой палубы, имевшей у бортов скосы, соединяющиеся с нижней кромкой броневого пояса, вместо настилки ее поверх пояса. Такое расположение усиливало как горизонтальную, так и вертикальную защиту и продержалось на линкорах всего мира более 20 лет. Удача ждала и конструкторов механической установки: “Ринаун” достиг при форсированной тяге почти 20 узлов.

Подняв свой флаг на “Ринауне” в середине 1897 года, Фишер не спускал его в течение почти 5 лет. Получив назначение на должность командующего Средиземноморской эскадрой, Фишер перевел туда и “Ринаун”. Дважды — в 1902 и 1905 годах — броненосец перевозил членов королевской фамилии в Индию. Столь почетная роль все же вряд ли свидетельствовала о высокой боевой ценности корабля, тем более что для путешествий приходилось снимать 6-дюймовые орудия. Дальнейшая его судьба мало отличалась от предшественников: перевод в резерв и исключение из списков флота. В 1914 году его продали на слом.

Сражения вокруг “малых броненосцев” продолжались. Фишер настаивал на постройке шести усовершенствованных “Ринаунов”, которые стоили бы столько же, сколько четыре “стандартных” линкора. Уайт продолжал стоять грудью на пути подобных концепций. В конце концов возобладало стремление иметь “самый лучший товар”, пусть и за более высокую цену. “Ринаун” стал последним английским броненосцем второго класса, а 10-дюймовки окончательно перешли в разряд “несерьезного оружия”.

Аргентинско-чилийское военно-морское соперничество в начале XX века обострилось до крайности. Аргентина купила в Италии 4 очень сильных броненосных крейсера типа “Гарибальди” и заказала еще два. Чилийцы придумали отличный ответный ход — построить всего 2 корабля, но с такой же скоростью, как у “Гарибальди”, и вооруженных 254-мм и 190-мм орудиями, страшными для 6-дюймовой гарвеевской брони аргентинских крейсеров. Но размеры кораблей ограничивались плавучим доком базы в Талькахуано — единственным большим доком в Чили.

За дело взялись английский кораблестроитель Эдуард Рид и фирма “Армстронг”. В результате в менее чем 12000 т удалось вместить четыре 10-дюймовки и четырнадцать 7,5-дюймовок, при внушительном бронировании и скорости хода свыше 19 узлов!

Корабли оказались успешными. “Армстронг” продемонстрировала свое умение строить хорошо и быстро. Прошло чуть более двух лет со дня закладки, а оба броненосца уже проходили ходовые испытания. По иронии судьбы “чилийцы” стали воплощением идей адмирала Фишера, получив наконец скорострельные орудия промежуточного калибра.

Мирное разрешение противостояния между Аргентиной и Чили предусматривало отказ от “Конститусьон” и “Либертад” (такие названия уже получили чилийские броненосцы). Шел 1904 год, и английское правительство, опасаясь, что эти корабли могут быть перекуплены Россией и использованы против союзника Англии — Японии, приобрело их. Броненосцы получили названия “Свифтшер” и “Трайомф”.

Англичане толком не знали, что делать с этими мощными, но не подходящими под общую концепцию броненосцами, переводя их из вод метрополии на Средиземное море и дальше на китайскую станцию. В мировую войну “Трайомф” участвовал в осаде Циндао, а затем присоединился к “Свифтшеру” для атаки фортов Дарданелл и поддержки войск союзников. Дарданелльская операция оказалась роковой для “Трайомфа”, потопленного немецкой подводной лодкой. Его “напарник” пережил войну, был выведен в резерв, затем переоборудован в корабль-мишень и отправился на слом в 1920 году.

Линкоры типа “Кинг Эдуард VII”, последние корабли сэра Уильяма Уайта, в дополнение к двенадцати- и шестидюймовкам получили четыре одноорудийные башни с 234-мм пушками, расположенные по бортам позади башен главного калибра. Такое вооружение подверглось резкой критике артиллеристов: всплески от 12- и 9,2-дюймовых орудий на большой дистанции различались плохо, а горячий воздух от расположенных ниже и часто стреляющих шестидюймовок искажал картину наводчикам крупной и промежуточной артиллерии. Но так или иначе “Кинг Эдуарды” стали последними кораблями, полностью навязанными Адмиралтейством флоту, который наконец получил свое право голоса.

(Сокращенный вариант статьи В.Кофмана
из журнала "Моделист-Конструктор").

Английские броненосцы второго класса

На первую страницу сайта


 
[an error occurred while processing the directive]