Боевые корабли мира

Линейные крейсеры типа “Renown” (“Ринаун”). Проектирование и постройка.

Программа 1914 года предусматривала постройку трех линкоров типа “Royal Soverieqn” (в дополнение к пяти линкорам программы 1913 года), получивших наименования “Renown”, “Repulse” и “Resistance”, а также шестого линкора типа “Queen Elisabeth”, названного “Agincourt”. Корабли типа “Royal Sovereign” почти не отличались от кораблей программы 1913 года, однако имели некоторые улучшения, как например противоторпедная переборка, получившая одинаковую толщину 38 мм по всей своей длине.

13 мая 1914 года спецификации этих новых кораблей были одобрены Адмиралтейством, и в июне был выдан новый заказ казенной верфи в Портсмуте на строительство линкора “Agincourt”, и казенной верфи в Девонпорте на строительство линкора “Resistance”. Два других линкора были объявлены на конкурс. Линейный крейсер “Repulse” в итоге оказался на верфи “Palmers”, “Renown” – на верфи в Фэрфилде.

С началом войны работы на строящихся линкорах были остановлены и 26 августа ввиду малого процента их готовности заказы на их постройку были аннулированы. Предполагалось, что война не затянется, и новые корабли из-за этого не успеют принять участие в боевых действиях. В октябре 1914 года по рекомендации Черчилля адмирал Джон Фишер (Sir John Arbuthnot Fisher) был возвращен на пост Первого Морского Лорда Адмиралтейства, сменив на этом посту несправедливо отстраненного адмирала Луи Батенбергского (Prince Ludwig of Battenberg). Позже Черчилль писал в своих мемуарах “The World Crisis”: “Лорд Фишер был весьма активным в своей деятельности и проводил день с невероятной энергией. Во время конференции он собрал вокруг себя всех известных кораблестроителей и представителей верфей, и после 4-5 плодотворных дней, в которых каждая минута достойна восхищения, он предложил массу планов по увеличению строительства подводных лодок, эсминцев и малых боевых кораблей которые я или кто-либо из моих консультантов не имели возможности внимательно рассмотреть”. Несомненно, это собрание весьма содействовало расширению военных усилий, однако Фишер немало внимания уделял также и кораблям основных классов. Казалось бы, что с постройкой “Queen Elisabeth” линейные крейсера как класс кораблей устаревают, одна Фишер очень быстро вернул к жизни свою идею о легкобронированных, но тяжеловооруженных линейных крейсерах.

Адмиралтейство никогда не предусматривало, что линейные корабли типа “Queen Elisabeth” заменят в британском флоте линейные крейсера. Для этого новые корабли не обладали нужной скоростью, однако они оказались недостаточно быстроходны и для образования “быстроходного крыла” боевого флота, что первоначально и было основанием для их постройки. Следует признать, однако, что аналогичный проект с более высокой скоростью гарантированно делал линейный крейсер ненужным.

Аргументы Фишера получили значительное подтверждение после боев в Гельголандской бухте 28 августа 1914 и у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года. В этих столкновениях было отлично продемонстрировано превосходство сочетания огневой мощи и высокой скорости. Казалось бы, доктрина линейных крейсеров Фишера была достаточно обоснована. После Фолклендского сражения Фишер предложил Черчиллю вынести на решение кабинета предложение о расширение строительства линейных крейсеров, однако получил отказ, мотивированный тем, что их постройка будет мешать строительству более важных кораблей, а также тем, что новые линейные крейсеры все равно не будут готовы до конца войны. На это Фишер ответил, что он также позаботится о постройке кораблей в рекордно короткий срок, как это произошло восемь лет назад – при постройке “Dreadnouqut”. Он также сослался на то, что ни один из британских дредноутов из числа готовых или строящихся не сможет превзойти новый германский линейный крейсер “Lutzow” с его 28-узловой скоростью. Наконец Черчиль поддался оказываемому на него с различных сторон давлению и добился от кабинета одобрения постройки двух линейных крейсеров. 19 декабря 1914 года Фишер информировал об этом руководителя проектного отдела (Director of Naval Construction). Проект должен был быть в сущности увеличенным “Invincible” с более высокой скоростью и вооруженным наиболее крупной артиллерией, насколько это было возможно. В то же время защита должна была стоять по значимости на третьем месте. Фишер хотел добиться скорости в 32 узла, иметь 381-мм артиллерию и бронирование, соответствующее прежним линейным крейсерам. Кроме того, предполагалось придать новым кораблям возможно малую осадку, так как не исключалась возможность использовать его в Балтийском море. (Леемая Фишером идея - высадка войск в Германии – была отвергнута Адмиралтейством сразу после ухода оттуда Фишера)

Вскоре выяснилось, что для новых кораблей можно было выделить только по шесть 381-мм орудий, поэтому проект корабля готовился с учетом выполнения этого условия. 21 декабря были представлены технические характеристики корпуса, необходимые для получения необходимой скорости и установки планируемого вооружения. 24 декабря Фишеру представили модель нового корабля. Прежде, чем ее показали Адмиралтейству, Фишер предложил некоторые усовершенствования, с учетом которые через два дня представили новую модель корабля. 28 декабря было получено одобрение и главный конструктор (Director of Naval Construction) получил наряд на изготовление детального проекта. Было решено возобновить аннулированные заказы на постройку обоих кораблей типа “Royal Sovereign” – “Renown” и “Repulse”. Только строить корабли нужно было по другому проекту. Но поскольку верфь “Palmers” не имела в своем распоряжении эллинга для корабля такой необычайной длины заказ на постройку был передан частной верфи “John Brown” в Клайдбэнке. Фишер высказал пожелание, чтобы оба корабля были построены в рекордно короткий срок – 15 месяцев и при этом выделил это требование патетическими словами: “Мы должны устранить все, что встает на нашем пути”. После достижения договоренности о сроке постройки в 15 месяцев и внесения этого пункта в строительный контракт фирмы сразу же получили официальные заказы.

Та срочность, с которой производилась подготовка к строительству этих кораблей, противоречила обычной практике Адмиралтейства. Так, официальное разрешение на постройку линейных крейсеров было выдано не позднее 30 декабря, а одобрение измененного проекта произошло только в марте 1915 года. В последующие недели представители службы главного конструктора (Director of Naval Construction) осмотрели уже заготовленные для кораблей материалы на верфях “Palmers” и в Фэрфилде и решили что из них можно использовать при строительстве кораблей по новому проекту. Материал от “Palmers” был перевезен затем в Клайнбэнк. До 21 января 1915 года верфи провели подготовительные работы, а 25 января была произведена одновременная закладка кораблей. Таким образом, прошло чуть больше месяца от начала проектных работ до закладки кораблей. К 12 апрелю верфям были переданы все необходимые построечные чертежи, спецификации и инструкции к постройке. 22 апреля проект был официально одобрен Адмиралтейством.

Первоначальный проект линейных крейсеров “Renown” и “Repulse”.

( по состоянию на апрель 1915 года ).

Технические данные

Проектное водоизмещение

26500 tв

Боевое водоизмещение

30835 tв

Длина между перпендикулярами

228,75 м

Длина наибольшая

242,17 м

Ширина наибольшая

27,45 м

Осадка проектная носом

7,62 м

Осадка проектная кормой

7,93 м

Осадка боевая средняя

8,92 м

Нагрузка, углубляющая на 1 см

40,5 tв/см

Мощность на валах

122000 л.с.

Скорость при проектной осадке

31,5 узла

Запас нефти при проектной осадке

1000 tв

Запас нефти при боевой осадке

4000 tв

Запас угля

100 tв

Экипаж крейсеров

Экипаж по штату ( без штаба )

953 человека

Экипаж крейсера как флагмана

967 человек

Вооружение

6 381-мм L/42 орудий главного калибра

17 102-мм L/50 орудий противоминного калибра Mk.V

2 76,2-мм зенитных орудия

5 пулеметов “Maxim”

Весовые нагрузки проекта.

Корпус с системами и устройствами

10800 tв

Бронирование и стальные защитные плиты

4770 tв

Главные и вспомогательные механизмы

5780 tв

Топливо

1000 tв

Вооружение

3335 tв

Снаряжение, экипаж, багаж

685 tв

Адмиралтейский резерв

130 tв

Всего

36500 tв

Броневая защита корабля.

Защита броневыми плитами.

Главный пояс

середина - 152 мм, уменьшается к носу до 102 мм, к корме - до 76,2 мм

Траверзы цитадели

102 и 76,2 мм

Орудийные башни

лоб - 228,6 мм, бока - 177,8 мм, тыл 280 мм, крыша - 114,3 мм

Барбеты башен

177,8 мм
127 и 102 мм

Боевая рубка

254 мм
шахта рубки - 76,2 и 50,8 мм

Пост управления торпедной стрельбой

76,2 мм

Вертикальная защита стальными плитами

Кожуха дымовых труб

на борта - 38 мм
выше палубы бака - 25,4 мм

Горизонтальная защита стальными плитами

Палуба бака

19,5 - 28,5 мм

Главная палуба

плоская - 25,4 мм
на скосах - 50,8 мм

Промежуточная палуба

в нос и корму от цитадели 63,4 мм

Построечные даты крейсеров типа “Renown”.

Корабль

Верфь

Город

Заложен

Спущен

Готов

“Renown”

“Fairfield Shipbuilding & Engineering Co.Ltd”

Covan, Glasgow

25.01.1915

04.03.1916

20.09.1916

“Repulse”

“John Brown & Co.Ltd, Shipbuilding & Engine Works”

Clydebank

25.01.1915

08.01.1916

18.08.1916

 

Линейные крейсера типа "Ринаун".
История создания
и тактико-технические характеристики

На первую страницу сайта


 
[an error occurred while processing the directive]