История создания и службы итальянских крейсеров Второй мировой войны.
...В начале 20-х годов расстановка сил на Средиземноморском театре была довольно сложной. Прежде всего здесь претендовала на господство Франция, раньше всех стран приступившая к строительству нового послевоенного флота, основу которого должны были составить легкие крейсера, быстроходные лидеры эсминцев, эсминцы и подводные лодки. Значительно вырос флот Испании, не принимавшей участия в войне и все это время строившей новые линейные корабли, крейсера, миноносцы и подводные лодки. Не избежали новых веяний в строительстве флота и итальянцы. Они отказались от завершения линейных кораблей и сосредоточили усилия на создании миноносного флота и авиации. Курс, взятый итальянским правительством, должен был со временем привести к появлению воздушных эскадр, способных уничтожить любой неприятельский флот, осмелившийся вторгнуться в Средиземное море. Но Вашингтонское морское соглашение изменило взгляды итальянского правительства: обуреваемый мечтой о превращении Средиземного моря в итальянское море, фашистский диктатор Муссолини потребовал создания самых мощных, по тогдашним временам, тяжелых “вашингтонских крейсеров”.
Первыми из них были “Тренто” и “Триест”, заложенные в 1925 году. Если в “вашингтонских крейсерах”, строившихся тогда во многих странах, бронирование и живучесть были принесены в жертву вооружению и скорости, то в итальянских тяжелых крейсерах типа “Тренто” эта диспропорция достигла крайнего предела. Это были корабли весьма изящных, гармоничных архитектурных форм, снабженные рекордно мощной по тем временам машинной установкой — 150000 л. с. и развивавших рекордную же для таких крупных кораблей скорость — 35-36 узлов. Спустя пять лет был заложен еще один тяжелый крейсер такого же типа. То был “Больцано”, он отличался от головного корабля более дальнобойными орудиями главного калибра и установкой, мощность которой можно было форсировать до 173000 л. с., достигая редчайшей для тех лет скорости 37-38 узлов.
Но какой ценой приходилось расплачиваться за эти показатели! Толщина бортовой брони на первых итальянских тяжелых крейсерах достигала всего 75, а палубы — 50 мм. Неудивительно, что позднее в итальянском флоте, как и во многих других, возобладали более трезвые взгляды, и за первой серией крейсеров последовалa вторая — “Зара”, “Фиуме”, “Гориция” и “Пола”, — в которой итальянские кораблестроители предприняли попытку устранить первоначальные недочеты. За счет снижения мощности до 95-122 тыс. л. с. и скорости до 32-35 узлов бронирование крейсеров второй серии было усилено: толщина бортового пояса достигла 150, а палубы — 70 мм.
Постройкой семи тяжелых крейсеров Италия исчерпывала весь лимит водоизмещения, отведенный ей Вашингтонским морским соглашением, поэтому одновременно с закладкой “Зара”, “Фиуме”, “Гориция” и “Пола” на итальянских верфях начинается работа над первыми послевоенными легкими крейсерами, вошедшими в историю кораблестроения под названием “кондотьери-класс”. Эти изящные, быстроходные корабли строились на протяжении примерно десяти лет и по различиям в тактико-технических данных распадались на пять серий — А, В, С, D и Е.
Начало положили четыре легких крейсера типа “кондотьери” серии А: “Альберико да Барбиано”, “Альберто ди Джуссано”, “Бартоломео Коллеони” и “Джиованни делле Банде Нере”, спущенные на воду в 1930 году. Считая, что главным противником итальянского флота в будущей войне станут французские корабли, морские стратеги фашистской Италии предназначали легкие крейсера главным образом для борьбы с большими и быстроходными французскими эсминцами и лидерами. Поэтому, как и в первых тяжелых крейсерах, основное внимание уделили достижению высокой скорости, в жертву которой была принесена защита. При водоизмещении 5200-7000 т “кондотьери” серии А развивали мощность 95000-123000 л. с. и скорость 37-42 узла, неся 8 — 152-мм орудий, 6 — 100-мм, 8 — 37-мм и 8 — 13,2-мм зениток. Цена этих высоких показателей — ослабление бронирования: пояс 25 мм, палуба 20.
Дальнейшее развитие проекта серии В — “Луиджи Кадорна” и “Армандо-Диац”. Имея такую же силовую установку и вооружение, как и их предшественники, они развивали меньшую скорость за счет усиления бронирования. Когда обеспокоенные французы приступили к разработке крейсеров типа “Эмиль Бертен”, итальянцы заложили следующую серию “кондотьери” — “Муцио Аттендолов и “Раймондо Монтекуколи”, которые сошли на воду в 1934 году. При водоизмещении 7550-8900 т эти корабли несли броневой пояс толщиной 85 мм и палубу 30 мм, за счет чего их скорость снизилась до 34-37 узлов.
На это французы ответили крупной серией легких крейсеров типа “Ла галиссоньер”. Италия противопоставила им “кондотьери” серии D — “Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста” и “Евгений Савойский” — корабли почти с прежним вооружением, но с толщиной бортовой брони, увеличенной до 105 мм. За ними последовали два легких крейсера “кондотьери” серии Е — “Луиджи ди Савойя дюка дельи Абруцци” и “Джузеппе Гарибальди”, несшие не только более толстую броню — 130 мм, но и более мощное вооружение — десять 152-мм орудий.
Непрерывное увеличение водоизмещения легких крейсеров, усиление их бронирования и снижение скорости побудило итальянцев разработать быстроходный легкий крейсер наподобие английского крейсера-минзага типа “Эбдиел” специально для взаимодействия с эсминцами. В 1939 году состоялась закладка большой серии таких крейсеров, так называемого “Капитана-романи класса”. Однако до выхода Италии из войны из двенадцати заложенных кораблей в строй удалось ввести только три: “Аттилио Реголо”, “Помпео Магио” и “Сципионе Африкано”.
10 июня 1940 года Муссолини объявил о вступлении Италии во вторую мировую войну, а уже 19 июля 1940 года неподалеку от Крита два итальянских легких крейсера столкнулись с английским легким крейсером “Сидней” и отрядом эсминцев. На этот раз высокая скорость не помогла итальянцам: после короткого артиллерийского боя “Бартоломео Коллеони” пошел ко дну, став первым итальянским крейсером, погибшим во второй мировой войне.
Следующий год оказался для итальянцев годом настоящего побоища: из тринадцати кораблей этого класса, погибших за всю войну, на долю 1941 года приходится почти половина — шесть. Счет начался с легкого крейсера “Армандо Диац”: 25 февраля, охраняя итало-немецкий конвой между побережьем Африки и Италии, он был пущен на дно торпедой английской подводной лодки “Апрайт”. Спустя месяц список продолжили тяжелые крейсера “Зара”, “Пола” и “Фиуме”, уничтоженные у мыса Матапан, а в конце года настал черед для “Альберико да Барбиано” и “Альберто ди Джуссано”. 13 декабря у мыса Бон, натолкнувшись на английские и голландские эсминцы, они были превращены в пылающие факелы.
Счет итальянских потерь следующего года открыл легкий крейсер “Джиованни деле Банде Нере”: 1 апреля 1942 года у острова Стромболи его настигла торпеда английской подводной лодки “Юрдж”. Таким образом, меньше чем за год все “кондотьери” серии А оказались уничтоженными. Теперь настал черед тяжелого крейсера “Тренто”. Он был потоплен 15 июня английскими торпедами. Спустя два месяца итальянские крейсера “Больцано” и “Муцио Аттендоло” были атакованы английской подводной лодкой “Анброкен” и получили тяжелые повреждения: у “Муцио Аттендоло”, например, был полностью оторван нос.
Такая же судьба постигла впоследствии тяжелые крейсера “Триест” и “Гориция”.
Из уцелевших легких крейсеров четыре — “Евгений Савойский”, “Эмануэле Филиберто дюка Д'Аоста”, “Аттилио Реголо” и “Сципионе Африкано” — в порядке репараций были переданы странам-победительницам, а остальные оставались в строю итальянского флота до 1950-1960 годов. “Кондотьери” серии Е — “Джузеппе Гарибальди” — после коренной модернизации стал первым итальянским ракетным крейсером.
(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор”)