Ѕоевые корабли мира

»стори€ создани€ и службы €понских линкоров
¬торой мировой войны.

—амозатопление кайзеровского флота в —капа-‘лоу в 1919 году безоговорочно вывело €понцев на третье место в мире после Ѕритании и —оединенных Ўтатов. ќднако —трана восход€щего солнца не собиралась надолго оставатьс€ третьей. ѕосле первой мировой войны, в которой участие японии было скорее символическим, в строй вошли два самых быстроходных и, возможно, самых сильных линкора в мире Ч УЌагатоФ и УћуцуФ. Ќо в планах €понских адмиралов они уже через 10 лет становились вполне р€довыми в восьмерке линейных кораблей новой программы У8+8Ф. Ќа место УлидеровФ прочили заложенные в 1920 году две единицы типа У“озаФ полным водоизмещением свыше 44 тыс. т и четыре еще более мощных Ч типа УќвариФ. »х предполагалось вооружить дес€тью 16-дюймовыми оруди€ми в двухорудийных башн€х (две в носу и три в виде ставшей впоследствии традиционной дл€ €понских крейсеров УгоркиФ Ч в корме). Ѕронирование при этом оставалось на прежнем уровне, зато скорость возрастала до 27 узлов на У“озеФ и до 29,5 Ч на УќвариФ. ¬ результате флот получил бы две дивизии скоростных и очень сильно вооруженных линкоров. ѕодобную операцию предполагалось осуществить и с линейными крейсерами. «аложенные в 1920-1921 годах УјмагиФ, УјкагиФ, УјтагоФ и У“акаоФ оставл€ли вне игры все суда этого класса, включа€ могущественный У’удФ. ќни были практически полностью аналогичны линкорам типа УќвариФ; отличи€ состо€ли лишь в скорости (линейные крейсера имели на 0,5 уз. больше) и толщине главного по€са (где преимущество имели линкоры Ч 295 вместо 254 мм).

Ќамерени€ €понцев казались исключительно серьезными. ¬ерфи фирмы УћицубисиФ в Ќагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и уже в конце 1921 года У“озаФ и У агаФ сошли на воду. ќстальные единицы Улинии баталииФ также строились полным ходом. Ќи ослабевша€ после войны јнгли€, ни набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота —оединенные Ўтаты не могли немедленно ответить столь же обширной программой. «ато они сумели добитьс€ победы на дипломатическом поприще. «аключенное в 1922 году ¬ашингтонское соглашение нанесло самый сильный удар по японии. »з шести строившихс€ новых кораблей им с большим трудом удалось сохранить только два (линкор У агаФ и линейный крейсер УјкагиФ), да и то лишь в качестве УзаготовокФ дл€ авианосцев. —трана не только понесла серьезные материальные потери, но и оставалась навечно третьей: соотношение с Ѕританией и —Ўј как 5:5:3 закрепл€лось на 20 лет с перспективой последующего продлени€ такой ситуации. японцы почувствовали себ€ глубоко у€звленными. Ќо противосто€ть сильнейшим государствам планеты они не могли Ч с большим трудом удалось отсто€ть новейшие УЌагатоФ и УћуцуФ.

“еперь возможность усилени€ флота ограничивалась лишь модернизацией уже имевшихс€ кораблей. «десь позиции €понцев оказались наименее предпочтительными. ¬ их распор€жении имелись три недостаточно бронированных линейных крейсера типа У онгоФ (соответствовавшие британским УлайонамФ, исключенным из списков по тому же соглашению!) и четыре линейных корабл€ типа У»сэФ и У‘усоФ, хот€ и сильно вооруженных, но так же неважно защищенных. ¬ числе козырей оставались оба УЌагатоФ и... скорость €понских кораблей.

»нженеры —траны восход€щего солнца вз€лись за дело чрезвычайно серьезно. ¬се старые корабли в течение последующих 15 лет прошли по две-три большие модернизации, не счита€ многочисленных мелких переделок. ѕервыми уже в 1924 году вошли в док новейшие УЌагатоФ и УћуцуФ. (—м. модернизированный вид). »х передние трубы были УотогнутыФ назад Ч таким образом уменьшилось задымление постов управлени€ огнем. “огда же на линкорах по€вились гидросамолеты. ћассивна€ семинога€ фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами. ¬ результате модернизаций надстройки всех €понских боевых кораблей постепенно превратились в УпагодыФ. ¬ 1936 году с лучших линкоров ќбъединенного флота сн€ли пару 140-мм пушек, и вместо них установили восемь 127-мм зениток. „ерез год УЌагатоФ и УћуцуФ поставили на самую большую в их истории модернизацию, зан€вшую свыше двух лет. ¬ ходе работ была усилена горизонтальна€ брон€ (над всеми жизненными част€ми она превысила 8 дюймов), увеличен угол возвышени€ орудий главного калибра, установлены новые системы управлени€ огнем, а также противоторпедные були, увеличившие общую ширину почти до 35 мм. ¬ результате водоизмещение корабл€ возросло настолько, что, несмотр€ на полную замену турбин, котлов и удлинение корпуса на 9 м (с целью обеспечить оптимальные обводы), скорость снизилась до 25 узлов. ќдновременно корабли лишились всех своих восьми торпедных аппаратов, абсолютно бесполезных в эпоху бо€ на дальних дистанци€х, а также красиво изогнутой передней трубы Ч дымоходы от новых, меньших по размерам, котлов удалось вывести в единственную оставшуюс€ трубу.

—амые старые линкоры Ч У‘усоФ и УямасироФ Ч подверглись большой модернизации в 1930Ч1935 годах. »з старых корпусов было выжато все, что можно, и даже более того. ѕосле установки булей ширина корпуса увеличилась на 4 м; в корме корпус удлинили почти на 8 м, чтобы иметь возможность разместить новые механизмы. ћощность кораблей возросла почти в два раза, что позволило им развивать скорость около 24,7 узлов. «начительно усилилась брон€ палуб; главна€ артиллери€ после увеличени€ углов возвышени€ могла стрел€ть на 17 миль. Ќа У‘усоФ и УямасироФ осталось всего по четырнадцать 152-мм пушек, зато они получили стандартное дл€ модернизированных единиц зенитное вооружение: восемь 127-мм зениток и шестнадцать 25-мм автоматов. ƒо неузнаваемости изменилс€ силуэт кораблей. ѕередн€€ труба исчезла, а вместо стройной треногой фок-мачты по€вилась высоченна€ УпагодаФ.

—ледующа€ пара, У»сэФ и У’иугаФ, переоборудовалась в два приема. ¬ 1926Ч1928 годах работы оказались в основном УкосметическимиФ. ’от€ линкоры в ходе этой и следующей модернизации, проведенной в 1930-1931 годах, получили не только многочисленные мостики и платформы на мачте, но также гидросамолеты и более совершенные системы управлени€ огнем, они уже к середине 30-х годов не соответствовали новому стандарту, прежде всего по скорости. ѕоэтому уже в конце 1934 года У’иугаФ вновь был отправлен в док, а в середине следующего года за ним последовал его систершип. –аботы в основном повтор€ли то, что было проделано с У‘усоФ: установка булей, удлинение корпуса, усиление брони палуб, замена части средней артиллерии на зенитки и увеличение угла возвышени€ 356-мм орудий. Ќовые котлы и турбины позволили обновленным линкорам развивать скорость свыше 25 узлов. “аким образом, к 1936 году небольшой линейный флот японии состо€л из шести довольно однородных, полностью обновленных единиц.

“€желее всего пришлось €понцам с линейными крейсерами.  онечно, усиление их €вно недостаточной 203-мм бортовой брони оказалось практически невозможным (проще было бы построить новый корабль, но это запрещалось ¬ашингтонским соглашением!), зато все остальные прорехи заделывались довольно успешно. японии, единственной среди всех участников договоров о разоружении, удалось даже сохранить формально разоруженную дл€ учебных целей единицу Ч четвертый линейный крейсер У’иэйФ. — него сн€ли одну башню, всю среднюю артиллерию, большую часть котлов и даже бортовую броню. У алекаФ имел скорость всего 18 узлов, и, казалось, у него одно будущее Ч дорога на разделку. ќднако корабль включили в план обширной модернизации, намеченной на конец 30-х годов.   этому времени три его систершипа Ч У’арунаФ (в 1927 году), У ирисимаФ (в 1929-м) и У онгоФ (в 1930-м) уже прошли первый этап работ. »х оборудовали противоторпедными бул€ми, установили дополнительную палубную броню, увеличили угол возвышени€ орудий и снабдили гидросамолетами. ¬место 36 старых котлов линейные крейсера имели теперь 16 вполне современных; однако смешанное угольно-нефт€ное отопление все еще оставалось. ќкончательное решение проблем, св€занных с энергетической установкой, отложили до второй, не менее обширной перестройки. ѕервым на нее вновь, в 1933 году, отправилс€ У’арунаФ, а последним, после У онгоФ, Ч У’иэйФ, работы на котором завершились в начале 1940 года. Ќа сей раз механизмы были полностью заменены на новые, число котлов сократилось до 8 (на У’арунеФ Ч до 11), а скорость превысила 30 узлов Ч линейные крейсера оп€ть стали самыми быстроходными среди €понских Укораблей линииФ. «начительные изменени€ претерпело вооружение. ќкончательно исчезли ненужные торпедные аппараты, количество 152-мм стволов сократилось до четырнадцати, зато по€вились стандартные восемь 127-мм зениток и 25-мм автоматы. ¬ таком виде идеологические УдетиФ лорда ‘ишера стали очень опасными противниками дл€ американских и британских т€желых крейсеров.

¬ результате проведенных модернизаций €понские корабли, безусловно, стали намного сильнее, однако основна€ иде€, состо€вша€ в том, что каждый линкор —траны восход€щего солнца должен превышать по силе боевую единицу веро€тного противника, оказалась под угрозой. » —Ўј, и јнгли€ в конце 30-х годов наконец-то приступили к постройке нового поколени€ быстроходных и сильных линейных кораблей. Ќеобходим был ответный ход, и он оказалс€ просто сокрушительным.

ѕроектирование сверхлинкора началось еще в 1934 году. японцы сразу решили не пролонгировать соглашени€ об ограничении размеров линейных кораблей. ¬одоизмещение Увосьмого чуда светаФ предполагалось равным 60-69 тыс. т Ч почти в два раза больше УвашингтонскогоФ лимита. ¬ течение трех лет специалисты тщательно и в полном секрете анализировали достоинства и недостатки 23 вариантов вооружени€, бронировани€ и компоновки. Ќачата€ в конце 1937 года постройка потребовала сосредоточени€ всех усилий промышленности и... полиции. ќткрытый слип в Ќагасаки, на котором собирали УћусасиФ, обнесли почти трехкилометровым забором из циновок и сетей; то же пришлось сделать и в  урэ, где бдительные контрразведчики установили, что УяматоФ можно будет рассмотреть с вершины ближайшей горы. ƒл€ перевозки колоссальных башен главного калибра весом свыше 2600 т кажда€ пришлось построить специальное судно У асиноФ. „то же говорить о т€желых кранах и большом количестве уникального оборудовани€, созданного специально дл€ постройки новых линкоров!

»тог всех усилий трудно оценить однозначно. Ѕезусловно, УяматоФ и УћусасиФ €вл€лись крупнейшими и сильнейшими в мире артиллерийскими корабл€ми. »х 460-мм пушки стрел€ли снар€дами весом почти в полторы тонны на любое обозримое с марсов рассто€ние. Ѕронирование, выполненное по схеме Увсе или ничегоФ, включало 410-мм наклонный по€с, еще более мощные траверзы и самую толстую палубу (230-200 мм). ƒаже дно чудовищной УкоробкиФ было защищено 50-80-мм плитами. Ћобова€ плита башен имела толщину 650 мм Ч сама€ толста€ брон€, когда-либо устанавливавша€с€ на боевом корабле! —ильный наклон по€са еще более увеличивал сопротивл€емость, и считалось, что ни один снар€д в мире не может пробить ее даже на минимальной дистанции.

¬месте с тем в попытке сделать корабль неу€звимым конструкторы допустили р€д просчетов. “ак, главна€ противоторпедна€ переборка (также сама€ мощна€ в мире Ч от 100 до 200 мм) крепилась к набору корпуса слишком ненадежно и при взрыве просто продавливалась в находившиес€ за ней помещени€. —осредоточение очень толстой брони в пределах цитадели привело к тому, что почти 2/3 длины корабл€ оставались практически неприкрытыми.

“ем не менее линкоры типа УяматоФ были мощными боевыми машинами, чрезвычайно опасными в равном бою с любым линкором мира, включа€ американские УвашингтоныФ и УайовыФ. “ем более что противники японии и не подозревали, насколько их враг силен. ћорские аналитики —Ўј предполагали, что €понцы не пойдут дальше 16-дюймовок и водоизмещени€ в 40 000 т. “ак что €понским кораблестроител€м надо отдать должное Ч они сделали все или почти все возможное. —лово оставалось за адмиралами.

» здесь потомки самураев и ученики знаменитого “ого опростоволосились. ≈ще в начале войны летчики и офицеры авианосцев горько шутили, что на свете три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды. ¬елика€ китайска€ стена и линкор УяматоФ. ‘лоту —траны восход€щего солнца часто не доставало присутстви€ на поле бо€ Ухасирского флотаФ, как презрительно называли мор€ки соединение из 7 своих самых сильных линейных кораблей, сто€вшее на рейде у о. ’асира. ¬озможно, если бы ямамото выдвинул свои суперлинкоры, обладавшие сильной зенитной артиллерией и достаточно устойчивые к повреждени€м, в первую линию в сражении у о. ћидуэй, американцам пришлось бы направить на них часть своих самолетов, и €понские авианосцы могли уцелеть и продлить войну еще надолго. Ќо на деле в бо€х участвовали в основном наименее ценные УконгоФ. ¬ м€сорубке непрерывных сражений за о. √уадалканал погибли восстановленный У’иэйФ и У ирисимаФ. ѕервый был буквально изрешечен снар€дами американских крейсеров и эсминцев, а затем поражен торпедами. ќн показал удивительную живучесть: чтобы окончательно вывести его из стро€, понадобились атаки палубных самолетов и Улетающих крепостейФ; лишь после этого команда открыла кингстоны. У ирисимеФ пришлось вступить в ночной бой на малой дистанции сразу с двум€ новейшими линкорами —Ўј Ч У¬ашингтономФ и У—аут ƒакотойФ. ƒев€ти 406-мм снар€дов (плюс многочисленных УдобавокФ от легких орудий) оказалось достаточно, чтобы линейный крейсер потер€л ход; на следующее утро он был затоплен экипажем.

ќстальным линкорам довелось встретитьс€ с противником только тогда, когда исход войны уже не вызывал сомнений. Ќа полную мощь Ухасирский флотФ был задействован только в 1944 году, в самом значительном сражении войны Ч битве в заливе Ћейте.   этому времени УћуцуФ уже не было: в результате взрыва погребов 8 июн€ 1943 года он погиб вместе с большей частью экипажа. ядро южного диверсионного соединени€ составл€ли У‘усоФ и УямасироФ. Ќочью 25 окт€бр€ 1944 года они попали под торпеды и артиллерийский огонь целого флота, состо€вшего из 6 линкоров, 8 крейсеров и 21 эсминца, и пошли на дно, не нанес€ американцам никакого ущерба. ƒнем раньше УћусасиФ, ставший главной целью атак палубной авиации, затонул после попадани€ 10 торпед и 17 бомб (€понцы считали, что их корабль поразило не менее 19 торпед). ќстальные линкоры, получив различные повреждени€, вернулись на базы (в том числе УполуавианосцыФ У»сэФ и У’иугаФ, не имевшие ни одного самолета и игравшие роль приманки в северном, отвлекающем, соединении). УяматоФ, УЌагатоФ, У’арунеФ и У онгоФ удалось атаковать американские надводные силы, но линкорам в этом сражении €вно не везло. »х т€желые бронебойные снар€ды пробивали насквозь небронированные корпуса конвойных авианосцев и эсминцев, не нанос€ им фатальных повреждений. «атем остатки могущественного соединени€ неожиданно отвернули, спаса€ не только себ€, но и... противника, уже готового к самому худшему. ¬се четыре корабл€ благополучно (но и бесславно) вернулись на базу. Ќа этом их боева€ де€тельность практически закончилась. У онгоФ вскоре потопила американска€ подводна€ лодка У—и ЋайонФ, а УЌагатоФ и единственный оставшийс€ линейный крейсер У’арунаФ просто€ли в своих портах до тех пор, пока в 1945 году американска€ авиаци€ не превратила их в груды металлолома. “олько УяматоФ довелось еще раз выйти на боевое задание Ч неблагодарное и безнадежное. »стори€ линейного флота третьей по силе морской державы мира завершилась.

(—тать€ ¬.  офмана из журнала Ућоделист- онструкторФ)

японские линкоры ¬торой мировой войны

Ќа первую страницу


 
Nothing found for Bord Sape23 Php?location= 0696 History

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞!

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –Ї –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –≤—Л –Њ–±—А–∞—В–Є–ї–Є—Б—М –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞, –≤–Њ–Ј–Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–љ–∞ –±—Л–ї–∞ –њ–µ—А–µ–Є–Љ–µ–љ–Њ–≤–∞–љ–∞, –ї–Є–±–Њ —Г–і–∞–ї–µ–љ–∞.

–°—В–∞—В—М–Є –њ–Њ —А–∞–Ј–і–µ–ї–∞–Љ

Meta Slider