История создания и службы японских и
американских бронепалубных крейсеров
1890-1907 годов.
Большое внимание, уделенное японскими моряками быстроходным бронепалубным крейсерам, полностью оправдало себя в 1894 году. В сражении при Ялу адмирал Ито отказался использовать их в общей кильватерной колонне главных сил эскадры, как это делалось в европейских флотах. Решающую роль в сражении сыграл самостоятельно маневрировавший “летучий отряд” из бронепалубных крейсеров “Нанива”, “Такачио”, “Иошино” и “Акицуцу”, который способствовал быстрому окружению и разгрому китайских кораблей. К началу японо-китайской войны “Нанива” и “Такачио” отплавали уже по десять лет, зато два других, спущенных на воду в 1892 году, только что вступили в строй. И если “Иошино” (4216 т, 22,5 узла, 4 — 152-мм, 8 — 119-мм и 22 — 47-мм орудий) строился, подобно двум предшествовавшим крейсерам, в Англии, то “Акицуцу” (3150 т, 19 узлов, 4 — 152-мм, 6 — 119-мм и 8 — 47-мм орудий) был вторым после “Хашидате” бронированным кораблем, сооруженным на японских верфях.
Эти корабли произвели большое впечатление в военно-морских кругах. Всех интересовало, как удалось при сравнительно небольшом водоизмещении получить столь высокие скорости хода и разместить такое множество орудий. Выяснилось, что, стремясь достичь максимальной ударной мощи, японцы пошли на резкое ухудшение условий обитания экипажей и даже на снижение принятых в мировом кораблестроении запасов прочности.
Большой успех “летучего отряда” в сражении при Ялу побудил японцев еще активнее развивать бронепалубные крейсеры, которые в зависимости от водоизмещения стали подразделяться на крейсеры II — свыше 4000 т — и III рангов — 2500-3500 т водоизмещения.
Следуя своей прежней политике — как можно быстрее наращивать силы флота, японское правительство сосредоточивает все усилия на постройке небольших и простых крейсеров III ранга. Так, сразу же после японо-китайской войны — в 1895 и в 1897 годах — на верфи в Йокосуке сходят на воду: “Сума” и “Акаси” (2800 т, 20 узлов, 2 — 152-мм, 6 — 119-мм и 12 — 47-мм орудий). За ними в 1902 году следуют “Цусима” и “Нийтака”. Последним становится спущенный в 1903 году “Отава” (3000 т, 21 узел, 2 — 152-мм, 6 — 119-мм и 4 — 75-мм орудия). Одновременно заказывается за границей множество современных кораблей. Судостроители почти всех крупных морских держав того времени внесли свой вклад в создание флота империалистической Японии. Эскадренные броненосцы, броненосные и бронепалубные крейсеры и миноносцы строились для нее на верфях Англии, Франции, Германии, Италии. В самом конце XIX века настала очередь США принять участие в становлении японского флота: в 1898 году в Сан-Франциско и Филадельфии сошли на воду бронепалубные крейсеры II ранга “Читозе” и “Касаги”.
Желание моряков Страны восходящего солнца получить несколько легких крейсеров именно из США не было случайным. Одним из уроков сражения при Ялу в отношении бронепалубных крейсеров заключался в том, что следовало усилить их бронирование и артиллерийскую мощь. А именно этими качествами и отличались американские крейсеры 80-х годов. При водоизмещении 4-5 тыс. т они несли 203-мм орудия главного калибра и броневую палубу толщиной 102 и даже 152 мм. Правда, скорость у них была маловата, но ведь это были крейсеры 80-х годов, а за десять прошедших лет многое изменилось...
В 1892 году в США сошел на воду бронепалубный крейсер II ранга “Олимпия”, который при водоизмещении 5870 т нес четыре 203-мм и десять 127-мм орудий, развивая при этом весьма приличную по тем временам скорость — 21 узел. За ним последовали два более крупных корабля такого же класса “Колумбия” и “Миннеаполис”. Будучи на полторы тысячи тонн тяжелее “Олимпии”, они имели более слабое вооружение: два 152-мм орудия в носу, одно 203-мм в корме и восемь 102-мм в бортовых казематах. Но это странное несоответствие водоизмещения и вооружения сразу же разрешается, если оценить скорость хода и запас угля: 23 узла и 32% от водоизмещения! Обе цифры рекордны для тех лет!
В начале 90-х годов наряду с постройкой крейсеров II ранга американские кораблестроители много внимания уделяют крейсерам III ранга. Эти небольшие, вполне заурядные корабли, ведущие начало от “Бостона”, при водоизмещении 2-3,5 тыс. т. несли, как правило, множество 127-мм орудий, установленных по бортам для ведения равномерного огня по всему горизонту. В 1891 году были спущены три крейсера III ранга типа “Детройт” (2090 т, 18 узлов, 10 — 127-мм, 6 — 57-мм и 2 — 37-мм орудия). Почти одновременно с ними сошли на воду “Цинциннати” и “Рейли” (3123 т, 18 узлов, 11 — 127-мм, 8 — 57-мм и 4—37-мм орудия). После этого наступает длительный перерыв в постройке бронепалубных и все усилия американского кораблестроения сосредоточиваются на броненосных крейсерах.
Лишь десять лет спустя вновь закладывается большая серия из шести крейсеров III ранга — “Кливленд”, “Демойн”, “Денвер”, “Чаттануга”, “Галвестон” и “Такома”. В 1898 году в перерыве между “цинциннати” и “кливлендами” американское правительство купило в Англии два предназначавшихся для Бразилии крейсера—“Амазонас” и “Обри” (3769 т, 21 узел, 6 — 152-мм, 4 — 119-мм, 10 — 57-мм и 4 — 37-мм орудия). Эти корабли с необычными для американских крейсеров III ранга 152-мм пушками и высокой скоростью вошли в состав флота под названиями “Новый Орлеан” и “Олбэни”.
По всей видимости, наибольшее впечатление на японцев произвели “Колумбия” и “Миннеаполис”, ибо заказанные для Японии в США “Читозе” и “Касаги”, неся характерную для этих кораблей броню и вооружение, имели сравнительно малое “японское” водоизмещение: всего 4760 т. Первыми, построенными в самой Японии, и последними в истории японского флота крейсерами II ранга стали “Тоне” и “Чикума”.
Большинству американских и японских бронепалубных крейсеров постройки 1890—1903 годов довелось пройти боевое крещение в трех крупных войнах, разразившихся на протяжении всего одного десятилетия, — японо-китайской, испано-американской и русско-японской. Так, крейсер “Олимпия” 1 мая 1898 года ввел в Манильскую бухту на Филиппинах американскую эскадру, в составе которой находились также “Балтимор”, “Бостон” и “Рейли” и которая после трехчасовой канонады уничтожила находившуюся там испанскую эскадру.
Большая нагрузка выпала на долю японских бронепалубных крейсеров во время русско-японской войны. Русские моряки окрестили летучий отряд крейсеров — “Читозе” и “Касаги”, “Такасаго” и “Иошино” — “собачками”. “Всякому было известно, — писал участник войны В. Семенов, — что если “собачки” пришли, понюхали и ушли прочь — значит, ожидай скорого появления главных сил”. И не случайно выстрелами, сделанными с броненосца “Орел” именно по “Касаги”, приблизившемуся к русской эскадре на дистанцию огня, 27 мая 1905 года в 11.10 началось Цусимское сражение.
Зато “собачкам” и не повезло больше всех. “Иошино” был протаранен японским же броненосным крейсером “Кассугой” 15 мая 1904 года и пошел на дно с 332 членами экипажа. Спустя несколько месяцев погиб “Такасаго”.
“Касаги” не довелось встретиться в бою с русским крейсером “Варяг”, случайность войны не свела на поле брани корабли, связанные общим происхождением. Дело в том, что “Касаги” строился в США, на верфи Крампа в Филадельфии. Основанная в 1830 году, эта фирма накопила к концу века большой опыт в создании военных и торговых судов, в частности крейсеров. Ведь именно здесь появились “Балтимор”, “Нью-Арк”, “Нью-Йорк”, “Бруклин”. Наконец, именно Крампу принадлежат так приглянувшиеся японцам “Колумбия” и “Миннеаполис”. Немало работ выполняла эта фирма и для русского флота в 1878-1879 годах, например, она строила и переоборудовала крейсеры “Европа”, “Африка”, “Азия” и “Забияка” (см. “М-К” № 11, 1978 г.).
Рассчитывая на старую репутацию, Крамп в 1898 году поспешил предложить свои услуги, как только узнал о том, что русское правительство объявило международный конкурс на постройку броненосцев, крейсеров и миноносцев для усиления эскадры Тихого океана. Но, обещая поставить заказчику в минимальные сроки два броненосца, четыре крейсера и тридцать миноносцев, Крамп не предъявил на конкурс ни одного проекта, надеясь навязать русским морякам в качестве прототипа “Касаги”. Морское ведомство не поддалось на обман. Взяв в качестве прототипов “Пересвет” и “Диану”, оно заключило с Крампом контракт только на постройку одного броненосца и одного крейсера 1 ранга. То были “Ретвизан” и “Варяг”.
(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова
из журнала “Моделист-Конструктор”)
Японские и американские бронепалубные крейсеры 1890-1907 гг. |