Боевые корабли мира

История линкоров "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"),
"Конте ди Кавур", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Межвоенный период.

После мировой войны дредноуты типа “Чезаре” и “Дориа” были самыми современными и мощными итальянскими кораблями (строительство четырех 34 000-тонных линкоров со скоростью 28 узлов и вооружением из восьми 381-мм орудий так и не закончили), поэтому руководство флотом уделяло много внимания повышению их боевой эффективности на основе военного опыта. Попытались ввести в строй и “Леонардо да Винчи”, который 17 сентября 1919 года после снятия башен и надстроек подняли кверху днищем и ввели в док, а 24 января 1921 года перевернули. Его собирались восстановить без средней башни (повысить остойчивость) и с шестью 102-мм/35 зенитными орудиями вместо 76-мм. Однако начавшийся послевоенный кризис и подписание Италией Вашингтонского соглашения 1922 года привели к отказу от этого проекта. 26 марта 1923 года “Леонардо да Винчи” исключили из списков флота и продали на слом.

Фотография. Линкор "Джулио Чезаре" ("Giulio Cesare"), 1920-е годы.Вскоре после визита “Кавура” в США оба линкора этого типа прошли первую модернизацию, закончившуюся в 1922 году: треногие фок-мачты заменили четырехопорными, которые перенесли вперед от дымовой трубы, чтобы уменьшить влияние на директоры дыма и тепла от котлов носового котельного отделения. Вертикальную часть прежней фок-мачты срезали приблизительно на уровне верхней кромки трубы и использовали как опору для грузовой стрелы (на “Чезаре” она была на 2 м выше, чем на “Кавуре”). Тогда же “Чезаре” лишился своего великолепного носового украшения — огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом Цезаря: “Пришел. Увидел. Победил”.

Фотография. Линкор "Андреа Дориа" ("Andrea Doria") на маневрах. 1925 г.В августе 1923 года, когда обострились отношения с Грецией, оба корабля приняли участие в операции на о.Корфу, а в 1925-м стали на более значительную модернизацию: заменили системы управления артогнем, слева на полубаке, перед носовыми башнями, установили катапульту для запуска гидросамолета типа “Макки” М18, который размещался на крыше средней башни. Для подъема самолета с воды и установки его на катапульту за последней на верхней палубе появился кран, который мог опускаться в горизонтальное положение, чтобы не мешать стрельбе орудий.

Фотография. Старт гидросамолета "Макки" M.18 с катапульты линкора "Конте ди Кавур" ("Conte di Cavour")В 1926 году и на двух “дуилио” слева на полубаке установили неподвижную катапульту с подъемным краном для гидросамолета. Последний хранился или на катапульте, или на крыше средней башни. На носовой боевой рубке также появилась башенка со строенным дальномером.

Однако время линкоров с 305-мм орудиями прошло, и никакие улучшения уже не могли сделать их достойными соперниками кораблей, построенных в последние годы войны. Поэтому в 1928 году “Чезаре” стал учебным артиллерийским кораблем, а “Кавур” 12 мая 1928 года поставили в резерв.


Основным соперником Италии на Средиземном море стала Франция, с которой по Вашингтонскому договору им разрешалось иметь одинаковое число линкоров и крейсеров. (Суммарный тоннаж линейного флота для этих стран ограничивался 18 200 т, но в виде компенсации за недостроенные в конце войны корабли Франции и Италии разрешалось до 1932 года построить новые линкоры не свыше 35 000 т стандартного водоизмещения каждый)

Конфликт между странами обострился в результате возросших имперских амбиций Италии. Она затеяла экспансию в Тунисе, находившемся под контролем Франции. В желании Италии распространить свое влияние в Северной Африке французы видели угрозу своим коммуникациям и не соглашались на полный паритет в военно-морских силах, ссылаясь также на необходимость защиты своего Атлантического побережья. В свою очередь, итальянцы, у которых стремление к гегемонии особенно возросло после прихода к власти Б.Муссолини, назвавшего Средиземное море “Маре Нострум” — “наше море”, рассматривали рост французского флота как прямой вызов своей мощи. “Играя мускулами”, они в 1923—1933 годах спустили на воду 18 крейсеров, 36 эсминцев и 49 подлодок. Но основой морских сил все еще считались линкоры, которые пока ни Франция, ни Италия из-за затянувшегося послевоенного финансового кризиса начать строить не могли. Даже после выхода из кризиса обе страны заняли выжидательную позицию, предпочитая не начинать строительство новых линкоров, а сначала посмотреть, что предъявит другая сторона.

Конструкторы боевых кораблей тем временем трудились с полным напряжением. Итальянский флот в 1928 году начал работы над проектом корабля в 26 000 т, со скоростью 28-29 узлов, с вооружением из 6 381-мм (в трех башнях) и 8 152-мм орудий и 8 100-мм зениток. Параллельно рассматривалась возможность постройки “договорного” 35 000-тонного линкора с шестью 406-мм орудиями и 30-узловой скоростью. Затем наступил период увлечения “карманными линкорами”, подобными немецким типа “Дойчланд”. Поскольку Франция в противовес “карманникам” уже заложила линейный крейсер “Дюнкерк” (26 500 т, 30 узлов, 8 330-мм орудий в 4-орудий-ных башнях при 16 универсальных 130-мм пушках и многочисленных 37-мм и 13,2-мм автоматах), итальянские конструкторы разместили на своих 18 000-тонных кораблях две 3-орудийные башни 343-мм калибра, четыре спаренных 152-мм, 12 100-мм зениток, 12 37-мм и 16 13-мм автоматов, а также десять торпедных аппаратов и 4 гидросамолета при двух катапультах. Однако таким маленьким кораблям при столь солидном вооружении не удалось дать достаточную защиту, да и скорость была всего 26 узлов. В 1933 году Комитет по военно-морским проектам (Comitato Progetto Navi) на их основе в противовес “Дюнкерку” разработал проект 26 500-тонного линейного крейсера с восемью 343-мм орудиями в четырех линейно-возвышенных башнях, двенадцатью 152-мм орудиями в шести бортовых палубно-башенных установках, четырьмя 4-ствольными зенитными установками, четырьмя гидросамолетами и двумя поворотными катапультами. Для ангаров места не хватило, и самолеты стояли открыто. Итальянцы прекрасно понимали преимущества 4-орудийных башен для кораблей такого водоизмещения, но их промышленность просто не могла в разумные сроки спроектировать и изготовить такие установки. Вертикальная защита состояла из 250-мм пояса и 50-мм скоса бронепалубы, а горизонтальная — из трех бронепалуб общей толщиной 150мм. Скорость равнялась 29 узлам.

Фотография. Французский линейный крейсер "Дюнкерк" ("Dunkerque").Но и этот проект не удовлетворил “Супермарину” — итальянский морской генеральный штаб, и снова из-за слабого зенитного вооружения и недостаточной защиты. Конструкторов перенацелили на создание 35 000-тонных “договорных” линкоров. Но на это требовалось значительное время, а “проблема “Дюнкерка” оставалась. Французский корабль настолько превосходил устаревшие итальянские дредноуты, что в одиночку мог расправиться со всеми сразу. Для восстановления баланса сил Италии необходимо было быстро принять меры. В этой обстановке решили провести коренную модернизацию находящихся в резерве “Чезаре” и “Кавура”, а после ее окончания — “Дориа” и “Дуилио”. Начало этой модернизации замедлило строительство новых кораблей других типов, но это был вынужденный шаг. Время показало ошибочность такого решения. По мнению многих военно-морских специалистов, вместо реконструкции четырех старых дредноутов, которые оказались непригодными к современному морскому бою, итальянцам следовало бы построить один-два линейных крейсера проекта 1933 года, усилив только их зенитное вооружение.

Линкор "Андреа Дориа" ("Andrea Doria"). Внешний вид по состоянию на 1928 г.

Рисунок. Линкор "Андреа Дориа" ("Andrea Doria"). Внешний вид по состоянию на 1928 г.

Линкор "Джулио Чезаре"
Заглавная страница.

Итальянские линкоры
Первой мировой войны

Итальянские линкоры
Второй мировой войны

На первую страницу
сайта