Боевые корабли мира

Бой 28 июля 1904 г. Попытка прорыва во Владивосток
Первой тихоокеанской эскадры и крейсера "Новик" в ее составе.

Уже три месяца подряд крейсер II ранга “Новик”, единственный из кораблей эскадры, не прекращал пары, постоянно находясь в 40-минутной готовности, в связи с чем не мог сделать даже незначительного ремонта механизмов. Едва “Новик” вернулся в гавань 27 июля 1904 года, как его командир, капитан 2 ранга Максимилиан Федорович Шульц, в числе других был приглашен к начальнику отряда крейсеров контр-адмиралу Н. К. Рейценштейну, который, известив о завтрашнем выходе всей эскадры для прорыва из осажденной крепости, дал четкое указание: “Во что бы то ни стало прорываться во Владивосток, хотя бы одному только судну!”, что было в явном контрасте с донесением в Мукден временного командира эскадры контр-адмирала В. К. Витгефта наместнику царя на Дальнем Востоке адмиралу Е. И. Алексееву: “Согласно повелению Его Императорского Величества выхожу с эскадрой прорываться во Владивосток... Лично я и собрание флагманов и командиров были против выхода, не ожидая успеха прорыва и ускоряя сдачу Артура”.

До глубокой ночи на “Новике” грузили уголь, но так и не смогли принять около 80 т до полного запаса (500 т.) Уже в 5 ч 28 июля крейсер вышел на внешний рейд для устранения девиации компаса. В 8 ч 10 мин на эскадре приняли сигнал с флагманского броненосца “Цесаревич”: “Сняться с якоря и занять свои места”. Корабли двинулись за тралящим караваном: впереди броненосцы, следом крейсеры — флагманский “Аскольд”, за ним — “Новик”, “Паллада” и “Диана”. Вскоре после доклада штурманского офицера А. И. Шейковского М. Ф. Шульц заметил, что броненосцы сносит на оборонительное минное заграждение, поставленное накануне, о чем приказал передать на концевые “Севастополь” и “Полтаву”, но тут же сам принял сигнал “Цесаревича”: “Приблизиться к адмиралу”. Крейсер пошел впереди тралящего каравана, так как из всех кораблей только “Новик” успел устранить девиацию и мог точно проложить путь между новым заграждением и старым, на котором еще 2 мая подорвались японские броненосцы “Ясима” и “Хацусе”. Около полудня после появления главных сил японского флота “Новик” вернулся на свое место. Идя колонной параллельно броненосцам, русские крейсеры участия в последовавшем артиллерийском бою не принимали.

В первой фазе боя японские броненосцы оказались далеко за арьергардом русской эскадры и потратили немало времени, чтобы нагнать ее. Путь во Владивосток был открыт, но, возможно, с японских кораблей, находившихся впереди курса русских, бросали плавучие мины. С “Новика” заметили одну из них и тотчас передали на “Палладу”.

Вскоре после начала второй фазы боя, около 18 ч, флагманский броненосец “Цесаревич”, получив попадание 305-мм снаряда, потерял управление, и эскадра пришла в расстройство. На “Новике” сумели разобрать сигнал: “Адмирал передает командование” (В. К. Витгефт был убит). В то же время получившие значительные повреждения японские главные силы отходили на север, но и русская эскадра в беспорядке повернула к Порт-Артуру. Однако около сорока миноносцев и несколько крейсеров преградили ей обратный путь. Тогда “Новик”, обойдя эскадру слева, зашел во фланг японским миноносцам и огнем заставил их отойти, а “Аскольд” проделал такой же маневр на правом фланге.

В 18 ч 45 мин далеко обогнавший броненосцы “Аскольд” неожиданно повернул назад, подняв сигнал: “Отряду крейсеров следовать за мной”, — Н. К. Рейценштейн решил выполнить свое указание о прорыве, но только “Новик” устремился за ним, хотя путь на юг преграждали семь японских крейсеров. Когда же “Аскольд” и “Новик”, усилив огонь, прибавили ход, погнались за ними лишь “Читозе”, “Кассаги” и “Такасаго” как самые быстроходные (22,5 уз.) Во время прорыва в левый борт “Новика” попало три снаряда. И хотя серьезных повреждений они не причинили, осколками убило комендора С. Я. Зяблицына и ученика сигнальщика П. А. Чернышева. Счастливо отделался легким ранением доктор Н. В. Лисицын. Поднявшись на мостик, он наблюдал за неприятелем, но едва опустил руку с биноклем, как его сбила воздушная волна близкого разрыва. При этом осколок снаряда повредил ему два пальца и вдребезги разбил бинокль, защитивший от тяжелого ранения.

При прорыве скорость “Новика” довели до 24 уз. Наконец в 20 ч 30 мин японские крейсеры отстали, но два часа работы в предельном режиме изношенных шестимесячной службой машин “Новика” роковым образом сказались на его дальнейшей судьбе. Через час “Новик” попросил “Аскольд” уменьшить скорость — начали греться воздушные насосы холодильников. Еще час — и резко увеличилась соленость воды в котлах. Вторично попросили сбавить ход, но “Аскольд” не ответил и скрылся в темноте. Впрочем, М. Ф. Шульц и сам просил не отвечать, чтобы не открывать неприятелю своего места. Остановили машины. Вскрыв холодильники, нашли в них текущие трубки и массу водорослей. Вскоре дали ход бортовыми машинами, остановив среднюю, но после полуночи вышел из строя один котел, затем другой, а к рассвету — пять. Встретив утром крейсер “Диана” и миноносец “Грозовой”, Шульц известил их командиров, что намерен идти за углем в Циндао (обнаружился его перерасход). “Диана” и “Грозовой” скрылись за горизонтом, а “Новик” продолжил свой путь...

В Циндао (иначе — Киао-Чао, военно-морская база Германии на территории Китая), находившемся в 300 милях к югу от Порт-Артура, еще утром 29 июля стал циркулировать слух, что накануне порт-артурская эскадра сделала отчаянную попытку прорыва блокады и нескольким кораблям она удалась... Вдруг в 16 ч 30 мин сигнальная станция подняла шар-знак: к порту идет военный корабль. Несколько минут — и на сигнальной мачте взвился русский флаг и поднялся второй шар — к Циндао подходят русские корабли! В порту поднялось неописуемое волнение. Чуть ли не все население города устремилось на пристань и на прибрежные высоты — всем хотелось увидеть корабли после боя. Артиллерийская команда беглым шагом торопилась на салютационную батарею. Около 17 ч на внешний рейд пришел и отдал якорь миноносец “Бесшумный”, а за ним — самый известный корабль русской эскадры крейсер “Новик”!

Дальнейший путь "Новика" из Циндао.

К статье
'Крейсер "Новик"'

Фотографии
крейсера "Новик"

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]