Ѕоевые корабли мира

»стори€ создани€ и службы германских линкоров
¬торой мировой войны.

ѕоражение в первой мировой войне, казалось бы, окончательно вычеркнуло √ерманию из претендентов на морское господство. —огласно ¬ерсальскому договору немцам разрешалось иметь в строю корабли водоизмещением до 10 тыс. т с оруди€ми калибром не более 11 дюймов. ѕоэтому им пришлось распрощатьс€ с надеждой сохранить даже самые первые свои дредноуты и довольствоватьс€ лишь безнадежно устаревшими броненосцами типа УƒойчландФ и УЅрауншвейгФ.  огда же по€вилась возможность заменить последние на корабли новых проектов (а это разрешалось делать не ранее чем через 20 лет их нахождени€ в строю), именно эти УверсальскиеФ ограничени€ и привели к по€влению необычных во всех отношени€х УкапитальныхФ кораблей типа УƒойчландФ.

ѕри его создании немцы исходили из того, что новый корабль в первую очередь будет использоватьс€ на вражеских коммуникаци€х в качестве рейдера. ”спешные действи€ в 1914 году УЁмденаФ и У енигсбергаФ против британского судоходства вместе с тем нагл€дно показали, что слабое вооружение легких крейсеров не оставл€ет им шансов при по€влении более серьезного противника. ѕоэтому УƒойчландФ должен быть сильнее любого непри€тельского т€желого крейсера и одновременно быстроходнее любого линкора. »де€ эта, пр€мо скажем, не нова, но попытки реализовать ее ранее редко приводили к желаемому результату. » только немцам удалось наконец воплотить ее в металле наиболее близко к замыслу. УƒойчландыФ при весьма ограниченном водоизмещении получили мощное вооружение, приличную (по крейсерским меркам) защиту и огромную дальность плавани€. ¬ германском флоте новые корабли официально классифицировались как броненосцы (panzerschiffe), по сути были т€желыми крейсерами, но из-за чрезмерно мощной артиллерии главного калибра остались в истории мирового кораблестроени€ как Укарманные линкорыФ.

ƒействительно, вооружение УƒойчландаФ Ч две трехорудийные 11-дюймовые башни да еще 8 шестидюймовок в качестве среднего калибра Ч выгл€дело вполне УлинкоровскимФ. Ќова€ 283-мм пушка (немцы официально называли ее У28-смФ, и поэтому в литературе она часто значитс€ как 280-мм) Ч с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышени€ в 40∞ могла стрел€ть 300-кг снар€дами на дальность 42,5 км. У¬пихнутьФ такую артиллерию в крейсерские размеры позволили, во-первых, всемерное облегчение корпуса за счет широкого внедрени€ электросварки и, во-вторых, использование принципиально новых двигателей Ч четырех спаренных дизельных установок с гидравлической передачей. ¬ результате в проекте осталось место и на броневой по€с толщиной 60Ч80 мм, и на противоторпедную защиту шириной около 4,5 м (вместе с бул€ми), завершавшуюс€ 40-мм продольной переборкой.

¬ступление в строй головного Укарманного линкораФ совпало с приходом к власти √итлера и вылилось в шумную пропагандистскую кампанию, призванную внушить обывателю, будто возрождение германского флота началось с создани€ Улучших в миреФ кораблей. ¬ действительности эти утверждени€ были далеки от истины. ѕри всей своей оригинальности УƒойчландФ и последовавшие за ним Ујдмирал ЎеерФ и Ујдмирал граф ЎпееФ по броневой защите превосходили далеко не все УвашингтонскиеФ крейсера, а по скорости уступали всем в среднем на 4-5 узлов. ћореходность Укарманных линкоровФ поначалу оказалась неважной, из-за чего им пришлось срочно переделывать носовую часть корпуса. ¬ довершение всего следует отметить, что их реальное стандартное водоизмещение превышало декларируемое (10 тыс. т) на 17-25%, а полное на Ујдмирале графе ЎпееФ вообще достигло 16020т!

ќчевидна€ ограниченность возможностей Укарманных линкоровФ в свете за€вленной √итлером новой морской доктрины вынудила отказатьс€ от строительства еще трех однотипных кораблей в пользу полноценных линкоров. ¬ июне 1935 года в Ћондоне был заключен договор, позвол€вший √ермании иметь флот, составл€вший 35% от британского. ќдержав дипломатическую победу, немцы теперь могли строить линкоры вполне легально.

—оздание кораблей шло под личным контролем фюрера. »менно его прин€то считать автором новой роли, предписанной бронированным гигантам кригсмарине в назревавшей войне. ƒело в том, что, будучи не в состо€нии т€гатьс€ с британским флотом в генеральном сражении, фашисты предполагали использовать свои линкоры в качестве океанских рейдеров. »менно в действи€х могучих кораблей против транспортного судоходства √итлеру виделась возможность поставить Увладычицу морейФ на колени.

ѕо совокупности параметров УЎарнхорстФ и У√нейзенауФ нередко (и вполне справедливо) называют линейными крейсерами. ќднако их преемственность со своими выдающимис€ предками Ч УƒерфлингеромФ и УћакензеномФ Ч весьма условна. ѕроект УЎарнхорстаФ в большей степени ведет свою родословную от Укарманных линкоровФ. ≈динственное, что конструкторы позаимствовали у кайзеровских линейных крейсеров, так это схему бронировани€. ¬ остальном же УЎарнхорстФ Ч просто выросший до нормальных размеров УƒойчландФ с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой.

Ѕронева€ защита УЎарнхорстаФ по схеме была старомодной, но в то же врем€ очень мощной. ¬ертикальный по€с из 350-мм цементированной брони крепилс€ снаружи и мог противосто€ть 1016-кг 406-мм снар€дам на дальност€х более 11 км. ¬ыше находилс€ дополнительный 45-мм по€с. Ѕроневых палуб было две: 50-мм верхн€€ и 80-мм (95-мм над погребами) нижн€€ со 105-мм скосами. ќбщий вес брони достиг рекордной величины Ч 44% от нормального водоизмещени€! ѕротивоторпедна€ защита имела в среднем ширину 5,4 м на каждый борт и отдел€лась от корпуса наклонной 45-мм переборкой.

283-мм оруди€ модели SKC-34 по сравнению с предыдущей моделью SKC-28 были несколько усовершенствованы: длина ствола увеличилась до 54,5 калибра, что позволило более т€желому 330-кг снар€ду обеспечить ту же дальность стрельбы Ч 42,5 км. ѕравда, √итлер был недоволен: он считал германские корабли периода первой мировой войны €вно недовооруженными и требовал установить на УЎарнхорстеФ 380-мм оруди€. Ћишь нежелание надолго зат€гивать вступление линкоров в строй (а новое вооружение задержало бы их готовность минимум на год) вынудило его пойти на компромисс, отодвинув перевооружение кораблей на момент их будущих модернизаций.

¬есьма странным выгл€дит смешанное размещение средней, артиллерии в двухорудийных башн€х и палубных щитовых установках. Ќо этот факт объ€сн€етс€ очень легко: последние уже были заказаны дл€ несосто€вшихс€ 4-го и 5-го Укарманных линкоровФ, и конструкторы УЎарнхорстаФ просто УутилизировалиФ их.

”же в ходе строительства УЎарнхорстаФ и У√нейзенауФ стало €сно, что попытки международного сообщества ограничить гонку морских вооружений потерпели фиаско. ¬едущие морские державы немедленно приступили к проектированию сверхлинкоров, и немцы, естественно, не остались в стороне.

¬ июне 1936 года на верф€х √амбурга и ¬илгельмсхафена заложили УЅисмаркФ и У“ирпицФ Ч крупнейшие боевые корабли из когда-либо строившихс€ в √ермании. ’от€ официально было за€влено, что водоизмещение новых линкоров составл€ло 35 тыс. т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

 онструктивно УЅисмаркФ во многом повтор€л УЎарнхорстФ, но принципиально отличалс€ прежде всего артиллерией главного калибра. 380-мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800-кг снар€ды с начальной скоростью в 820 м/с. ѕравда, за счет снижени€ максимального угла возвышени€ до 30∞ дальность стрельбы по сравнению с 11-дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. ¬прочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанци€х тогда казалось невозможным.

Ѕронирование отличалось от УЎарнхорстаФ в основном увеличением высоты главного по€са и утолщением верхнего по€са до 145 мм. ѕалубна€ брон€, как и ширина противоторпедной защиты, осталась прежней. ѕримерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов ¬агнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). ќтносительный вес брони несколько уменьшилс€ (до 40% от водоизмещени€), но это нельз€ назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Ќо даже такие гиганты, как УЅисмаркФ и У“ирпицФ, не смогли удовлетворить растущие амбиции фюрера. ¬ начале 1939 года он утвердил проект линкора типа УЌФ полным водоизмещением свыше 62 тыс.т, вооруженного восемью 406-мм оруди€ми. ¬сего предполагалось иметь 6 таких кораблей; два из них успели заложить в июле-августе. ќднако вспыхнувша€ война перечеркнула планы нацистов. ѕрограммы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сент€бре 1939-го √итлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам лишь У11-дюймовыеФ УЎарнхорстФ и У√нейзенауФ (Укарманные линкорыФ не в счет). Ќемцам приходилось уповать лишь на новую рейдерскую тактику.

ѕервую совместную корсарскую операцию УЎарнхорстФ и У√нейзенауФ выполнили в но€бре 1939 года. »тогом ее стало потопление английского вспомогательного крейсера У–авалпиндиФ Ч бывшего пассажирского лайнера, вооруженного старыми пушками. ”спех был, м€гко говор€, скромным, хот€ геббельсовска€ пропаганда раздула этот неравный поединок до масштабов крупной морской победы, а в серии УЅиблиотека немецкой молодежиФ даже выпустили отдельную книжку под названием У онец У–авалпиндиФ.

¬ апреле 1940 года оба систершипа обеспечивали прикрытие германского вторжени€ в Ќорвегию и впервые вступили в бой с достойным противником Ч линейным крейсером У–инаунФ. ƒуэль протекала в услови€х плохой видимости и продолжалась с перерывами более двух часов. У√нейзенауФ добилс€ двух попаданий в англичан, но и сам получил тоже два 381-мм снар€да, один из которых заставил замолчать кормовую башню. ¬ УЎарнхорстФ попаданий не было, но его носова€ башн€ также вышла из стро€ из-за повреждений, вызванных штормом.

¬скоре в норвежских водах произошел еще один бой, получивший огромный резонанс в военно-морских флотах всего мира. 8 июн€ УЎарнхорстФ и У√нейзенауФ наткнулись на британский авианосец У√лориесФ, шедший в сопровождении эсминцев УјрдентФ и УЁкастаФ. »спользу€ радар, немцы открыли огонь с дальности 25 км и быстро добились попаданий, повредивших полетную палубу и не позволивших подн€ть в воздух самолеты. У√лориесФ загорелс€, перевернулс€ и затонул. ѕыта€сь спасти авианосец, эсминцы отважно ринулись в самоубийственную атаку. ќба были расстрел€ны, но все же одна торпеда с УЁкастыФ поразила УЎарнхорстФ. Ћинкор прин€л более 2500т воды и получил крен в 5∞ на правый борт; две артиллерийские башни Ч кормова€ 283-мм и одна 150-мм Ч вышли из стро€; скорость хода резко уменьшилась. ¬се это несколько смазало несомненный успех операции.

–езультаты первого бо€ линкоров с авианосцем воодушевили адмиралов с консервативными взгл€дами на ведение морской войны, но, увы, ненадолго. ќчень скоро стало €сно, что расстрел У√лориесаФ Ч всего лишь трагическое совпадение, исключение из правил...

«вездный час УЎарнхорстаФ и У√нейзенауФ Ч их совместный Уокеанский во€жФ в €нваре Ч марте 1941 года. «а два мес€ца пиратства в јтлантике они захватили и потопили 22 союзных парохода общим тоннажем свыше 115 тыс.т и безнаказанно возвратились в Ѕрест.

Ќо затем фортуна отвернулась от немцев. Ќаход€сь во французских портах, линкоры начали подвергатьс€ массированным воздушным атакам. ≈два удавалось завершить исправление одних повреждений, как английские бомбы причин€ли новые. ѕришлось уносить ноги. ѕрорыв через Ћа-ћанш в √ерманию в феврале 1942 года стал последней совместной операцией гитлеровских сверхрейдеров.

¬ ночь на 27 феврал€ только что прибывший в  иль У√нейзенауФ был поражен английской 454-кг бронебойной бомбой в район первой башни. ¬зрыв вызвал огромные разрушени€ и пожар (вспыхнули сразу 230 пороховых зар€дов главного калибра). 112 мор€ков были убиты, 21 ранен. Ћинкор отбуксировали в √отенхафен (√дыню) дл€ ремонта. ¬ ходе последнего, кстати, предполагали заменить главную артиллерию на шесть 380-мм орудий. ”вы, эти планы остались на бумаге. ¬ €нваре 1943 года все работы прекратили, а 27 марта 1945-го остов У√нейзенауФ был затоплен с целью загородить входной фарватер.

УЎарнхорстФ после продолжительного ремонта (а он во врем€ ла-маншского прорыва подорвалс€ на двух минах) перешел в Ќорвегию, где затем преимущественно отстаивалс€ во фьордах. 26 декабр€ 1943 года он под флагом адмирала Ёриха Ѕе€ при попытке атаковать союзный конвой JW-55B был перехвачен английскими крейсерами. ѕервое же попадание с крейсера УЌорфолкФ вывело из стро€ немецкий радиолокатор, что в услови€х пол€рной ночи привело к фатальным последстви€м. ¬скоре к крейсерам присоединилс€ линкор Уƒюк оф …оркФ, и положение УЎарнхорстаФ стало безнадежным. ѕосле упорного сопротивлени€ изувеченный т€желыми снар€дами рейдер добили торпеды британских эсминцев. јнгличане подобрали из воды 36 человек Ч остальные 1932 члена экипажа фашистского линкора погибли.

УЅисмаркФ и У“ирпицФ вошли в строй кригсмарине уже в ходе войны. ѕервый боевой поход дл€ головного корабл€ оказалс€ последним. Ќачало операции, казалось бы, складывалось успешно: неожиданна€ гибель У’удаФ на восьмой минуте бо€ 24 ма€ 1941 года повергла британских адмиралов в шок. ќднако и УЅисмаркФ получил роковое попадание 356-мм снар€да, нырнувшего под броневой по€с.  орабль прин€л около 2 тыс.т воды, вышли из стро€ два паровых котла, скорость уменьшилась на 3 узла. ƒальнейшее хорошо известно. „ерез три дн€ фашистский линкор пошел ко дну. »з находившихс€ на его борту 2092 человек спаслось 115. —реди погибших оказалс€ и адмирал Ћютьенс Ч бывший герой атлантического рейда УЎарнхорстаФ и У√нейзенауФ.

(—м. описание бо€ между "’удом" и "Ѕисмарком")

(—м. фотографии линкора "Ѕисмарк" и его боев)

У“ирпицФ после гибели систершипа немцы использовали крайне осторожно. —обственно говор€, на его счету тоже всего одна боева€ операци€ Ч почти безрезультатный поход к Ўпицбергену в сент€бре 1942 года. ќстальное врем€ сверхлинкор пр€талс€ в норвежских фьордах и методически Уизбивалс€Ф английской авиацией.  роме того, 11 сент€бр€ 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины. ¬ыйти своим ходом в море последнему гитлеровскому линкору больше не довелосьЕ

—ледует отметить, что в морской исторической литературе УЅисмаркФ и У“ирпицФ нередко именуют чуть ли не самыми мощными линкорами в мире. ѕричин тому несколько. ¬о-первых, так за€вл€ла пропаганда нацистов. ¬о-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действи€ своего многократно превосход€щего по силе флота. ¬-третьих, рейтинг УЅисмаркаФ сильно повысила, в общем-то, случайна€ гибель У’удаФ. Ќо в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выдел€лись не в лучшую сторону. ѕо бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и У–ишельеФ, и УЋитториоФ, и У—аут ƒакотеФ, не говор€ уже о УяматоФ. —лабыми местами УнемцевФ были капризна€ энергетика, УнеуниверсальностьФ 150-мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства.

„то же касаетс€ УЎарнхорстаФ, то он обычно подвергаетс€ критике, что оп€ть-таки не совсем справедливо. ’от€ он и обладал теми же недостатками, что и УЅисмаркФ (к которым поначалу добавл€лась неважна€ мореходность, заставивша€ перестроить носовую часть корпуса), но благодар€ меньшим размерам в соответствии с критерием Устоимость-эффективностьФ он заслуживает неплохой оценки.   тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после УƒюнкеркаФ) .осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных Убратьев по классуФ. ј если бы УЎарнхорстФ удалось перевооружить шестью 380-мм оруди€ми, то он вообще мог бы считатьс€ очень удачным линейным крейсером, превосход€щим британский У–ипалсФ почти по всем параметрам.

(—тать€ —.Ѕалакина из журнала Ућоделист- онструктор).

√ерманские линкоры
времен ¬торой мировой войны

Ќа первую страницу


 
Nothing found for Bord Sape23 Php?location= 0496 History

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞!

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –Ї –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –≤—Л –Њ–±—А–∞—В–Є–ї–Є—Б—М –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞, –≤–Њ–Ј–Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–љ–∞ –±—Л–ї–∞ –њ–µ—А–µ–Є–Љ–µ–љ–Њ–≤–∞–љ–∞, –ї–Є–±–Њ —Г–і–∞–ї–µ–љ–∞.

–°—В–∞—В—М–Є –њ–Њ —А–∞–Ј–і–µ–ї–∞–Љ

Meta Slider