Германские крейсера в норвежской операции (апрель 1940 г.)
7 апреля 1940 года английский самолет-разведчик обнаружил подозрительное оживление в немецких портах Северного и Балтийского морей. На следующий день британская подводная лодка потопила вблизи норвежских берегов немецкий транспорт с войсками, а неподалеку от Тронхейма в море с воздуха был обнаружен отряд немецких кораблей. Обеспокоенные этим, англичане выслали в море флот и авиацию, но помешать развитию событий уже не смогли; в ночь с 8 на 9 апреля немцы начали так называемую норвежскую операцию...
Когда отряд из трех фашистских крейсеров, трех миноносцев и флотилии тральщиков приблизился к входу в Осло-фьорд, норвежцы погасили все навигационные огни. Фашистская эскадра уменьшила ход, но упорно продолжала продвигаться к норвежской столице. Сражение началось в самом узком месте фьорда — в проходе Дрёбак. Здесь норвежские береговые батареи с дистанции всего 500 метров открыли по фашистским кораблям ураганный огонь. В течение нескольких минут в крейсер “Блюхер”, на котором держал флаг командующий группой контр-адмирал Куметц, угодило около двадцати тяжелых снарядов. Нос корабля был разворочен, горел его самолетный ангар, но “Блюхер” продолжал медленно продвигаться вперед. И тут, перекрывая грохот орудий, раздались два мощных взрыва: торпеды, выпущенные из скрытого в скалах берегового торпедного аппарата, угодили в борт фашистского корабля. Потеряв ход и управление, он пошел ко дну с большей частью команды и адмиралом на борту.
Готовя захват важнейших портов и военно-морских баз Норвегии, немецко-фашистское командование создало шесть передовых отрядов, которые одновременно должны были нанести удары по Осло, Кристиансанну, Эгечсунну, Бергену, Тронхейму и Нарвику. В состав этих отрядов наряду с кораблями других классов были включены и шесть крейсеров. В операции против Осло, кроме “Блюхера”, действовал легкий крейсер “Эмден”. В ударе по Тронхейму участвовал тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”, по Бергену — легкие крейсера “Кельн” и “Кенигсберг”, по Кристиансанну — легкий крейсер “Карлсруэ”. Для многих из них события этих двух апрельских дней оказались столь же роковыми, сколь и для “Блюхера”...
Береговые батареи Бей-фьорда близ Бергена тоже встретили фашистские корабли огнем. И хотя их стрельба была менее точной, чем стрельба защитников Осло, крейсер “Кенигсберг” получил достаточно тяжелые повреждения, чтобы выйти из боя и немедленно возвратиться в Германию. Задержавшись в Бергене на сутки для ремонта, фашистский корабль остался здесь навсегда: 10 апреля английская авиация нанесла по порту сильнейший бомбовый удар. Две бомбы угодили в “Кёнигсберг”, крейсер опрокинулся и затонул на месте стоянки.
Легкому крейсеру “Карлсруэ”, возглавлявшему высадку десанта в военно-морской базе Кристиансанн, на первый взгляд повезло больше: несмотря на огонь береговых батарей, он все же высадил на берег солдат и в тот же вечер вместе с миноносцами вышел в обратный путь. Но неподалеку от гавани этот корабль натолкнулся на английскую подводную лодку “Труант” и получил торпеду в правый борт. Спасти крейсер не удалось: сняв команду, немецкие миноносцы добили его торпедами.
Таким образом, норвежская операция оказалась губительной для крейсеров фашистского кригсмарине: в течение каких-нибудь двух суток на дно была отправлена треть всего фашистского крейсерного флота — три из девяти числившихся в списках крейсеров, построенных в промежутке между первой и второй мировыми войнами.