Ѕоевые корабли мира

 арманный линкор "јдмирал граф Ўпее" ("Admiral Graf Spee"), √ермани€, 1932 г.

—оздан как результат ограничений ¬ерсальского договора, согласно которому послевоенна€ √ермани€ не могла иметь больше 6 кораблей в классе линкоров, причем вновь стро€щиес€ единицы не могли превышать по водоизмещению 10 000 "длинных" тонн, а калибр орудий ограничивалс€ 280-мм (11 дюймов). (—тандартное водоизмещение корабл€  составило 12 100 т)

ѕоскольку было не вполне пон€тно, к какому классу отнести эти корабли, в јнглии дл€ них придумали название "Pocket battleship" Ц "карманный линкор". ¬ √ермании их именовали не менее выразительно Ц "Schlachtschiff-Vezschnitt" Ц "линкор-обрез". ќфициально в германском флоте числились "броненосцами" ("Panzerschiffe").

¬сего построено три Ц "ƒойчланд", "јдмирал Ўеер" и "јдмирал √раф Ўпее" ("Deutschland", "Admiral Scheer" и "Admiral Graf Spee").  орабли немного отличались друг от друга Ц "јдмирал Ўеер" был на 0,65 м шире и немного т€желее "ƒойчланда"; "јдмирал граф Ўпее" был лучше бронирован и превышал по водоизмещению "ƒойчланд" и "јдмирал Ўеер" Ц 12 100 т против 11 700 т стандартного водоизмещени€.

«аложен 1.10.1932, спущен на воду 30.06.1934, вступил в строй 6.01.1936 г. —троилс€ на государственной военно-морской верфи в ¬ильгельмсхафене, построечный номер 124.

Ќазван в честь адмирала ћаксимилиана фон Ўпее Ц командующего германской крейсерской эскадрой (во врем€ ѕервой мировой войны), уничтожившей 1 но€бр€ 1914 г. в бою при  оронеле у побережь€ „или английские крейсера "√уд ’оуп" и "ћонмут", и погибшего вместе со своей эскадрой 8 декабр€ 1914 г. у ‘олклендских островов в бою с английскими линейными крейсерами "»нвинсибл" и "»нфлексибл". ¬ пам€ть о победном бое адмирала у берегов „или на башенноподобной надстройке корабл€ по€вилась готическа€ надпись " ќ–ќЌ≈Ћ№".

–исунок. Ќемецкий карманный линкор "јдмирал граф Ўпее" ("Admiral Graf Spee").
 рупнее

"јдмирал граф Ўпее", 1939 г. ¬ таком виде корабль вступил в свой последний бой.

ѕолтора года корабль достраивалс€ на плаву. 5 декабр€ 1935 года начались заводские испытани€ у стенки, а 6 €нвар€ 1936 года Ђброненосецї был прин€т на службу в кригсмарине. ¬ командование им вступил капитан цур зее ѕатциг. ѕоследовали пробы в море, завершившиес€ лишь к маю, когда Ђјдмирал граф Ўпееї был окончательно введен в строй. Ќа мерной миле в Ќойкруге он развил 28,5 узла при водоизмещении 14 100 т и мощности 53 650 л.с.  ренгование показало не вполне достаточную остойчивость: при полном запасе топлива метацентрическа€ высота составл€ла 0,67 м Ц наименьшее значение из всех единиц серии. ¬ы€вилс€ р€д недоработок в дизельной установке, которые, впрочем, быстро ликвидировали. ѕодтвердилась неудачность расположени€ вспомогательного котла над броневой палубой и компоновки некоторых других элементов оборудовани€. ѕо-прежнему сильной оставалась вибраци€, а вот шум удалось побороть: в этом отношении ЂЎпееї оказалс€ наиболее удачным из всех Ђкарманных линкоровї. ¬ы€снилось, что дл€ продолжительного хода свыше 18 узлов следует брать на борт дополнительный персонал механиков.  омисси€ сделала еще несколько замечаний, однако времени дл€ их немедленной реализации не оставалось.

”же в ходе испытаний линкор совершил несколько учебных плаваний. ЂЎпееї сразу же была уготована высока€ роль: 29 ма€ он стал флагманом кригсмарине на большом морском параде с участием √итлера и других высших лиц третьего рейха.

— 20 ма€ 1936 г. проводились всесторонние испытани€ навигационного оборудовани€ и электроники, а 6 июн€ Ђкарманный линкорї вышел в первое дальнее плавание в јтлантику, к острову —анта- руз. ¬ течение 20-дневного похода продолжались учени€ и тестирование аппаратуры и устройств, в частности, артиллерии (формально ЂЎпееї числилс€ в этом походе опытовым артиллерийским судном). ѕо возвращении 26 июн€ в ¬ильгельмсхафен учебные зан€ти€ продолжились. ќсенью корабль принимал участие в маневрах.

16 декабр€ 1936 года на ЂЎпееї подн€л флаг контр-адмирал фон ‘ишель, назначенный командующим немецким флотом в испанских водах.  орабль принимал активное участие в гражданской войне в »спании. ѕройд€ с 14 феврал€ 1937 года последние приготовлени€ в  иле, 2 марта он вз€л курс на Ѕискайский залив. ƒвухмес€чное плавание с посещением многих испанских портов завершилось в  иле 6 ма€ того же года.

15 ма€ Ђјдмирал граф Ўпееї как наиболее современный немецкий корабль представл€л √ерманию на рейде в —питхэде, где состо€лс€ парад в честь британского корол€ √еорга VI с участием боевых судов всех стран. ѕо завершении —питхэдской недели ЂЎпееї вернулс€ на родину.

ѕосле пополнени€ запасов и краткого отдыха ЂЎпееї вновь вышел в »спанию 23 июн€. Ќо уже 7 августа 1937 года линкор возвратилс€ в  иль. ќсенью того же года состо€лись небольшие походы в Ўвецию (с 18 по 20 сент€бр€) и Ќорвегию (1Ц2 но€бр€). ¬ начале 1938 года Ц непродолжительный выход в испанские воды: покинув  иль 7 феврал€, корабль возвратилс€ уже 18-го.

ƒо лета 1938 г. Ђјдмирал граф Ўпееї главным образом сто€л в порту, соверша€ лишь короткие выходы в прибрежные воды. ¬ конце июн€ Ц начале июл€ 1938 года Ђкарманный линкорї совершил еще один выход на —евер, в норвежские фиорды. 22 августа участвовал в большом флотском параде, который принимали рейхсфюрер √итлер и регент ¬енгрии адмирал ’орти. ¬ ходе этого меропри€ти€ был спущен на воду т€желый крейсер Ђѕринц ќйгенї. ќсень Ђјдмирал граф Ўпееї провел в дальних походах, совершив два выхода в јтлантику (6Ц23 окт€бр€ и 10Ц24 но€бр€), посетив испанский порт ¬иго, португальские порты и “анжер.

— €нвар€ 1939 года корабль прошел свой первый плановый ремонт в ¬ильгельмсхафене, завершив его к марту.   омандование кригсмарине планировало большой зарубежный поход под руководством адмирала Ѕема, в котором должны были прин€ть участие все 3 карманных линкора, крейсера ЂЋейпцигї и Ђ ельнї, а также эсминцы и подводные лодки. — целью Ђпоказа флагаї Ђјдмирал граф Ўпееї несколько дней просто€л на рейде в —еуте. ќн только успел вернутьс€ на родину и пополнить запасы, как началась ¬тора€ мирова€ война.

  августу 1939 года Ђјдмирал граф Ўпееї перестал быть самым мощным кораблем флота, однако его роль в возможных боевых действи€х оставалась весьма существенной. ѕлан, разработанный руководством кригсмарине и одобренный лично √итлером, предусматривал высылку в море Ђкарманных линкоровї и судов снабжени€ задолго до начала атаки ѕольши. »х огромна€ дальность и возможность пополн€ть запасы позвол€ла оставатьс€ в районах ожидани€ в течение нескольких мес€цев с тем, чтобы в зависимости от развити€ событий либо начать рейдерские действи€, либо тихо и мирно вернутьс€ домой.

5 августа 1939 года, почти за мес€ц до начала войны, судно снабжени€ Ђјльтмаркї, предназначенное дл€ работы в паре со ЂЎпееї, вышло в —оединенные Ўтаты, где оно должно было прин€ть дизельное топливо и растворитьс€ в океанских просторах до встречи с Ђкарманным линкоромї, который, в свою очередь, 21-го числа покинул ¬ильгельмсхафен под командованием капитана цур зее √.Ћангсдорфа. 24 августа за ним последовал Ђƒойчландї, Ђработавшийї вместе с танкером Ђ¬естервальдї. ќба систершипа стали передовым отр€дом немецкого флота в океане, поделив между собой јтлантику: Ђјдмирал граф Ўпееї направилс€ в южную ее часть, а его напарник Ц на позицию к югу от √ренландии.

ЂЎпееї удалось пройти незамеченным сначала к берегам Ќорвегии, а затем и в јтлантику южнее »сландии. ќн стал единственным немецким рейдером, прошедшим этим путем, который впоследствии тщательно прикрывали англичане (английские патрульные крейсера зан€ли позиции только 6 сент€бр€). ѕлоха€ погода помогла немцам пройти незамеченными до самого района ожидани€.  орабль не спешил, и к 1 сент€бр€, дню начала мировой войны, находилс€ в 1000 мил€х к северу от островов «еленого ћыса. ¬ этот день он встретилс€ с Ђјльтмаркомї. Ђјдмирал граф Ўпееї передал на Ђјльтмаркї военную команду, легкое вооружение и два 20-мм оруди€, сдав заодно легковоспламен€ющиес€ грузы и прин€в полный запас топлива.

ѕочти весь первый мес€ц войны Ђкарманный линкорї двигалс€ малым ходом к экватору, уклон€€сь от любого дыма на горизонте и остава€сь необнаруженным. ƒл€ маскировки на корабле установили выше носовой башни вторую, из фанеры и парусины, превратив его таким образом в подобие линейного корабл€ типа ЂЎарнхорстї. Ќесмотр€ на примитивность декорации, эта мера впоследствии позволила несколько раз обмануть неискушенных торговых мор€ков.

25 сент€бр€ 1939 г. Ђјдмирал граф Ўпееї получил приказ о начале крейсерских операций. ѕервым районом действий был выбран северо-восток Ѕразилии около порта –есифи. 30 сент€бр€ потоплена перва€ жертва Ц английское судно " лемент".

ƒл€ операций против немецких рейдеров союзниками было выделено 8 тактических боевых групп, в состав которых номинально вошли 3 линейных крейсера Ц английский Ђ–инаунї, французские Ђƒюнкеркї и Ђ—трасбургї, авианосцы Ђјрк –ой€лї, Ђ√ермесї и ЂЅеарнї, 9 т€желых и 5 легких крейсеров, не счита€ дес€тков других боевых единиц (вплоть до линкоров), охран€вших трансатлантические конвои. ќднако фактически против Ђјдмирала графа Ўпееї действовали 3 британских соединени€: крейсерска€ эскадра под командованием коммодора ’эрвуда (группа ЂGї), прикрывавша€ южноамериканские воды (т€желые крейсера ЂЁксетерї и Ђ амберлендї), группа ЂЌї, базировавша€с€ на  ейптаун (т€желые крейсера Ђ—ассексї и ЂЎропширї), и группа Ђ ї под командованием контр-адмирала ”эллса, наиболее сильна€ из всех (линейный крейсер Ђ–инаунї и авианосец Ђјрк –ой€лї).

5 окт€бр€ захвачен британский пароход ЂЌьютон Ѕичї. »з доставшихс€ документов удалось составить достаточно полное впечатление о системе радиопереговоров с торговыми судами и даже получить в исправном виде стандартную английскую рацию, сн€тую с судна и установленную в рубке Ђјдмирала графа Ўпееї. — 5 по 10 окт€бр€ 1939 г. "карманный линкор" потопил или захватил еще 3 судна. ќпаса€сь обнаружени€, "јдмирал граф Ўпее" 28 окт€бр€ пополнил запас топлива с судна снабжени€ "јльтмарк" и 4 но€бр€ перешел в »ндийский океан, обогнув мыс ƒоброй Ќадежды.

9 но€бр€ был поврежден и надолго вышел из стро€ гидросамолет "јрадо-196".

14 но€бр€ остановлен и потоплен небольшой теплоход-танкер "јфрика Ўелл". 20 но€бр€ "јдмирал граф Ўпее" обогнул южную оконечность јфрики в обратном направлении и перешел в јтлантический океан.

2-3 декабр€ 1939 г. потоплены два английских судна. 6 декабр€ рейдер пополнил запасы топлива с судна снабжени€ "јльтмарк" и провел артиллерийско-дальномерные учени€, использу€ в качестве цели свое же судно снабжени€. —тарший артиллерист, фрегаттен-капитан јшер, осталс€ недовольным их результатом, поскольку за три с лишним мес€ца вынужденного бездель€ персонал системы управлени€ огнем главного калибра заметно дисквалифицировалс€.

¬ декабре английский коммодор ’арвуд, командовавший поисковой группой "G", прин€л решение сосредоточить в районе –ио-де-∆анейро Ц Ћа-ѕлата три корабл€ группы Ц т€желый крейсер "Ёксетер" и легкие крейсера "ј€кс" и "јхиллес". 12 декабр€ 1939 г. эти корабли соединились в 150 мил€х восточнее усть€ реки Ћа-ѕлата.

11 декабр€ 1939 г. бортовой гидросамолет "јдмирала графа Ўпее" вновь потерпел аварию и восстановлению не подлежал.

”тром 13 декабр€ около 6 часов утра "јдмирал граф Ўпее" и английские крейсера обнаружили друг друга; на "Ўпее" обнаружили верхушки мачт в 5:52, в 6:16 с крейсера "Ёксетер", поступило донесение: "ѕолагаю, что это "карманный линкор". ѕоначалу английские легкие крейсера были прин€ты за эсминцы, т.е. командир "јдмирала Ўпее" капитан цур зее √анс Ћангсдорф считал, что ведет бой с крейсером и двум€ эсминцами.

Ётот бой известен как сражение у Ћа-ѕлаты. ¬ результате бо€ "Ёксетер" получил т€желые повреждени€, полностью вышел из стро€ и одно врем€ даже считалс€ погибшим. "јдмирал граф Ўпее" сохранил хороший ход и способность вести огонь. Ќа "карманном линкоре" оставалось около трети боезапаса главного калибра и около половины 150-мм снар€дов.

  вечеру "јдмирал граф Ўпее" пришел в ћонтевидео (столица ”ругва€). ”ругвайска€ комисси€ предоставила германскому линкору 3 дн€ на исправление повреждений. Ѕританска€ разведка организовала дезинформацию немцев и создала у них впечатление, что в Ѕуэнос-јйрес идет английска€ эскадра, в составе которой линейный крейсер "–инаун" и авианосец "јрк –ой€л". ¬ реальности же к оставшимс€ у англичан двум легким крейсерам вечером 14 декабр€ присоединилс€ лишь т€желый крейсер " амберленд".  апитан "Ўпее" Ћангсдорф несколько раз св€зывалс€ со штабом кригсмарине, предложив на выбор интернироватьс€ в јргентине или затопить корабль; попытка прорыва или гибель в бою даже не предлагалась. ¬ результате совещани€ между командующим флотом адмиралом –едером и √итлером Ћангсдорф получил приказ уничтожить корабль.

¬ечером 17 декабр€ 1939 г. в 18:00 "јдмирал граф Ўпее" вышел из ћонтевидео, провожаемый огромной толпой на набережной. ѕройд€ к устью Ћа-ѕлаты, он бросил €корь в 4 мил€х от берега. ќколо 20:00 корабль был взорван. ѕожары и взрывы на нем продолжались около трех дней. ¬се 1100 человек команды благополучно прибыли в Ѕуэнос-јйрес.  омандир корабл€ капитан цур зее √анс Ћангсдорф застрелилс€ утром 20 декабр€ в одном из отелей Ѕуэнос-јйреса.

Ѕольша€ часть офицеров "јдмирала графа Ўпее" разными пут€ми пробрались в √ерманию, чтобы прин€ть участие в дальнейших боевых действи€х.

"јдмирал граф Ўпее" затонул на мелком месте, так что над водой возвышались его обгорелые надстройки. јнгличане снар€дили специальную экспедицию дл€ сн€ти€ с него остатков приборов и вооружени€, однако из-за шторма операцию пришлось прекратить. — 1942 г. остатки корабл€ постепенно разобрали на лом. Ќекоторые части "карманного линкора" и по сей день остаютс€ на месте его гибели в устье Ћа-ѕлаты.


[an error occurred while processing this directive]

√ерб корабл€:

√ерб карманного линкора "јдмирал граф Ўпее"

[an error occurred while processing this directive]

“актико-технические характеристики "карманного линкора" "јдмирал граф Ўпее".

¬одоизмещение стандартное 12 100 т, полное 16 200 т. ƒлина по ватерлинии 182 м, ширина 21,7 м, осадка при стандартном водоизмещении 5 м, осадка при проектном (12 000 т) водоизмещении 5,6 м, высота корпуса до палубы бака 12,2 м.

Ёнергетическа€ установка состо€ла из 4 групп двигателей, в каждой группе по два 9-цилиндровых двухтактных дизел€  "MAN" M-9Zu42/58 двойного действи€, максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об/мин (максимальна€ продолжительна€ мощность 6655 л.с.), и из четырех вспомогательных 5-цилиндровых дизел€ M-5Z42/58 максимальной мощностью 1450 л.с. при 425 об/мин. —уммарна€ мощность всех восьми главных двигателей на гребных валах (с учетом потерь) Ц 54000 л.с., что обеспечивало скорость хода около 27 узлов
ѕри скорости хода 25 узлов необходима€ мощность 33000 л.с., при скорости 19 уз. Ц 11 000 л.с.

Ќа мерной миле "јдмирал граф Ўпее" развил скорость 28,5 узла при водоизмещении 14 100 т и мощности 53 650 л.с.
ƒальность плавани€ со скоростью 20 узлов Ц 10000 миль, а с экономической скоростью Ц около 18000 миль.
»спытани€ показали, что "јдмирал граф Ўпее" способен пройти 16300 миль при средней скорости 18,6 узла. ѕри максимальном ходе без форсировки (26 узлов) дальность составл€ла 7900 миль (больше, чем у многих линкоров конца 30-х гг. при экономическом ходе!)

Ёлектрическа€ сеть корабл€ питалась от 8 дизель-генераторов суммарной мощностью каждый 3360 к¬т.

¬ооружение: јртиллери€ главного калибра Ц 2 x 3 x 280-мм орудий SKC/28 с полной длиной ствола 52,35 калибров (без затвора 49,1 калибра), углы наклона орудий от -10 до +40∞, горизонтальные углы наведени€ Ц по 145∞ на борт. ћаксимальна€ техническа€ скорострельность Ц 3 выстрела в минуту, практическа€ Ц не более двух. Ќачальна€ скорость снар€да 910 м/с, живучесть ствола Ц 340 выстрелов полным зар€дом (это около трех полных боезапасов). ¬ боекомплект входили три типа снар€дов Ц бронебойный (2,6% взрывчатого вещества), фугасный с замедлением (полубронебойный, 5,65% ¬¬) и чисто фугасный (7,8% ¬¬). ¬се снар€ды весили одинаково Ц 300 кг. —тандартный боезапас Ц от 315 до 360 снар€дов на башню (105-120 на ствол), равное число боеприпасов каждого типа. ѕри выполнении специальных заданий структура боезапаса могла мен€тьс€.

јртиллери€ вспомогательного калибра Ц 8 150-мм орудий SKC/28 полной длиной ствола 55 калибров (8,2 м). —трельба велась 45,3-кг снар€дами при начальной скорости 875 м/с. ћаксимальна€ скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту; на практике она зависела от условий питани€ боеприпасами и не превышала 5-7 залпов в минуту. ∆ивучесть ствола Ц свыше 1000 залпов полным калибром. ”глы наклона ствола от -10 до +35∞. Ўтатный боезапас Ц 100 снар€дов на орудие; впоследствии увеличен в 1,5 раза. ”становки вспомогательного калибра были тесными и неудобными внутри, плохо защищали прислугу орудий.  роме того, вспомогательна€ артиллери€ не имела специального посто€нного поста управлени€ огнем.

«енитна€ артиллери€: три спаренных 88-мм пушки SKC/31 с длиной ствола 75 калибров в установках C32 с силовым приводом, стабилизированных в трех плоскост€х. —трельба из этих орудий велась унитарными патронами весом 15 кг с тем же 9-кг снар€дом, с начальной скоростью 950 м/с.
ѕозже в этой установке 88-мм оруди€ заменены на более мощные 105-мм. Ќова€ пушка имела длину ствола 65 калибров и стрел€ла 15,1-кг снар€дом с начальной скоростью 900 м/с.

“акже в состав вооружени€ "карманных линкоров" были включены восемь 37-мм автоматов SKC/30 в спаренных установках L/30, расположенных попарно на крыль€х командирского мостика на передней мачте и по бокам от кормового дальномерного поста; имели хорошие углы обстрела. ѕредусматривалась стабилизаци€ в двух плоскост€х, однако на практике система не всегда работала бесперебойно.

“орпедное вооружение Ц два 533-мм 4-трубных торпедных аппарата, расположенных в кормовой части.

јвиационное вооружение Ц катапульта, два гидросамолета и посадочный тент √ейма. ѕрактически на борту обычно находилось не более одного гидросамолета, а посадочные устройства были сданы на берег еще до начала войны. ¬ качестве корабельных самолетов использовались поплавковые "хейнкели" He-60, впоследствии Ц Ar-196 фирмы "јрадо", по многим оценкам Ц лучший представитель судовой авиации времен ¬торой мировой войны.

—истема управлени€ огнем была необычайно развита дл€ всего двух башен. ќна включала три равноценных поста, по одному в боевых рубках и еще один Ц на топе носовой мачты-надстройки. ƒальномерное оборудование включало 6-метровый стереоскопический дальномер в переднем посту и 10-метровые Ц в двух других. ÷елеуказание могло осуществл€тьс€ из двух директоров, располагавшихс€ в боевой рубке друг за другом по диаметральной плоскости, или из другой пары, на фор-марсе, также размещенной по центральной линии спереди и сзади от 10-метрового дальномера. ≈ще один директор находилс€ в кормовой рубке р€дом с таким же дальномером. ¬се посты прикрывались 50-мм броней, защищавшей практически от любых осколков, причем наблюдение велось без каких-либо смотровых щелей и окошек, из специальных перископов, едва выступавших над броневой крышей. ƒанные из постов поступали в два центра обработки, расположенные соответственно под носовой и кормовой рубками глубоко под броневой палубой и оборудованные аналоговыми вычислительными машинами. ƒублирование не только дальномерных постов и директоров, но и расчетных централей €вл€лось уникальным дл€ 10 000-тонных кораблей; сравнение их по числу и оборудованию с довольно примитивными средствами английских т€желых крейсеров демонстрирует полное превосходство немецкого подхода к артиллерийской мощи.

√лавный калибр Укарманных линкоровФ стал на них настолько УглавнымФ, что оставил мало простора дл€ калибра вспомогательного. ¬ принципе 150-мм пушки могли управл€тьс€ через любой из трех основных постов, с передачей данных в свой пост обработки, также находившийс€ в трюме. ќднако на практике отсутствие специального, пусть даже хуже оборудованного директора приводило к €вному пренебрежению нуждами среднего калибра. ќтмеченный вычислительный центр использовалс€ также и зенитной артиллерией, котора€ почти полностью УмонополизировалаФ его, поскольку угроза с воздуха оставалась посто€нной. –езультатом стала мала€ полезность 6-дюймовок, в принципе достаточно мощных по баллистическим характеристикам.

ƒл€ 88-мм зенитной артиллерии предусматривалс€ зенитный  ƒѕ SL 2, стабилизированный в трех плоскост€х и позвол€вший передавать правильные данные при крене до 12∞. Ќа "јдмирале графе Ўпее" имелось два зенитных  ƒѕ по бокам от трубы, что,по мнению специалистов, значительно увеличило эффективность управлени€ огнем. ѕосты имели собственные 4-м (по другим данным 3-м) стереоскопические дальномеры и средства дистанционного наведени€ орудий, что вместе с новыми 88-мм и 105-мм зенитками обеспечило достаточно сильную ѕ¬ќ Укарманных линкоровФ.

„то касаетс€ автоматов, то при относительно удачных зенитных установках немцы пользовались, м€гко говор€, не слишком совершенными системами управлени€ ими. јвтоматы стрел€ли под местным управлением, иногда с использованием  однометровых переносных дальномеров.

ѕомимо перечисленных главных постов дл€ действий ночью предусматривалось командование кораблем со специального мостика, расположенного над командирским. “ам были сосредоточены специальные просветленные морские бинокли и перископы, а поскольку при ночной стрельбе главным фактором €вл€лась быстрота реакции, то тут же находились два дополнительных поста управлени€ огнем, имевших упрощенное оборудование, но позвол€вших вести дистанционную стрельбу главным калибром. Ќа том же мостике, в передней его части, помещалс€ директор управлени€ прожекторами и два це-леуказател€ дл€ стрельбы осветительными снар€дами. Ќа корабл€х находилось еще 4 директора дл€ наведени€ прожекторов, по 2 на каждую сторону от главной и кормовой боевых рубок. Ќа Ујдмирале графе ЎпееФ они могли управл€ть действием 6 полутораметровых УфонарейФ фирмы У—именс-ЎуккертФ, 4 из которых располагались попарно по сторонам дымовой трубы, а еще два Ц на башенноподобной надстройке по бокам.

Ќа Укарманных линкорахФ рано по€вилось и радиолокационное оборудование. УЎеерФ и УЎпееФ были оборудованы радарами FuMo-22. ’арактеристики немецких приборов к началу войны оставались довольно низкими (хот€ и не уступали в то врем€ английским): дальность не свыше 7-8 миль при точности по углу около 5∞, что позвол€ло использовать их только дл€ обнаружени€ крупных надводных целей.

—истема бронировани€ "карманных линкоров" €вл€етс€ одной из наиболее интересных отличительных характеристик этих своеобразных кораблей. ќна полностью отходит от прин€тых в германском флоте времен первой мировой войны канонов и не имеет аналогов среди зарубежных кораблей класса крейсеров. ‘ормальные цифры толщины брони борта и палубы, обычно приводимые в справочниках, в данном случае мало что говор€т о действительной эффективности защиты. Ќесмотр€ на значительный интерес к Укарманным линкорамФ и относительную открытость данных по ним после окончани€ второй мировой войны, в различных источниках, в том числе немецких, имеютс€ значительные расхождени€ в цифрах, которые иногда просто невозможно объ€снить. ¬месте с тем отличи€ в бронировании Ц наиболее существенные среди всех технических характеристик УƒойчландаФ, УЎеераФ и УЎпееФ Ц настолько важны, что по данному параметру корабли едва ли можно считать одной серией, скорее последовательными вариантами реализации одной и той же идеи.

ќсновными элементами системы бронировани€ на Укарманных линкорахФ €вл€лись наклонный по€с, бронева€ палуба, верхн€€ и нижн€€ броневые переборки. Ѕроневой по€с имел по разным данным наклон 12∞ Ц 13,5∞ нижней кромкой в глубь корпуса.

Ќа третьем "карманном линкоре", Ујдмирале графе ЎпееФ, схема бронировани€ подверглась очередной ревизии. (—м. "ƒойчланд"). Ќаиболее существенным стал возврат к более узкому по€су, который теперь возвышалс€ над уровнем броневой палубы менее чем на 1 м, то есть был уже, чем на УƒойчландеФ, не говор€ уже о УЎеереФ. –азличи€ в высоте по€са на Укарманных линкорахФ отчетливо видны на фотографи€х. «начени€ толщины брони в различных источниках наход€тс€ в противоречии друг с другом. Ѕольшинство монографий и справочников немецких авторов привод€т значение 80 мм, однако есть пр€мые указани€ на то, что на последнем УброненосцеФ вернулись к тому же варианту, что и на УƒойчландеФ: 80-мм верхний р€д плит (который к тому же стал уже) и 50-мм нижний р€д на уровне ватерлинии и ниже ее. Ќапротив, британский историк ћ.”итли утверждает, что бортова€ брон€ УЎпееФ имела толщину 100 мм по всей высоте и длине по€са, простиравшегос€ от 30-го до 148-го шпангоута, заканчива€сь поперечными траверзами такой же толщины. ѕриведенные ћ.”итли данные кажутс€ гораздо более убедительными, чем сомнительный возврат к схеме УƒойчландаФ, тем более что они имеют серьезную мотивировку. ќбщий вес брони на У√рафе ЎпееФ заметно увеличилс€ по сравнению с предшественниками, достигнув 3000 т Ц 25% от стандартного водоизмещени€, что соответствует лучшим образцам т€желых крейсеров последнего поколени€ Ц таким, как италь€нские УѕолаФ и французский УјльжериФ. –ост веса по€са при одновременном уменьшении ширины логически приводит к выводу о большей его толщине.  освенным подтверждением такой точки зрени€ служат воспоминани€ артиллерийского офицера УЎпееФ о бое при Ћа-ѕлате. ќн пишет, что снар€д с УЁксетераФ пробил 140 мм брони и взорвалс€ на броневой палубе, что как раз соответствует 100-мм по€су и 40-мм верхней переборке. ≈ще одним изменением в вертикальной защите стало продление 40-мм нижней (противоторпедной) продольной переборки до внешней обшивки двойного дна.

«начительно усилилась и горизонтальна€ защита, общий вес ее вплотную приблизилс€ к 700 т. ќп€ть-таки полные данные по распределению брони отсутствуют. ѕо наиболее распространенным немецким данным, перекочевавшим в большинство современных справочников, различи€ между УЎееромФ и УЎпееФ минимальны. ¬ соответствии с ними центральна€ часть палубы между верхними продольными переборками осталась 20-миллиметровой Ч так же, как промежуток между верхними и нижними переборками, а единственное улучшение заключалось в расширении броневой палубы до самого борта, причем зона между нижней продольной переборкой и бортом прикрывалась 30-мм листами. —толь незначительные изменени€ никак не могут объ€снить более чем полуторный рост веса броневой палубы, котора€ на УЎеереФ весила 475 т. Ќа оригинальном чертеже поперечного разреза по кормовому броневому траверзу (29-й шпангоут на изломе полубака) указана 70-мм бронева€ палуба. Ѕолее того, зоны между бортом и противоторпедной переборкой там же обозначены как 100-миллиметровые. ќднако прироста веса горизонтального бронировани€ €вно недостаточно дл€ того, чтобы скомпенсировать увеличение ее толщины с 40 до 70 мм на всем прот€жении, в особенности с учетом дополнительного бронировани€ зон у борта (30 мм). ѕри средней ширине корпуса в районе мидел€ 20 м дл€ этого требуетс€ около 5 т на 1 м длины корабл€. Ќаиболее веро€тно, что 70-мм плиты примен€ли только дл€ прикрыти€ от борта до борта той зоны погребов, где кончались верхние продольные переборки.

ћодернизации.

"јдмирал граф Ўпее" практически не модернизировалс€, поскольку погиб уже в 1939 году.

  • ¬ 1938 г. шесть спаренных 88-мм зенитных орудий заменены на шесть 105-мм на тех же лафетах. ”становлен радиолокатор FuMo-22 с антенной на фор-марсе, грани фор-марса закруглены. ѕерестроена башенноподобна€ боева€ мачта. Ќа ее платформе осталс€ один прожектор, два других демонтированы.

ѕо иронии судьбы последний и меньше всех проживший Укарманный линкорФ должен был стать объектом самой обширной перестройки по сравнению со своими собрать€ми. Ќесколько совещаний в течение 1937 года с участием высших чинов флота и специалистов по кораблестроению привели к выводу о необходимости существенных изменений прежде всего в форме корпуса. (ћореходность оставалась больным местом всех германских боевых судов). јдмиралы и инженеры пришли к согласию по следующим вопросам: корабли должны получить более высокий УатлантическийФ форштевень с плавным понижением линии борта вплоть до передней башни, а корму следует уширить. –асплатой за увеличение нагрузки могла служить замена башенноподобной надстройки на трубчатую мачту, использование успокоительных цистерн ‘рама дл€ хранени€ топлива, удаление посадочных тентов, перемещение прожекторов и, наконец, изменение состава вооружени€. ¬се перечисленные меры были так или иначе испробованы впоследствии с достаточно хорошим результатом, кроме последней.  омандующий линейными силами адмирал  арле категорически не желал соглашатьс€ с уменьшением числа 150-мм орудий вдвое, тем более что выигрыш в весе оказывалс€ незначительным. “огда всплыл первоначальный вариант Укарманного линкораФ с универсальной вспомогательной артиллерией. ћесто восьми 150-мм и шести 105-мм пушек должны были зан€ть четырнадцать 127-мм в спаренных установках, из которых по три располагались бы по бортам, а еще одна Ц в диаметральной плоскости, вместо возвышенной зенитной установки. Ёто давало бы 8 орудий на борт дл€ стрельбы как по морским, так и по воздушным цел€м, практически уравнива€ немецкие броненосцы с американскими т€желыми корабл€ми Ц   признанными лидерами в отношении ѕ¬ќ.  роме того, единый калибр позвол€л высвободить почти 100 человек и дополнительные объемы в погребах дл€ патронов к автоматам, а также забронировать подачи универсальных установок.

ѕроекты модернизации по корпусу рассматривались почти 12 мес€цев, и в результате наиболее предпочтительным оказалс€ самый смелый из них, предусматривавший не только изменение формы носа, но и увеличение ширины и длины корабл€. ¬ сущности не така€ уж значительна€ добавка веса в 500 т позвол€ла одновременно увеличить остойчивость, мореходность и скорость на целых 2 узла! »з этих несколько ошеломл€ющих расчетов следует, насколько невыгодными были формы и размеры, диктовавшиес€ жесткими рамками ограничени€ водоизмещени€. ќбщий рост нагрузки предполагалс€ примерно в 750 т, из которых 200 т приходилось на новое оборудование и добавочную противоосколочную защиту. Ќапр€женна€ международна€ обстановка не позволила реализовать этот интересный замысел, а начавша€с€ мирова€ война окончательно похоронила его.

 упить модель линкора 'јдмирал граф Ўпее' ((пр-во Matchbox)

‘отографии этого корабл€

ќписание бо€ у Ћа-ѕлаты

»стори€ создани€ и службы германских линкоров ¬торой мировой войны

ƒанные "карманных линкоров"
типа "ƒойчланд"
согласно "ћорской  оллекции" "ћоделиста- онструктора"

Ќа первую страницу сайта

 
Nothing found for Bord Sape23 Php?location= Germ Spee Admiral_Graf_Spee

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞!

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –Ї –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –≤—Л –Њ–±—А–∞—В–Є–ї–Є—Б—М –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞, –≤–Њ–Ј–Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–љ–∞ –±—Л–ї–∞ –њ–µ—А–µ–Є–Љ–µ–љ–Њ–≤–∞–љ–∞, –ї–Є–±–Њ —Г–і–∞–ї–µ–љ–∞.

–°—В–∞—В—М–Є –њ–Њ —А–∞–Ј–і–µ–ї–∞–Љ

Meta Slider