Боевые корабли мира

Битва у Ко-Чанга 17 января 1941 года

Краткая историческая справка.

В сентябре 1940 года Сиам, пользуясь благоприятным положением, в связи с ослаблением Франции в Европе заявил о своих территориальных притязаниях к Камбодже по правому берегу реки Меконг. К началу 1941 года боевые действия распространились по всей границе. Однако потеряв пять своих кораблей в сражении у Ко-Чанга, 29 января 1941 года Сиам был вынужден подписать перемирие. 7 декабря 1941 года Сиам был захвачен Японией, установившей там марионеточное правительство. 21 декабря был подписан мир с Францией, но месяц спустя Сиам вынужден был объявить войну Великобритании и США. Из-за ослабления ВМС во время войны с Францией корабли Сиама приняли незначительное участие во второй мировой войне.

Рапорт контр-адмирала Терро об итоге битвы у Ко-Чанга 17 ЯНВАРЯ 1941 года.

A Resume of the Battle of Koh-Chang 17 January 1941.
As circulated to the Forces Navales Metropolitanes by Ministerial Circular №1526/ F.M.F. 3, 6 May 1941
// Warship International 1990. - №2. - pp 135-140.

Общая ситуация

1. С начала января таиландские войска и авиация систематически совершали агрессивные акты против пограничных районов Французского Индокитая, и мы решили нанести ответный удар, фактически граничащий с началом полномасштабных боевых действий.

Ответный удар военно-морскими силами был рассмотрен, но Адмиралтейство колебалось начать его выполнение.

2. Сиамские ВМС были незначительны и включали в себя ряд кораблей, построенных в основном в Италии и в Японии. Среди них выделялись два броненосца береговой обороны в 2500 тонн, вооруженные 4 х 203-мм орудиями, девять миноносцев в 400 тонн и четыре подводные лодки. Кроме того, ВВС Таиланда насчитывали около 150 самолетов, из которых 120 были вполне современными и способными к совместным действиям с ВМС.

3. Для того, чтобы наилучшим образом использовать те слабые, имеющиеся налицо силы, контр-адмирал Терро, командующий ВМС Индокитая, поставил задачу силам объединиться 9 декабря 1940 года в отряд под общим командованием командира "Lamotte Picquet" капитана Беранже, в который также вошли 2 колониальных шлюпа "D’Urville" и "Amiral Charner" и 2 старых шлюпа "Tahure" и "Marne". Отряд выполнит всевозможные маневры для того, чтобы получить необходимые взаимодействие и тренировку.

Также в ноябре командующий организовал авиационное дежурство в Сиамском заливе, используя 2 базировавшихся на Реам самолета, и поддерживающееся патрульными судами.

Предварительные операции

4. 13 января главнокомандование сухопутных сил обратилось с просьбой к главкому ВМС поддержать их наземные операции, планировавшиеся на 16-е и предназначавшиеся для предотвращения возможной сиамской агрессии. Задействованные в операции силы базировались на Камрань. Все суда, принимавшие участие в подготовке, встретились 14-го в 16-00 в 20 милях севернее Рауло Кондор.

5. Было подготовлено несколько планов операции. Адмиралтейство уполномочило генерал-губернатора отдать приказ морскому командованию на выполнение удара. Выбрать время должно было собравшееся в Сайгоне совещание сухопутного и военно - морского командования. С самого начала операция была перенесена на 17-е. Об этой задержке на 24 часа было доложено. Пользуясь преимуществом скорости, "Lamotte Picquet" утром 15-го заправился топливом у мыса Сент-Жак и, соединившись с остальными силами, вечером бросил якорь в Пауло Кондор.

6. Генерал-губернатор отдал приказ: "Разыскать и уничтожить сиамские военно-морские силы, находящиеся между Сатахибом и границей Камбоджи". В 20-00 местного времени приказ был принят на "Lamotte Picquet". В 21-00 отряд снялся с якоря и пошел со скоростью в 13,5 уз, что было неплохо для шлюпов.

7. 16 января наши корабли незамеченными входят в Сиамский залив. 2 гидросамолета из Реама, находившиеся в разведке, дали ценную информацию, переданную и подтвержденную Сайгоном о дислокации Таиландских ВМС:

Командир отряда решил нанести удар по силам у Ко-Чанга по следующим причинам:

  • в Сатахиб трудно пройти;
  • в обороне Сатахиба ожидалось сильное противодействие;
  • обе сиамские группы имели одинаковую ценность, но в Сатахибе располагалось большее число судов.

8. План операции предусматривал:

  • внезапную атаку с юго-запада на восходе;
  • так как рейд Ко-Чанга окружен островами примерно 200-метровой высоты, отряд рассредоточится и распределит секторы огня между островами, препятствуя неприятелю скрыться и отрезая ему пути отхода;
  • "Lamotte Picquet" использует свою скорость и боевую мощь для занятия более восточной позиции от того места, где будут пришвартованы крупные корабли неприятеля, и где противник, без сомнения, будет искать пути к отступлению;
  • колониальные шлюпы располагаются по центру бухты и выполняют роль "загонщиков", обстреливая якорную стоянку;
  • легкие шлюпы отходят влево, охраняя западный выход.

Битва у Ко-Чанга (детальнее смотри карту)

Схема битвы у Ко-Чанга.9. Битва началась в 05-30 17-го числа.

В 05-45, как было запланировано, корабли, разделившись на три группы, выходят на огневые позиции. Погода хорошая, на море штиль.

В 06-05 гидросамолет, стартовавший из Реама (как оказалось, катапульта "Lamotte Picquet" была повреждена), устанавливает местонахождение неприятеля: места якорной стоянки двух броненосцев береговой обороны и докладывает об этом. Он пытался сбросить бомбу, но сиамцы открыли энергичный заградительный зенитный огонь. Самолет от атаки отказался, но сиамцы уже подняли тревогу. В 06-14 сиамцы открывают огонь, за полчаса до восхода солнца, хотя луна еще не села, так что видимость была достаточная.

После того как были замечены вспышки неприятельского огня, наши корабли незамедлительно ответили (средняя дистанция 9000 м).

В 06-20 "Lamotte Picquet" производит торпедный залп по силуэтам, хорошо видневшимся на якорной стоянке. В 06-30, судя по торпедному следу, один из кораблей поражен в корпус.

10. Когда рассвело, огонь становится эффективней. Миноносец (№ 11) поражен огнем с "Lamotte Picquet" и скрывается за островом. Его больше не видели.

Два других миноносца (№ 32 и 33) также получили попадания и команды оставили их. После короткой перестрелки наши шлюпы к 06-55 прекратили огонь на дистанции около 3000 м.

11. К 06-38 на расстоянии 10 тыс. м севернее "Lamotte Picquet" обнаружил суда береговой обороны и взял курс на северо-восток. Он занялся непосредственно ими. Сиамские суда находились на мелководье и отвечали парными залпами из своих 203-мм орудий. Цели многократно пытались скрыться, и огонь приходилось вести в промежутках между островами. На судах береговой обороны были замечены пожары, которые усилились к 07-15 с вступлением в бой шлюпов. Затем пожары еще более усилились и к 07-20, когда "Amiral Charner" приблизился на 100 метров (? вероятно опечатка, скорее всего кабельтовые - прим. ред.), залпы прекратились.

Преследование продолжалось. Все орудия неприятеля были выведены из строя, кроме единственного носового на "Dhonburi". "Lamotte Picquet" с 50 метров (? кабельтовых - прим. ред.) сделал по неприятелю три залпа, но тот продолжал отвечать. Достигнув минимальной глубины, шлюпы (к 07-40) и "Lamotte Picquet" (к 07-48) должны были развернуться. Сиамский корабль был весь в огне и имел сильный крен на правый борт.

В 07-50 "Lamotte Picquet" сделал торпедный залп, но, по-видимому, без успеха. Неприятель на расстоянии 15000 метров скрылся за островом.

В 08-50 "Lamotte Picquet" прекратил огонь и наши корабли взяли курс на запад.

12. Между 08-48 и 09-40 наши корабли подверглись нескольким атакам с воздуха. Зенитки энергично отвечали. Первые две бомбы упали в нескольких метрах от "Lamotte Picquet", затем последовала пауза. Противник отказался от дальнейших атак, и наши корабли неповрежденные возвратились в Сайгон без дальнейших происшествий.

Сиамские потери

Перепроверенные по различным источникам, неприятельские потери могут быть следующие:

  • эсминцы № 11, 32 и 33 потоплены;
  • в течении начальной фазы битвы (корабли едва виднелись и их было тяжело идентифицировать), один из двух судов береговой обороны, замеченный разведывательным самолетом, скорее всего "Ayuthia", был несколько раз поражен и ретировался. Но, по-видимому, налетел на мель и застрял в устье реки Чантабун, где его корпус и можно было увидеть;
  • другое судно береговой обороны "Dhonburi", весь объятый пламенем, попытался выброситься на берег, но пропорол корпус о риф и взорвался;
  • из экипажа "Dhonburi" спаслось более 80 человек.

Расход снарядов

С нашей стороны:
454 - 155-мм;
509 - 138-мм;
54 - 100-мм;
280 - 75-мм (117 зенитных).

С сиамской стороны: миноносцы стреляли своими 75-мм орудиями, когда пытались выйти из боя. "Dhonburi" сделал около сотни парных залпов из своих 203-мм орудий, в целом посредственной точности.

Общие наблюдения

Сиамские моряки проявили большую храбрость и профессиональные качества. Это признание, если еще принять во внимание трудное маневрирование, которое выполняли наши корабли, делают успех наших сил под Ко-Чангом более значительным.

Схема битвы у Ко-Чанга, прилагавшаяся к рапорту адмирала Терро.

Описание битвы у Ко-Чанга.
(по Warship International № 1/1970 р.88-89)

Для ослабления сиамской агрессии, французский контр-адмирал Терро (Terraux) решил нанести превентивный удар по сиамскому флоту. Он подробно описал план предстоящей операции капитану Беранже (Beranger), командиру крейсера “Lamotte Picquet”. Крейсер в залив сопровождали шлюпы “Amiral Charner”, “Dumont d’Urville”, “Marne” и “Tahure”. Эти корабли сформировали “Оперативную группу № 7”, целью которой было уничтожение сиамского флота, разделенного на две группы и расположившегося где-то между г. Саттахин и проливом Ко-Чанг (о. Чанг).

Рано утром 17 января 1941 года французский самолет “Луар 130” обнаружил несколько сиамских кораблей у острова Ко-Чанг. Сиамцы открыли заградительный огонь, и, привлеченные шумом артиллерийского огня, французы своим появлением ошеломили сиамцев. В 06-30 был открыт огонь по трем сиамским миноносцам, два из которых (“Chonburi” и “Songhkla”) затонули соответственно в 06-53 и 06-55 под огнем “D’Urville”, “Tahure” и “Charner”. Третий миноносец сразу же после начала стрельбы пытался скрыться за островом от огня “Lamotte Picquet”, который также обогнул остров. Тем временем оба сиамских броненосца береговой обороны “Dhonburi” и “Sri Ayuthia” приблизились для помощи миноносцу. В 06-30 крейсер заметил их и, выстрелив тремя торпедами, продолжил погоню за миноносцем. Немного позднее этот миноносец (“Trad”), сильно поврежденный, был вынужден выброситься на берег, и экипаж покинул его.

Между тем одна из торпед “Lamotte Picquet” попала в “Sri Ayuthia”. Для предотвращения затопления экипаж был вынужден посадить броненосец на мель в устье реки Чантхабури. “Dhonburi” вступил в перестрелку с французским крейсером. Стрельба, начавшаяся в 06-45, шла с небольшими перерывами на средней дальности около 12500 ярдов. Немного погодя к французскому флагману присоединилась и остальная часть отряда, которая к этому времени уже потопила сиамские миноносцы. Сиамский броненосец спасся в устье реки, где французы не могли его преследовать из-за отсутствия точных карт. В 08-01 “Lamotte Picquet” сделал последний залп по “Dhonburi”, который был сильно поврежден и имел значительный крен с дифферентом на корму.

11 января 1941 года около 11 часов утра французская эскадра возвратилась в Сайгон без значительных повреждений.

Дальнейшая судьба кораблей.
(по Warship International № 1/1970 р.89)

"Lamotte Picquet" - потоплен ВВС США 12 января 1945 года.

"Amiral Charner" - погиб на камнях 10 марта 1945 году в реке Мито.

“Dumont d’Urville” - исключен из списков флота 36 марта 1958 года.

“Marne” - сел на камни у Сан Хо 10 марта 1945 года.

“Tahure” - торпедирован американской подводной лодкой “Flasher” у мыса Валеро 24 сентября 1944 года.

Dhonburi” сел на мель у острова Косичанг. Позднее, в тот же день, он был снят, и корабль снабжения “Chang” попытался отбуксировать его до материка. Но в 13-40 экипаж был вынужден покинуть корабль, и в 16-40 он опрокинулся и затонул. Позднее корпус “Dhonburi” подняли, но его ремонт был признан нецелесообразным и в начале 50-х годов корабль сдали на слом.

Ayuthia” - позднее поднят и отремонтирован. Погиб во время революции в Бангкоке от огня сиамской армии 3 июля 1951 года, позднее был поднят и сдан на слом.

“Trad” - позднее поднят и отремонтирован. Исключен из списков флота в 1976 году, но до 1980 года находился на службе.

Тактико-технические характеристики кораблей, принявших участие в сражении у Ко-Чанга

Название

Место и год постройки

Водоизмещение, т

Размерения, м

Машинная установка

Вооружение

Эк., чел.

Франция (1 крейсер, 4 авизо)

Lamotte Picquet

Lorrient, 1924

7249

181.70 x 17.23 x 6.33

4 винта, турбины “Парсонс” 100000 л.с.=33 уз

8 х 155, 4 х 75, 12 ТА

578

Amiral Charner

Bordeaux, 1932

1969

103.78 x 12.96 x 4.80

2 винта, дизели 3200 л.с.=15.5 уз

3 х 140, 4 х 37

197

Dumont d’Urville

Bordeaux, 1931

1969

103.78 x 12.96 x 4.80

2 винта, дизели 3200 л.с.=15.5 уз

3 х 140, 4 х 37

197

Marne

Lorient, 1916

601

78.08 x 8.92 x 3.43

2 винта, турбины “Парсонс” 4000 л.с.=20 уз

4 х 100, 1 х 75

113

Tahure

St.Nazaire, 1919

644

74.50 x 8.69 x 3.20

2 винта, турбины “Парсонс” 5000 л.с.=20 уз

2 х 145, 1 х 75

103

Сиам (2 броненосца береговой обороны, 3 миноносца)

Sri Ayuthia

Kawasaki, 1937

2265

76.50 x 14.43 x 4.17

2 винта, дизели MAN 5200 л.с.=15,5 уз

4 х 203, 4 х 76, 4 х 40

155

Dhonburi

Kawasaki, 1938

2265

76.50 x 14.43 x 4.17

2 винта, дизели MAN 5200 л.с.=15,5 уз

4 х 203, 4 х 76, 4 х 40

155

Trad (№ 11)

Adriatico, 1935

318

66.77 (68,0) x 6.4 x 2.13

2 винта, турбины “Парсонс” 900 л.с. = 31 уз

3 х 76, 2 х 20, 6 ТА

70

Chonburi (№ 32)

Adriatico, 1935

318

66.77 (68,0) x 6.4 x 2.13

2 винта, турбины “Парсонс” 900 л.с. = 31 уз

3 х 76, 2 х 20, 6 ТА

70

Songhkla (№ 33)

Adriatico, 1935

318

66.77 (68,0) x 6.4 x 2.13

2 винта, турбины “Парсонс” 900 л.с. = 31 уз

3 х 76, 2 х 20, 6 ТА

70

Рисунок. Крейсер "Lamotte Picquet".
Крейсер "Lamotte Picquet"

Рисунок. Шлюпы "Amiral Charner" и "Dumont d’Urville".
Шлюпы "Amiral Charner" и "Dumont d’Urville".

Рисунок. Шлюп "Tahure".
Шлюп "Tahure"

Рисунок. Шлюп "Marne".
Шлюп "Marne"

Рисунок. Сиамские суда береговой обороны "Dhonburi" и "Sri Ayuthia".
Сиамские суда береговой обороны "Dhonburi" и "Sri Ayuthia".

Рисунок. Сиамские минонсцы "Trad", "Chonburi" и "Songhkla".
Сиамские минонсцы "Trad", "Chonburi" и "Songhkla".

История службы сиамских кораблей береговой обороны

Французские крейсеры
1930-х годов

На первую страницу сайта


 
http://import-sigaret.com/ американские сигареты, жидкость для электронных сигарет.