Боевые корабли мира

История создания и службы японских броненосных крейсеров 1890-1907 гг.

Из опыта морской войны с Китаем японцы вынесли убеждение, что для нанесения ударов по слабым местам вражеской эскадры в быстро меняющейся боевой обстановке необходимо подвижное крыло из кораблей, способных действовать в боевой колонне главных сил вместе с эскадренными броненосцами. Такими кораблями должны были стать мореходные крейсеры, имеющие более легкую, чем броненосцы, защиту, но зато развивающие большую скорость. Что касается артиллерии, то она, как и на броненосцах, должна размещаться в башнях и казематах, только калибр главной артиллерии может быть меньше — 203 мм вместо 305. По требованию японцев в строившиеся корабли были внесены соответствующие изменения, и вскоре в строй японского флота вступили броненосные крейсеры, хотя и похожие внешне на более поздние английские “кенты”, но лучше разработанные. Это двухтрубные “Асама” и “Токива”.

Вслед за ними на воду сошли еще два заказанных в Англии броненосных крейсера — “Идзумо” и “Ивате”. При одинаковом водоизмещении, количестве и размещении орудий они отличались от своих предшественников — имели три трубы, и на них были установлены более совершенные водотрубные котлы Белльвиля вместо огнетрубных. Завершали программу “Якумо” и более легкий, чем все остальные, “Адзума”, строившиеся соответственно в Германии и во Франции.

“Изучая русские и японские судостроительные программы, — вспоминал известный советский кораблестроитель В. Костенко, — я пришел к выводу, что наиболее уязвимым моментом комплектации русского флота... являлось отсутствие дивизии сильных броненосных крейсеров, способных успешно бороться с шестью однотипными кораблями типа “Асама”.

Тем более удивительным представляется отказ царского правительства от сделки с итальянской фирмой “Ансальдо”, которая в конце 1904 года предложила России продать два броненосных крейсера, построенных для Чили. Официальной причиной отказа было то, что предлагаемые крейсеры не подходят-де к типу кораблей русского флота. Но в морских кругах ходили слухи, будто представитель русского Морского министерства адмирал Абаза потребовал себе “за комиссию” от фирмы миллион рублей. Тогда “Ансальдо” нашла покупателя посговорчивее. Им оказалось... японское правительство, ухитрившееся буквально за месяц до открытия боевых действий усилить свой флот двумя броненосными крейсерами — “Ниссин” и “Кассуга”.

В ходе русско-японской войны на долю всех этих броненосных крейсеров выпала большая боевая нагрузка. 9 февраля 1904 года — через две недели после начала кампании — “Асама” в составе крейсерской эскадры адмирала Уриу участвовала в знаменитом бою с крейсером “Варяг”, где получила тяжелые повреждения кормовой башни и мостика. Спустя месяц отряд адмирала Камимуры в составе “Идзумо”, “Адзума”, “Асама”, “Якумо” и “Ивате” предпринял малоудачную бомбардировку Владивостока.

Крейсеры итальянской постройки “Ниссин” и “Кассуга” — более легкие, чем остальные шесть, — обычно действовали отдельно от них. 15 апреля 1904 года именно они начали обстрел внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем, а 23 августа вели перестрелку с русским эскадренным броненосцем “Севастополь”, вышедшим бомбардировать береговые японские батареи. Все восемь крейсеров принимали участие и в Цусимском сражении, где “Ниссин” и “Кассуга” входили в первый броненосный отряд, а остальные шесть — во второй.

Последний в русско-японской войне бой, в котором сражались японские броненосные крейсеры, провели “Якумо” и “Ивате”, получившие 28 мая 1905. года приказ Того захватить уходящий от преследования броненосец береговой обороны “Адмирал Ушаков”. Настигнув русский корабль, японский флагман поднял сигнал: “Советуем вам сдаться. Ваш флагман сдался”. Разобрав первую часть сигнала, героический командир броненосца капитан 1-го ранга Миклухо-Маклай сказал: “Продолжения сигнала нам ждать не надо!” — и приказал открыть огонь. Через 40 минут “Адмирал Ушаков” начал тонуть. Командир приказал открыть кингстоны и вместе с кораблем пошел на дно...

Меньше чем за год до начала русско-японской войны воспитанник Кронштадтского морского инженерного училища В. Костенко избрал темой своего дипломного проекта тип броненосного крейсера, который при одинаковом тоннаже и скорости с “Асамой” был бы лучше вооружен и бронирован. Смело пойдя на увеличение калибра главной артиллерии с 203 мм до 254 мм, молодой кораблестроитель с таким искусством расположил орудия, что вес бортового залпа у его корабля на 60% превосходил вес залпа “Асамы”!

Получилось так, что Костенко предугадал тот путь, по которому в течение первых лет после русско-японской войны пошло развитие броненосного крейсеростроения. Действительно, броненосные крейсеры нового типа оказались излишне сильны для решения такой задачи, как уничтожение вражеских торговых судов и малых кораблей, и в то же время практически бессильны перед эскадренными броненосцами, неуязвимыми для их снарядов. А Цусимское сражение показало: броненосные крейсеры могут быть втянуты в артиллерийский бой с эскадренными броненосцами...

Корабли этого класса, как выяснилось, были недостаточно защищены, чтобы вести дальнюю разведку боем и наводить неприятеля на свои главные силы, и недостаточно быстроходны, чтобы охватывать фланги вражеской эскадры без привлечения к этой операции броненосцев. Наконец, они не могли самостоятельно действовать при столкновении с сильным противником. Выполнить такие требования можно было, только увеличив водоизмещение и артиллерийскую мощь кораблей. И если внимательно изучить тактико-технические данные тогдашних броненосных крейсеров, нетрудно убедиться: их водоизмещение сразу после русско-японской войны возросло с 9-10 до 14-15 тыс. т., а на смену классическому калибру главной артиллерии 203 мм приходят орудия калибром 216 мм в Германии, 234 мм в Англии, 254 мм в США и Италии. Но ни одна страна не опередила на этом пути Японию.

Первые броненосные крейсеры японской постройки — “Цукуба” и “Икома”, — заложенные на верфи в Куре, представляли собой внушительные корабли водоизмещением 13 150 т, главная артиллерия их имела линкорный калибр — 305 мм! Не останавливаясь на этом, японцы продолжали развивать. класс броненосных крейсеров: в 1907 году со стапелей сходят на воду еще более крупные и быстроходные “Курама” и “Ибуки”, на которых калибр, средней артиллерии был увеличен со 152 мм до 203 мм. “Ибуки” стал первым японским кораблем с паровыми турбинами.

Неудивительно, что по весу бортового залпа последние японские крейсеры оставили далеко позади аналогичные корабли всех остальных стран мира: 2138 кг! Почти вдвое больше, чем у идущей за ними американской “Монтаны”! Но японские кораблестроители и не думали останавливаться на этом. В 1906 и 1907 годах на воду сходят “Сацума” и “Аки” — броненосные крейсеры, неотличимые от эскадренных броненосцев. Кроме четырех 305-мм орудий главного калибра, они несли еще двенадцать 254-мм! Вес бортового залпа у этих, как тогда казалось, монстров достиг 3086 кг! И тем не менее даже эти колоссы померкли перед кораблями, которые уже строились в Англии. На смену крейсерам броненосным шли крейсеры линейные... (см. также вот тут).

(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова
из журнала “Моделист-Конструктор”)

Японские броненосные крейсеры 1890-1907 гг.

На первую страницу

 


 
[an error occurred while processing the directive]