Поход броненосца "Сисой Великий" к Цусиме в составе Второй Тихоокеанской эскадры.
В конце апреля 1902 года “Сисой Великий” прибыл в Либаву. В мае он принял участие в военно-морском параде по случаю визита в Россию президента Франции Э. Лубе, и лишь в июне уже в Кронштадте на нем начались работы, правда, очень медленно. На броненосце заменили артиллерию, переделали доставлявшую множество хлопот вентиляционную систему, поставили новые котлы. Однако испытания, проведенные после ремонта, выявили низкое качество заводских работ: неполадки были в машинах, котлах, рулевом управлении. Выяснилось также, что артиллерию завод заменил не в полном объеме. Только в августе 1903 года после приказания управляющего Морским министерством МТК принял меры для ускорения работ на “Сисое Великом”.
После начала русско-японской войны и включения броненосца в марте 1904 года в состав 2-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала 3. П. Рожественского ремонт ускорился. Установили дальномеры, прожекторы и несколько дополнительных 120-мм орудий (точное число в документах отсутствует). Вероятно, четырьмя такими орудиями заменили столько же 47-мм на батарейной палубе. Тем не менее “Сисой Великий” явно отставал по степени готовности к походу от других кораблей эскадры. Тогда за дело энергично взялся вице-адмирал А. А. Бирилев, занимавший недавно введенный пост главного командира флота и портов и начальника обороны Балтийского моря и руководивший подготовкой эскадры к походу. Действовал он весьма своеобразно: сокращал перечни необходимых работ. Именно поэтому не сменили устаревшую артиллерию на “Наварине” и не отремонтировали проржавевшие переборки на “Сисое”... 11 марта 1904 года командир корабля капитан 1 ранга М. В. Озеров подал Бирилеву рапорт о необходимости определения остойчивости (видимо, появились сомнения в ее достаточности). Несколько позднее МТК предложил провести комплекс работ по ее увеличению. Решение вопроса, однако, затянулось, и 29 мая Бирилев, ссылаясь на то, что работы могут продлиться от трех до четырех месяцев, заявил, что предпринять их при спешном ремонте броненосца — значит отказаться от посылки его в плавание. Адмирал был категоричен: “Плавал броненосец — проплавает и без переделок”.
М. В. Озеров продолжал настаивать, подавать рапорты А. А. Бирилеву и получал неизменный отказ: адмирал требовал скорейшего вывода броненосца на Большой кронштадтский рейд. 9 августа Озеров попросил содействия у контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама, но тот отказал: “Совершенно соглашаясь с законностью требования, ничего не могу сделать против категорического запрещения Главного командира портов”.
29 августа в 9 ч “Сисой Великий” снялся с якоря и вместе с остальными кораблями направился в Ревель, где предстояла месячная стоянка и императорский смотр. Оттуда и начался поход 2-й эскадры. Для 5045 моряков российского флота он стал последним...
В Танжере броненосец с отрядом Фелькерзама отделился от основных сил для следования через Суэцкий канал. Первоначально 3. П. Рожественский предполагал послать этим путем только крейсеры “Светлана”, “Жемчуг” и “Алмаз”, но затем из опасения нападения японцев в Красном море, отправил с ними “Сисоя Великого” и “Наварин”. К этому решению адмирала подтолкнула также и ненадежность машин обоих броненосцев.
12—13 ноября отряд Фелькерзама благополучно миновал Суэцкий канал. Но вот в Суэце произошел инцидент с администрацией канала, пытавшейся заставить пришедшие туда накануне русские миноносцы покинуть порт до приемки угля. Для улаживания дела потребовалось вмешательство российского дипломатического агента. Помогло и достаточно доброжелательное отношение генерал-губернатора лорда Кромера. Сведения о готовящемся нападении японцев не подтвердились, и переход до Джибути, а затем до Рас-Гафуна и Носси-бе, куда отряд прибыл 15 декабря, прошел без особых трудностей.
26 декабря оба отряда 2-й эскадры соединились. Стоянка в Носси-бе продолжалась более двух месяцев. Директивы из Петербурга предписывали ждать отряд капитана 1 ранга Л. Ф. Добротворского; долго обсуждался вопрос о месте соединения 2-й и 3-й эскадр. В длительной переписке проходило время, неопределенность угнетала людей. Известия о падении Порт-Артура и неудача русских войск в Маньчжурии не придавали бодрости. Даже 3. П. Рожественский находился в подавленном состоянии и уже перед уходом с Мадагаскара сообщил в Петербург о болезни, прося заменить его адмиралом Г. П. Чухниным. 3 марта эскадра вышла из Носси-бе и направилась к берегам Индокитая, обуреваемая сомнениями, тревогами и тяжелыми предчувствиями.
Переход от Мадагаскара до Камранга занял 28 дней, средняя скорость была около 7 уз. Движение задерживали длительные погрузки угля и многочисленные поломки на отдельных кораблях, заставлявшие всю эскадру уменьшать ход и даже стопорить машины. Основным виновником стал “Сисой Великий” — на нем произошло 12 аварий котельных трубок и холодильников машин. Рулевое устройство, доставившее много неприятностей при постройке корабля, и теперь причиняло достаточно хлопот: четыре раза оно выходило из строя. 16 марта при погрузке угля в море члены экипажа “Сисоя Великого” умудрились потопить паровой катер. Перебои в поставке угля и известие о сравнительно близком нахождении 3-й эскадры побудили 3. П. Рожественского изменить свои намерения и задержаться в Южно-Китайском море.
Встреча эскадр состоялась 26 апреля в 20 милях от бухты Ван-Фонг. Присоединение к ним отряда Н. И. Небогатова, небольшого, но вполне исправного, заметно подняло дух личного состава. Рожественский, казалось, тоже почувствовал себя значительно бодрее, хотя прибыли те корабли, от которых он прежде отказывался...
Броненосец "Сисой Великий" в Цусимском сражении