Модернизация линкоров "Джулио
Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди
Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и
"Кайо Дуилио".
Изменение архитектуры
За счет добавления новой секции общая длина увеличилась до 186,38 м, что давало большее отношение длины к ширине, необходимое для получения высокой скорости. Новую носовую часть как бы надели на старый корпус до середины носового барбета, удлинив при этом [носовую часть] на 12 м. Киль теперь проходил параллельно ватерлинии вплоть до старого таранного форштевня (который так и остался внутри корпуса вместе с наклонной частью старого киля), где с небольшим радиусом округления переходил в новый форштевень современной формы. Палубу полубака, на которой установили 120-мм башни, зенитные автоматы, авиационное и шлюпочное оборудование, расширили до бортов. Но в кормовой части очертания каземата сохранились, хотя амбразуры орудий в нем заделали. После модернизации изменились и другие размеры и коэффициенты корпуса: длина между перпендикулярами стала 168,96 м, осадка при нормальном водоизмещении 28 800 т — 10,39 м, при стандартном 23 528 т — 9,15-9,34 м.
Полное водоизмещение составило 29 032 т, метацентрическая высота 1,539 м при водоизмещении 27 700 т и 0,749 м при 23 067 т. Вес корпуса после модернизации возрос на 2827 т, из которых около 1000 т пришлись на дополнительную броню.
Полностью переделали надстройки. Носовая башенноподобная надстройка в форме усеченного конуса умеренной высоты с большой башней директора главного калибра (по отечественной терминологии — КДП) наверху, две близко расположенные дымовые трубы и треногая грот-мачта, появившиеся на “Чезаре” и “Кавуре”, стали характерной особенностью всех итальянских линкоров. По бокам труб было предусмотрено место для двух бортовых катапульт и для открытого хранения на специальных рельсах, проложенных над палубой на опорах, четырех гидросамолетов типа RO43. Однако это оборудование установили только на “Кавуре”, да и то сразу после испытаний его сняли — катапульты занимали много места в и без того уже загроможденном пространстве, ограничивали сектора обстрела зениток и вместе с самолетами были источником больших нагрузок при стрельбе орудий среднего калибра.
Не считая мелких различий в носовой надстройке, корабли отличались друг от друга расположением зенитных платформ и дальномеров на возвышенных башнях главного калибра: на “Кавуре” эти платформы стояли точно над дальномерами, а на “Чезаре” — у задней кромки крыши; на “Кавуре” башенные дальномеры стояли ближе к лобовой плите, чем на “Чезаре”.
Жилые условия остались хорошие — помещения отлично вентилировались и освещались, правда, за счет снижения водонепроницаемости корпуса, который имел 228 иллюминаторов (иллюминаторы были даже в 150- и 120-мм бортовой броне); 18 иллюминаторов с каждого борта располагались всего в 0,7 —1,0 м над водой. Поперечные переборки, из которых до нижней палубы доходило 17, до главной — 11 и до верхней — 6, имели до пяти дверей. Экипаж состоял из 36 офицеров и 1200 прочих чинов.
Характеристики
обводов корпуса |
До модернизации |
После модернизации |
Коэффициент полноты корпуса | 0,525 | 0,5485 |
Коэффициент полноты мидель-шпангоута | 0,930 | 0,9365 |
Коэффициент полноты ватерлинии | 0,685 | 0,6915 |
Призматический коэффициент | 0,565 | 0,585 |