Боевые корабли мира

История создания и службы испанских и голландских крейсеров
тридцатых годов.

В то время как большинство европейских держав истощало свои силы и ресурсы в сражениях империалистической войны, не участвовавшая в ней Испания, переоборудовав свои порты и верфи, приступила к лихорадочной постройке нового, современного флота. К началу мировой войны вступили в строй три линкора-дредноута и были намечены планы постройки трех весьма совершенных по тем временам легких крейсеров. Первым из них сошел на воду крейсер “Регина Виктория Евгения” — изящный трехтрубный корабль водоизмещением 5590 т, вооруженный девятью 150-мм орудиями и развивавший скорость 26 узлов. Через два-три года за ним последовали примерно такие же, но более легкие и мощные “Блас де Леро” и “Мендес Нуньес”: при водоизмещении 4725 т они развивали 29 узлов.

После них по программе 1915 года намечалась постройка одного легкого крейсера “Принсипе Альфонсо”, спроектированного под руководством известного английского кораблестроителя, создателя дредноута, сэра Филиппа Уаттса, который взял за прототип английский легкий крейсер типа “Эмеральд”. Но потом было решено построить еще два таких корабля — “Альмиранте Сервера” и “Мигуэль Сервантес”. Все они были спущены на воду в 1925 году.

Через три года Испания приступила к постройке “вашингтонских крейсеров”: не участвуя в подписании Вашингтонского морского соглашения, она тем не менее сочла для себя выгодным использовать установленные этим соглашением нормы. Первый испанский “вашингтонский крейсер” “Канариас” сошел на воду в 1931 году, второй — “Балеарес” — в 1932 году. В строй флота они должны были вступить к 1935 году, но получилось иначе...

Когда 18 июля 1936 года в Испании вспыхнул мятеж, флот не поддержал франкистов: команды кораблей легко подавили сопротивление офицеров и заявили о своей верности республике. Но в руки франкистов попали крейсеры, находившиеся в Ферроле.

В конечном итоге из семи испанских крейсеров (“Блас де Леро” погиб в 1932 году) три сражались на стороне республики — “Либертад” (бывш. “Принсипе Альфонсо”), “Мигуэль Сервантес” и “Мендес Нуньес”, а четыре оказа.лись в- лагере мятежников — “Канариас”, “Балеарес”, “Альмиранте Сервера” и “Республика” (бывш. “Регина Виктория Евгения”), переименованная в “Наварру”. Позднее, после падения республики, “Либертад” получил новое название — “Галисия”.

Следующее за испанским флотом место в предвоенной Европе занимала Голландия. Будучи тогда третьей колониальной державой мира, эта страна содержала два совершенно различных флота. Один предназначался для охраны метрополии и состоял в основном из кораблей, необходимых для защиты побережья. Другой должен был действовать в колониях, главным образом в Нидерландской Индии, как тогда называли Индонезию. Особенность этого морского театра состояла в том, что он представлял собою цепь крупных и мелких островов, охрана берегов которых и защита коммуникаций были немыслимы без военно-морских сил.

Нидерландцы не участвовали в первой мировой войне и имели возможность основательно и без спешки разрабатывать свой собственный, весьма специфический тип легкого крейсера. Понимая, что главным противником их дальневосточного флота будет, по всей вероятности, японский флот, голландцы начали уделять большое внимание огневой мощи своих крейсеров. Эта тенденция ярко проявилась в 1916 году в проекте лёгкого крейсера “Суматра”, который, неся девять 150-мм орудий, мог в диаметральной плоскости, по носу и корме вести огонь одновременно 4-5 орудиями, а на каждый борт — 7 орудиями. Современные же “Суматре” английские и немецкие крейсеры по носу и корме - могли вести огонь лишь 2-3, а на борт — 5 орудиями. Правда, такое усиление огневой мощи потребовало увеличения водоизмещения корабля почти в полтора раза. В конструкции “Суматры” заметно сильное немецкое влияние: именно Германия поставляла для этих кораблей машины и главную артиллерию.

Всего по проекту “Суматры” было заложено три корабля, но на воду в 1920 и 1921 годах сошли только два из них — “Суматра” и “Ява”. Достройка их затянулась, и они вступили в строй только в 1925 году. К этому времени они уже не являлись сильнейшими легкими крейсерами в мире: строившиеся повсюду по вашингтонским нормам крейсеры значительно превзошли их как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

На стапелях был заложен и третий корабль этого типа — “Целебес”, но уже в процессе постройки он подвергся значительным изменениям. Сперва голландцы решили переделать “Целебес” в более легкий корабль, снизив его водоизмещение с 6670 т до 5250 т и вооружив шестью 150-мм орудиями в трех двухорудийных башнях. Однако эта попытка не удалась, и тогда они спроектировали совершенно новый корабль с более высокой скоростью, способный нести еще одно 150-мм орудие и самолет. В результате появился “Де Рёйтер” — весьма удачный легкий крейсер, который при одинаковой мощи бортового залпа нес на 3 орудия меньше, чем “Суматра”, и развивал скорость на 2 узла больше.

Спущенный на воду в 1935 году, “Де Рёйтер” послужил прототипом для разработки двух новых кораблей “Эендрахт” и “Де Зевен Провинсиен”, которые должны были в недалеком будущем заменить устаревшие “Суматру” и “Яву”. От “Де Рёйтера” эти крейсеры отличались большим водоизмещением и числом орудий главного калибра.

Непрерывно ухудшавшееся международное положение в середине 30-х годов тревожило голландское правительство. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия в боевых действиях и что она будет втянута в войну, руководители флота приступили к спешной постройке новых боевых кораблей, считая главным потенциальным противником Голландии милитаристскую Японию. В числе первых заложенных в связи с этим кораблей были два легких крейсера — “Тромп” и “Якоб вам Хеемскерк”.

Начало созданию этих весьма удачных кораблей положило проектирование 2500-тонных лидеров, начатое еще в 1931 году. Однако, когда в Нидерландах стало известно о том, что у японцев появились крупные и хорошо вооруженные эсминцы, голландцы решили усилить свои миноносные силы введением в строй быстроходных легких крейсеров, способных действовать с эскадрами эсминцев. Именно такими крейсерами и были “Тромп” и “Якоб ван Хеемскерк”. По мнению некоторых специалистов, они оказались одними из самых удачных легких крейсеров периода второй мировой войны.

Одновременно голландцы начали разработку проектов трех необычных линейных крейсеров, . которые должны были своими высокими боевыми качествами компенсировать отсутствие в составе голландского флота “вашингтонских крейсеров”. Предназначенные не для линейных сражений, а для борьбы с японскими тяжелыми крейсерами, эти корабли при водоизмещении 28318 т должны были развивать скорость 34 узла, нести 254-мм броневой пояс, 127-мм палубу и 305-мм башни, девять 280-мм и двенадцать 119-мм орудий. Не имея опыта в постройке столь сложных кораблей, Голландия надеялась заказать машины и главную артиллерию в Германии. После того как переговоры в Берлине сорвались, голландцы обратились к Италии. Но прежде чем из Рима пришел ответ, фашистские войска в мае 1940 года вторглись в Нидерланды.

Исход кампании решился в течение нескольких дней на суше, так что голландскому флоту не пришлось участвовать в боевых действиях в водах Европы. Недостроенный “Якоб ван Хеемскерк” удалось отбуксировать в Портсмут, и в руки немцев попали только стоявшие на стапелях корпуса легких крейсеров “Эендрахт” и “Де Зевен Провинсиен”…

После оккупации Голландии фашистскими войсками и бегства королевской семьи с правительством в Лондон в составе рассеянного по миру голландского флота осталась всего четыре боеспособных легких крейсера: “Суматра”, “Ява”, “Де Рёйтер” и “Тромп”. Кроме того, англичане в ходе войны достроили и ввели в состав действующего флота “Якоб ван Хеемскерк”, переделав его в крейсер ПВО, вооруженный английскими зенитными орудиями.

Суматра” была разрушена, а “Ява” и “Де Рёйтер” уничтожены японцами в бою 27 февраля 1942 года.

Больше повезло “Тромпу” и “Якобу ван Хеемскерку”, которые действовали на Дальнем Востоке вместе с союзниками до конца войны и состояли в списках голландского военно-морского флота до 1950-х годов.

(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова из журнала “Моделист-Конструктор”)

Испанские и голландские крейсера 30-х годов

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]