Боевые корабли мира

Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" (Schwere Kreuzer "Admiral Hipper")

Дмитрий Мазурик

Постройка и вступление в строй

Фотография. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") после ввода в строй. Германия.Корабль был заложен 6 июля 1935 года на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге (Германия) как тяжелый крейсер "H". 6 февраля 1937 года он был спущен на воду. 29 апреля 1939 года в строй Кригсмарине официально вошел тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер". Однако уже в июле того же года он был поставлен в док для исправления многочисленных конструкционных недостатков, выявленных при испытаниях. 1 сентября 1939 года, в день когда Германия напала на Польшу, тем самым развязав Вторую Мировую войну, "Адмирал Хиппер" вышел на испытания в район порта Киль на Балтийском море. В ноябре опять вошел в док для дополнительных исправлений. 8 января 1940 года снова вышел на испытания в районе Киля. 31 января 1940 года прибыл в Вильгельмсхафен, главную базу германского военно-морского флота на Северном море, для установки радара.

Тактико-технические характеристики и вооружение

Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" имел стандартное водоизмещение 14,247 тонн и, соответственно, полное 18,208 тонн. Длина корабля составляла 205,9 метров, а по ватерлинии - 194,6 метра. Ширина - 21,3 метра, осадка - 7,7 метра. Машины состояли из турбин и 12 котлов общей мощностью 132 000 лошадиных сил. Крейсер имел 3 турбины и мог развивать скорость 32,5 узла. Борта (пояс) имели максимальную толщину брони, равную 80 мм, верхняя броневая палуба от 25 мм до 12-20 мм, нижняя, она же главная, броневая палуба - 30 мм, рубка - 150 мм (крыша 50 мм), барбеты 80 мм и орудийные башни - от 160 мм (лоб) до 70 мм (бок) и 90-50 мм (задняя стенка соответственно нижних и возвышенных башен). Вооружение главного калибра состояло из 8 орудий 203-мм, расположенных попарно в 4 башнях. Вооружение вспомогательного калибра состояло из 12 орудий 105-мм, расположенных попарно в 6 башнях. Противовоздушная оборона была представлена 12 пушками 37-мм в 6 башнях, 8 зенитными орудиями 20-мм. Корабль был вооружен также 4 торпедными аппаратами 503-мм, по 3 трубы в каждом. Для разведки и вспомогательных задач было 3 гидросамолета. Экипаж состоял из 1600 матросов, старшин и офицеров. Дальность плавания - 6100 миль при скорости 15 узлов.

Рисунок. Тяжелый крейсер "Лютцов", впоследствии "Петропавловск", впоследствии "Таллин" - типа "Адмирал Хиппер". Германия/СССР.
Крупнее

Данные согласно "Морской Коллекции"

Служба в Северном море

Фотография. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") в первые месяцы службы.17 февраля 1940 года на "Адмирале Хиппере" закончили установку радара. И уже на следующий день тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в сопровождении 3 эсминцев предприняли вылазку в Северное море для нарушения движения конвоев. Они исследовали воды между Шотландией и Норвегией, но так и не обнаружили ни одного корабля, ни военного, ни торгового. Фотография. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") в первые месяцы службы.У "Адмирала Хиппера" возникли технические проблемы с котлами и турбиной правого борта. 20 февраля операция была свернута и на следующий день корабль вернулся в Вильгельмсхафен, где простоял до 20 марта, когда совершил короткое плавание в Куксхафен в сопровождении двух торпедных катеров. В начале апреля 1940 года провел текущий ремонт в Куксхафене, готовясь к вторжению в Норвегию.

Вторжение в Скандинавию

6 апреля 1940 года тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" вывел 2-ю морскую группу из порта Куксхафен в Северное море. Группа состояла из эсминцев "Z-5", "Z-6", "Z-8" и "Z-16" и предназначалась для захвата норвежского порта Тронхейм. Рано утром 7 апреля они присоединились к 1-й морской группе в составе линейных кораблей "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и 10 эсминцев и продолжили путь вместе. 8 апреля, находясь в 100 милях к западу от Тронхейма в Норвежском море, "Адмирал Хиппер" был послан на помощь эсминцу "Берндт фон Арним", за которым гнался английский эсминец "Глоууорм". В 09.57 утра "Адмирал Хиппер" открыл огонь по "Глоууорму" из 203-мм орудий. Он добился нескольких попаданий и смог уклониться от торпед, пущенных "Глоууормом". В конце концов, "Глоууорм" выставил дымовую завесу и стал уходить, "Адмирал Хиппер" последовал за ним, собираясь его потопить 105-мм орудиями. "Глоууорм" пошел на таран однако не причинил существенного вреда крейсеру. Была вмята бортовая обшивка на протяжении почти 40 м, вплоть до носового торпедного аппарата, который перестал действовать. На крейсере оказались затопленными ряд небольших отсеков; он потерял около 200 тонн нефти и получил небольшой крен на правый борт, который быстро уменьшили до 3° контрзатоплением.

9 апреля немецкие корабли вошли во фьорд Тронхейма. В 04.04 утра норвежская береговая батарея в Гиснесе открыла огонь по "Адмиралу Хипперу", однако ни один из трех снарядов не попал в цель. Крейсер произвел залп из восьми орудий, тем самым заставив батарею умолкнуть. "Адмирал Хиппер" бросил якорь в Тронхейме в 05.25 утра.

10 апреля "Адмирал Хиппер" покинул Тронхейм в сопровождении эсминца, который, однако, вынужден был вернуться из-за сильного волнения на море. Ночью "Хиппер" прошел в 30 милях от английской эскадры (3 линкора, 2 ударных авианосца, 3 тяжелых крейсера), но так и не был обнаружен. Потом он присоединился к линкорам "Шарнхорст" и "Гнейзенау"; они прибыли в Джейд вечером 11 апреля.

Операции в Норвежском море и попытка выхода в Атлантику

 Карта участия крейсера "Адмирал Хиппер" в операциях у берегов Норвегии в апреле-августе 1940 г.В апреле - мае 1940 года "Адмирал Хиппер" простоял в доке, где ему исправляли повреждения, полученные в бою с английским эсминцем "Глоууорм". Только 8 мая тяжелый крейсер приступил к послеремонтным испытаниям в водах Восточной Балтики. Испытания продолжались 3 недели и 21 мая корабль прибыл в Киль (Германия). 4-10 июня "Адмирал Хиппер" вместе с линкорами "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и 4 эсминцами предпринял попытку атаковать Хаарштадт, чтобы пресечь попытку эвакуации союзных войск, блокировавших Нарвик. 8 июня 1940 года объединенные силы Кригсмарине потопили 3 судна с общим водоизмещением 26000 тонн, но пропустили главный эвакуационный конвой. "Адмирал Хиппер" израсходовал 97 снарядов 105-мм, чтобы потопить траулер "Джунипер" в 500 тонн. Чуть позже, днем 8 июня, он израсходовал 54 снаряда 203-мм для потопления парохода "Орама" в 19840 тонн. Почти сразу же "Адмирал Хиппер" и эсминцы ушли в Тронхейм (Норвегия), в то время как линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" вступили в бой и потопили английский ударный авианосец "Глориес" и 2 эсминца. 10-11 июня 1940 года "Адмирал Хиппер", линкор "Гнейзенау" и 4 эсминца совершили безрезультатную вылазку в воды севернее Тронхейма (Норвегия). 20 июня вместе с "Гнейзенау" попытались проверить, как англичане патрулируют воды в районе Исландии и Фарерских островов, но "Гнейзенау" был торпедирован английской подводной лодкой "Клайд" и миссия была прервана. С 27 июля по 6 августа 1940 года "Адмирал Хиппер" крейсировал между норвежским портом Тромсе и архипелагом Шпицберген действуя против торгового судоходства англичан. Но за все время был захвачен лишь один пароход с контрабандой, который немцы взяли в качестве военного приза. 11 августа 1940 года прибыл в Вильгельмсхафен для капитального ремонта машин, которые были неисправны еще во время последнего крейсерства, что значительно снизило эффективность такого рода операции. Ремонт продолжался до конца сентября. 24 сентября 1940 года тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" вышел из Киля (Германия) в свой первый океанский рейд против торгового судоходства Великобритании и союзников. 25 сентября у крейсера, находящегося западнее норвежского порта Ставангер, вышла из строя охладительная система правого борта и он вынужден был повернуть в Кристиансанд (Норвегия), куда прибыл 26 сентября. Здесь немцы рассчитывали провести однодневный ремонт и продолжить операцию. Фотография. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") в сентябре 1940 г.27 сентября 1940 года "Адмирал Хиппер" попытался возобновить плавание, но уже на следующий день в условиях штормовой погоды начался пожар в машинном отделении и машины были остановлены. Он направился в Берген (Норвегия), но там ничем не могли помочь, океанский рейд пришлось отложить и идти в Киль (Германия). 30 сентября прибыл в Киль и сразу же был переведен по внутреннему каналу в Гамбург для ремонта. Уже 28 октября 1940 года "Адмирал Хиппер" покинул Гамбург и по тому же каналу вышел в Балтийское море для проведения испытаний. 18 ноября 1940 года испытания были закончены и корабль вернулся в Киль (Германия), где снова встал на ремонт для того, чтобы удалить последние неполадки. 25 ноября ремонт был закончен и "Адмирал Хиппер" начал готовиться к своей первой океанской вылазке.

Первый рейд в Атлантику

Карта атлантических рейдов крейсера "Адмирал Хиппер".30 ноября 1940 года тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" вышел из Киля с задачей нарушения торгового судоходства союзников в Атлантике, главным образом на линии Галифакс-Англия. Выйти предполагалось через Датский пролив. 6 - 7 декабря "Адмирал Хиппер" никем не замеченный прошел Датский пролив между островами Исландия и Гренландия и вышел на оперативный простор северной Атлантики. 10 декабря приступил к поискам вражеских конвоев. Произвел дозаправку топливом 12, 16 и 22 декабря. Вплоть до 24 декабря неудачи преследовали корабль: конвои не были обнаружены, а штормовая погода способствовала многочисленных механическим и электрическим поломкам. Ночью 24 декабря радар "Адмирала Хиппера" обнаружил конвой. Было принято решение не выдавая своего присутствия следовать за судами союзников и напасть на них как только рассветет. С рассветом 25 декабря ситуация прояснилась: перед немцами был конвой WS-5A, состоящий из 20 судов и эскортируемый английскими кораблями. В состав эскорта вошли тяжелый крейсер "Бервик", легкие крейсера "Бонавенчур" и "Данедин", и ударный авианосец "Фьюриэс" с палубной авиацией. Конвой находился приблизительно в 700 милях к западу от мыса Финистер. "Бервик" был пока что невидим для "Адмирала Хиппера" и в 06.39 утра "Бервик" открыл огонь из орудий главного калибра. Спустя 2 минуты залп был повторен. "Адмирал Хиппер" открыл огонь по другим крейсерам и некоторым торговым судам 105-мм орудиями. Погода затрудняла прицеливание, но в 07.05 утра немецкий снаряд попал в орудийную башню "Бервика", а еще через 3 минуты "Бервик" получил попадание ниже ватерлинии. "Бервик" получил еще два попадания, пока не вышел из боя в 07.14 утра и не скрылся в дождевом шквале. Собственный же огонь "Бервика" был безуспешным. "Адмирал Хиппер" повредил также два судна, главным образом транспорт "Эмпайр Трупер" в 13994 тонны водоизмещением, израсходовав в бою 174 снаряда 203-мм. Имея инженерные проблемы и недостаток топлива, "Адмирал Хиппер" взял курс на Францию. Днем он неожиданно встретил пароход в 6078 тонн водоизмещения и потопил его двумя торпедами. Наконец, 27 декабря 1940 года "Адмирал Хиппер" вошел в порт Брест на французском берегу Атлантического океана.

Второй рейд в Атлантику

Новый 1941 год экипаж "Адмирала Хиппера" встретил в Бресте. Сам тяжелый крейсер находился в ремонте: чинили машины и повреждения, полученные во время штормов в Атлантике. 27 января ремонт был закончен и корабль начал готовиться к новым операциям. 1 февраля 1941 года тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" вышел в свой второй океанский рейд. Задерживаясь в средней Атлантике, ожидая подходящую цель, произвел дозаправку топливом 4, 5, 6 и 7 февраля. 9 февраля он безуспешно искал конвой HX-53, возвращающийся в Англию из Сьерра-Леоне. Однако и 10 и 11 числа конвой все не появлялся. Днем 11 февраля "Адмирал Хиппер" встретил отставшее судно в 1236 тонн водоизмещения с грузом апельсинов и потопил его. Незадолго до полуночи радар обнаружил скопление кораблей на расстоянии 15 км приблизительно между Азорскими островами и Гибралтарским проливом. "Адмирал Хиппер" последовал за судами, полагая, что это маленький и слабо защищенный конвой. На следующий день, немцы поняли, что ошиблись: во-первых, конвой SLS-64 был достаточно большим - 19 судов, во-вторых, он вообще не охранялся. Поняв это, немцы не могли поверить своим глазам. Итак, в 06.18 утра тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" начал действовать. В конвое началась паника. К 07.40 дождь и туман скрыл корабли и "Адмирал Хиппер" был вынужден прекратить операцию, большая часть 203-мм снарядов была израсходована, из-за плохой погоды стало невозможным перезаряжать торпедные аппараты. На крейсере утверждали, что потопили 13 судов, но на самом деле затонуло 7 судов общим водоизмещением 32806 тонн, еще 3 судна получили повреждения. Блестящая операция! Через 2 дня, т.е. 14 февраля 1941 года, "Адмирал Хиппер" вернулся в Брест. Стоит заметить, что немцы не сделали даже попытки подобрать оставшихся в живых торговых моряков с потопленных судов. Большая часть из них погибла, т.к. даже уцелевшие суда в основном не нашли в мужества вернуться на место боя. Рейдерские действия "Адмирала Хиппера", а также линкоров "Шарнхорст", "Гнейзенау" и тяжелого крейсера "Адмирал Шеер" заставили англичан вывести свои основные боевые корабли в Атлантический океан, а часть из них - эскортировать конвои. Дошло однажды до того, что в распоряжении командующего Флотом Метрополии на Северном море был всего один линкор. Ни линейных или тяжелых крейсеров, ни тем более авианосцев не было.

Возвращение в Германию

15 марта 1941 года "Адмирал Хиппер" покинул Брест и взял курс на Датский пролив. 23 марта крейсер, не обнаруженный англичанами, прошел пролив и вошел в Норвежское море. 28 марта он прибыл в Киль, где вскоре был поставлен на ремонт до октября 1941 года. Затем, до января 1942 года, находился на Балтике и проводил испытания. В феврале 1942 года стоял на ремонте в Киле, там же ему нанесли камуфляжную окраску.

Рисунок. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") в 1942 году.

Боевые действия в водах Норвегии и Арктики

1 марта 1942 года зашел на остров Гельголанд в гавань Брунсбуттель, но почти сразу же отбыл в Киль для ремонта повреждений, нанесенных льдом корпусу и винтам. Уже 19 марта "Адмирал Хиппер" в сопровождении 3 эсминцев и 2 торпедных катеров вышел в Тронхейм, куда прибыл на следующий день. 2 июля 1942 года покинул Тронхейм вместе с линкором "Тирпиц", 4 эсминцами и 2 торпедными катерами и направился к северным берегам Норвегии. Задачей эскадры являлось ожидание подхода союзного конвоя PQ-17. Прибыли в Альтафьорд, где соединились с тяжелыми крейсерами "Лютцов" и "Адмирал Шеер" и 6 эсминцами. Через два дня, 5 июля, эскадра в составе линкора "Тирпиц", тяжелых крейсеров "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер", 7 эсминцев и 2 торпедных катеров безуспешно попыталась нагнать удирающий конвой, но "Тирпиц" был торпедирован советской подводной лодкой "К-21", операция была свернута и 6 июля корабли вошли в Каафьорд. 8 июля "Адмирал Хиппер" перебазировался в Нарвик, где оставался до начала сентября. 10 сентября 1942 года эскадра в составе тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Адмирал Шеер", легкого крейсера "Кельн" и 5 эсминцев вышла из Нарвика в Альтафьорд, куда прибыла 11 сентября. Во время перехода английская подводная лодка "Тайгрис" совершила безуспешную попытку атаковать эскадру. 24-28 сентября "Адмирал Хиппер" с 5 эсминцами произвели постановку минного заграждения у побережья советских островов Новая Земля. Это единственный случай, когда тяжелый крейсер участвовал в операции такого рода. 5 ноября 1942 года "Адмирал Хиппер" с 5 эсминцами совершил вылазку для нарушения движения конвоев. 30 декабря немецкая эскадра в составе тяжелых крейсеров "Адмирал Хиппер" и "Лютцов" при поддержке 6 эсминцев вышла на перехват конвоя JW-51B. Эскадра обнаружила конвой и атаковала его 31 декабря. Схема операции "Регенбоген" (атака конвоя JW-51B) 28-31 декабря 1942 г.Далее события развивались следующим образом. "Адмирал Хиппер" вышел на визуальный контакт с союзными судами в 7.20 утра. В 9.39 утра он открыл огонь по "Achates" и добился одного не жизненно важного попадания с 5 залпов, после чего открыл огонь по эсминцам "Онслоу" и "Оруэлл". В 10.20 утра эти корабли попытались приблизиться, но "Адмирал Хиппер" открыл по ним огонь и с 8500 метров попал 4 раза, при этом израсходовав 48 снарядов 203-мм. "Онслоу был серьезно поврежден и эсминцы вынуждены были отвернуть. Затем тяжелый крейсер приблизился к английскому кораблю "Брэмбл" и фатально повредил его с третьего залпа с расстояния 5500 метров. Приблизившись вплотную к конвою, "Адмирал Хиппер" накрыл "Achates" с первого залпа, "Achates" был объят пламенем и имел большой крен. "Обедиент", "Обдурейт" и "Оруэлл" контратаковали, вынудив "Адмирала Хиппера" отступить в ожидании торпедной атаки. В 11.30 утра английские легкие крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" с расстояния 10,5 км добились попадания в "Адмирала Хиппера". После этих повреждений машинное отделение немецкого крейсера начало заполняться водой. Немцы ответили лишь в 11.34 утра, но минутой позже уже добился попаданий. Однако и сам тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" быстро принимал воду, а огнем были охвачен район авиационных кронштейнов. "Хиппер" начал отходить, избегая активных действий с вражескими силами, приблизительно равными с ним, из-за своих тяжелых повреждений. Британские эсминцы продолжали преследовать немцев, обмениваясь выстрелами, до 14.00 дня, до тех пор пока "Адмиралу Хипперу" окончательно не удалось скрыться. "Achates" и "Брэмбл" были потоплены, но англичане полноправно присудили победу в этом бою себе, т.к. сохранили конвой от значительно превосходящих сил противника, к тому же потопили немецкий эсминец. Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" был серьезно поврежден, принял много воды и имел целый ряд других неисправностей. "Адмирал Хиппер" еле-еле дошел до Каафьорда 1 января 1943 года в 5.42 утра. 23 января 1943 года "Адмирал Хиппер" вышел в сопровождении легкого крейсера "Кельн" и 3 эсминцев для перевода в Германию. В Нарвик (Норвегия) эскадра прибыла 25 января 1943 года. С 30 января по 2 февраля 1943 года простоял в Тронхейме (Норвегия), опасаясь блокадных кораблей англичан. И лишь 8 февраля прибыл в Киль (Германия). 1 марта 1943 года, находясь в Вильгельмсхафене (Германия) был выведен из строя Кригсмарине и снят с ремонта. Адольф Гитлер был серьезно разочарован результатами боя 31 декабря 1942 года. Депрессивное настроение Гитлера в отношении рейдера затянулось до следующего года, настолько он был разочарован в действии надводных рейдеров. 17 апреля 1943 года корабль был установлен на долговременную стоянку в Пиллау (ныне г. Балтийск, Россия). В марте - ноябре 1944 года находился на ремонте в доке Готенхафена (ныне Гдыня, Польша) на ремонте. После июня работы шли крайне медленно и к боевой службе "Адмирал Хиппер" приступил лишь в начале 1945 года. В январе 1945 года опасность со стороны советской авиации вынудили верфь Готенхафена (ныне Гдыня, Польша) срочно свернуть работы и снять "Адмирал Хиппер" с ремонта для боевой службы. Ухудшившееся положение на Восточном фронте заставили "Адмирал Хиппер" приготовиться для действий в береговой полосе. К 19 января 1945 года артиллерия ПВО состояла из 6 орудий 40-мм, 8 орудия 37-мм и 28 орудий 20-мм. Фотография. Выведенный из строя крейсер "Адмирал Хиппер" ("Admiral Hipper") в одном из доков Киля.30 января 1945 года покинул Готенхафен (Гдыня, Польша) с 1700 беженцами на борту. Его не боевые задачи и боязнь быть атакованным советскими подводными лодками заставили его проследовать мимо тонущего лайнера "Вильгельм Густлов". 2 февраля 1945 года "Адмирал Хиппер" снова встал на ремонт в Киле (Германия). 9 апреля 1945 года, находясь в сухом доке Киля, "Адмирал Хиппер" был тяжело поврежден английскими бомбардировщиками. 2 мая 1945 года тяжелый крейсер Кригсмарине "Адмирал Хиппер" затонул в результате взрыва в порту Киль. В 1946 году он был поднят и впоследствии, в 1948-1949 гг., разделан на метал.

Источники:

    1. http://www.uwm.edu/People//jpipes/start.html - глобальный англоязычный сайт о Вооруженных Силах Германии в 1939-1945 годах
    2. Черчилль У.С. "Вторая Мировая Война: в 6 томах", М.:ТЕРРА; "Книжная лавка - РТР", 1998 г.
    3. Нимиц Ч., Поттер Э. "Война на море (1939-1945)", Смоленск: Русич, 1999 г.

Купить модель однотипного крейсера 'Принц Ойген' ((пр-во Revell, Германия)

Купить модель однотипного крейсера 'Блюхер' ((пр-во Revell, Германия)

Германский военно-морской флот

Германские крейсера
Второй мировой войны

На первую страницу сайта

 


 
[an error occurred while processing the directive]