И еще 42 года в строю.
Служба линейного крейсера "Гебен" после
мировой войны.
После заключения 1 ноября перемирия между Турцией и странами Антанты немецкая команда сошла с корабля. 2 ноября вице-адмирал Робер-Пашвиц спустил свой флаг на “Гебене”, немецкая часть экипажа направилась на пароходе в Одессу.
Антанта потребовала передачи ей линейного крейсера для интернирования либо разборки на металл в случае плохого технического состояния. Однако в результате вмешательства Кемаль-Паши выдачи корабля удалось избежать. 9 лет судьба изрядно поврежденного “Гебена” оставалась неопределенной, он находился в небоеспособном состоянии в Стении, не находя себе применения.
В 1925 году турецкое правительство заключило договор с немецкой фирмой Флендер-Верке о постройке плавучего дока грузоподъемностью 25000 т. Его установили в Измите, куда 20.12.1926 г. был отбуксирован “Явуз Селим”. С 1919 по 1926 годы корабль был исключен из списка действующего флота. В 1926-1930 гг. линейный крейсер капитально отремонтировали в Измите с помощью французской фирмы Penhoet St Nazaire: на крейсере были заменены механизмы, увеличен угол возвышения орудий. В 1929 г. на корабле была установлена новая французская система управления огнем. На ходовых испытаниях 17.03.1930 г. во время четырехчасового пробега бывший “Гебен” развил скорость 27.1 узел. Под именем “Джавус Селим” он снова вступил в строй турецкого флота. В 1936 г. название было изменено на “Явуз” (“Yavuz”).
Данные после модернизации 1936 г.: водоизмещение 23100 т, мощность двигателей 52000 л.с.(в форсированном режиме 80000 л.с.), турбины Parsons, 24 котла Shultz-Tornycroft, 4 винта, запасы топлива - уголь 3100 т, нефть 200 т, скорость 27.1 узла, дальность плавания 5300 миль (10 узл) или 2370 миль (23 узл), вооружение – 5 х 2 х 280/50-мм (изменение системы подвески орудий увеличило углы наклона – от -5.5 до 16°, что обеспечило увеличенную до 19.1 мили дальность стрельбы), 10 х 150/45-мм (после модернизации дальность стрельбы возросла до 16.8 миль), 4 х 88/45-мм универсальных орудия, 12 x 40/ 45-мм автоматов, 4 пулемета, 2 подводных торпедных аппарата; бронирование – верхняя палуба 40 мм, главная палуба 76 мм, башни главного калибра 230 мм, борт 95-270-95 мм, средняя артиллерия 27 мм, боевая рубка: крыша 76 мм, стенки 254 мм; экипаж 1300 чел.
В начале марта 1937 г. советские крейсера “Красный Кавказ” и “Червона Украина” под командованием командира бригады И.С.Юмашева вышли в так называемый круговой поход: предполагалось обогнуть все побережье Черного моря и возвратиться в Севастополь. Над Черным морем расположился глубокий циклон, и погода в ближайшие дни не предвещала ничего хорошего. Корабли вышли из Севастопольской бухты и взяли курс на Босфор. Ночью 5-го марта эскадра, оставив справа по борту ворота Босфора, повернула к Анатолийскому побережью Турции. Пройдя мыс Эммине, в 16:30 корабли обнаружили на горизонте дымы неизвестных судов. Не прошло и часа, как турецкий линейный крейсер “Явуз” в сопровождении трех миноносцев оказался на траверзе “Красного Кавказа”. Пройдя еще некоторое время прежним курсом, турецкий отряд резко повернул на северо-восток и быстро скрылся за горизонтом. Если бы крейсера “Адмирал Лазарев” (“Красный Кавказ”) и “Адмирал Нахимов”(“Червона Украина”) были построены в срок, эта встреча могла бы произойти на десять лет раньше в условиях боевой обстановки...
Турция во Второй мировой войне сохраняла нейтралитет, и “Гебен” не принимал участия в развернувшихся боевых сражениях. Тем не менее одним своим присутствием он нанес весьма ощутимый ущерб советскому флоту. Многие командиры флота после войны в своих мемуарах высказывали мысль о неправильном распределении советских ВМС: на закрытом черноморско-азовском бассейне СССР обладал могучим флотом – линейным кораблем, 5 крейсерами, 16 эсминцами и лидерами, и множеством других кораблей, тогда как на открытом, чрезвычайно важном северном театре флот был крайне слаб. Вот туда бы черноморские крейсера и линкор!...
На Черном море флоту СССР противостоял флот Румынии – 4 эсминца, 3 миноносца, 1 подводная лодка, 2 вспомогательных крейсера... Что же вынуждало держать на Черном море линейный корабль и крейсера? – “Гебен”! Сталин ценил линейные крейсера, возможно, больше любых других классов кораблей, и призрак активности “Гебена” в первую мировую был причиной такого распределения кораблей по флотам. Это легко отследить по датам – в 1926 г. “Гебен” стал на ремонт, который должен был завершиться в 1930 г., и вот в 1929-1930 годах с Балтики на Черное море переходят линкор “Парижская Коммуна” (б.”Севастополь”) и легкий крейсер “Профинтерн”...
В 1938 г. корабль еще раз модернизировали. С 1941 г. он имел следующее вооружение: 2 х 5 – 280-мм; 10 – 150-мм; 4 – 88-мм, 12 – 40-мм и 6 – 20-мм зенитных орудий; 4 – 500-мм торпедных аппарата. Тогда же демонтировали кормовую мачту, чтобы обеспечить достаточный сектор в горизонтальной плоскости для стрельбы зенитных орудий.
Над Европой отгремела вторая мировая война. В 1946 г. скончался адмирал В.Сушон. А крейсер “Гебен” все продолжал свою службу. В течение всех этих лет он являлся флагманом турецкого флота и входил в состав соединений НАТО. В 1948 г. линейный крейсер стал стационером в Измите, где “Явуз” прослужил до 1960 г. (с 1950 г. – в резерве), продемонстрировав рекордное долголетие для кораблей этого класса – 48 лет! В 1963 г. правительство ФРГ обратилось с просьбой продать крейсер для использования его в качестве музея, решение вопроса затянулось на 6 лет, но в 1969 г. ФРГ получила отказ.
7 июня 1963 года в присутствии командующего турецким флотом адмирала Фрата и военно-морского атташе ФРГ фрегаттен-капитана фон Робертуса состоялся последний торжественный спуск флага. Крейсер был исключен из состава флота и передан на разборку государственному военно-промышленному концерну М.К.Е.К. Согласно контракту разборка должна была быть закончена в августе 1974 года, но на прощание “Гебен”, в который уже раз, не поместился ни в один из доков. Только к 1976 г. корабль полностью демонтировали.
История создания крейсеров типа "Мольтке" | Боевая служба линейного крейсера "Гебен" |
Линейный крейсер
"Гебен". Справка. |
На первую страницу сайта |