Крейсер II ранга “НОВИК”, Россия, 1900 г.
(см. также статью про крейсер "Новик").
Крейсер II ранга “Новик” строился в
Германии на верфи Шихау по заказу России.
Контракт на постройку подписан 5 августа 1898 года.
Заложен в 1899 году. (? - по данным "М-К").
Официальная закладка состоялась 29 февраля 1900
года, когда корпус был уже доведен постройкой до
броневой палубы. Спущен на воду 2 августа 1900 г., 3
мая 1901 г. под русским государственным флагом
вышел на первую семичасовую заводскую пробу.
Водоизмещение нормальное 3080 т (по проекту 3000),
полное — 3180 т,
Энергетическая установка: три вертикальные
машины тройного расширения пара общей мощностью
17800 л. с. (проектная — 17000 л.с.) и двенадцать
водотрубных котлов системы Шихау. Три винта.
Скорость хода на испытаниях 25,1 узл.
Длина между перпендикулярами 106, наибольшая 111, по
ватерлинии 110,1 м, максимальная ширина 12,2 м, осадка
5 м (на испытаниях 4,7 м).
Запас угля нормальный - 400 т, полный - 510 т.
Дальность плавания 10-узл. ходом 5 тыс. миль. (По
данным "М-К". По другим данным, дальность
плавания при скорости 10 узлов - 2900 миль).
Бронирование: броневая палуба (по всей длине от
тарана до ахтерштевня) 30 в горизонтальной части и
51 мм на скосах (броня хромоникелевая).
Выступавшие над броневой палубой части главных
машин прикрывали 70-мм гласисы. (По другим данным,
гласисы - 25 мм). Щиты орудий — 25 мм, боевая рубка —
30 мм (крупповская цементированная броня).
Вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ (45 калибров),
шесть 47-мм Гочкиса (43 калибра) и два 37-мм орудия
Гочкиса в 23 калибра на катерах, 64-мм десантное
орудие Барановского (19 калибров), два 7,62 -мм
трехлинейных пулемета Максима, кормовой и четыре
бортовых 381-мм минных (торпедных) аппарата.
Экипаж (по штату) — 12 офицеров и 316 кондукторов и
нижних чинов.
“Новик” — один из четырех крейсеров II ранга, построенных по новой программе 1898 года. Спроектированные по заданиям Морского технического комитета, эти крейсеры строились частью за границей, частью в России: “Новик” в Германии, “Боярин” в Дании, “Жемчуг” и “Изумруд” в Петербурге. Все они участвовали в русско-японской войне. “Новик” был одним из немногих кораблей, прорвавшихся 10 августа 1904 года из Порт-Артура. Уже в Тихом океане после боя с японским крейсером “Цусима” был затоплен экипажем. “Боярин” подорвался на мине у порта Дальний 14 февраля 1904 года. “Изумруд” после Цусимского боя оторвался от преследования, но наскочил на камни в бухте Владимир и был взорван экипажем, “Жемчуг” после русско-японской войны оставался в Сибирской флотилии. Потоплен немецким крейсером “Эмден” 28 октября 1914 года в порту Пенанг.