Боевые корабли мира

Враг отступает!
Вытеснение линейного крейсера "Гебен" за пределы Черного моря.

9-10 мая 1915 г. Черноморский флот атаковал анатолийское побережье Турции и в очередной раз вступил в перестрелку с “Гебеном”.

Схема боя в районе Босфора 10.05.1915.

24 июня 1915 г. был произведен вывод вновь построенного линкора “Императрица Мария” из Николаева в Одессу. При этом была спланирована и выполнена специальная операция по прикрытию перехода от возможного нападения “Гебена” и “Бреслау”.

Таким образом, с появлением у России двух дредноутов на Черном море операции “Гебена” становились все более рискованными, и почти каждая заканчивалась потерями и серьезными повреждениями корабля. Гибель 7 октября 1916 г. в результате диверсии или случайности “Императрицы Марии” не намного улучшила положение турецкого линейного крейсера. Активность русского флота вытеснила его за пределы Черного моря.

Схема атак лодок "Морж" и "Тюлень" крейсера "Гебен" в районе Босфора 6-16.08.191529 июля 1915 года русские подводные лодки “Морж” и “Тюлень” безуспешно выходили в торпедную атаку на “Гебен”, возвращавшийся в Босфор из очередного рейда по Черному морю.

Помимо непосредственных угроз германо-турецким крейсерам командование черноморского флота начало активно мешать перевозкам угля. Дело в том, что корабли в Константинополе постоянно нуждались в пополнении топливом, а подвоз его был организован на мелких каботажных пароходах и шхунах. Блокада турецкого побережья в значительной мере лишала “Гебен” топлива для дальнейших вылазок.

8 января 1916г. эскадренные миноносцы “Пронзительный” и “Лейтенант Шестаков” осуществляли блокаду Зунгулдака. В 3:10 эсминец “Пронзительный” вышел в торпедную атаку на транспорт “Кармен” ("Carmen"), следовавший из Босфора в Зунгулдак, и потопил его. Из допроса подобранных турецких матросов выяснилось, что для сопровождения их парохода в море вышел крейсер “Гебен”. Русские эсминцы повернули в море и приступили к поиску германского крейсера. В 8:10 они обнаружили “Гебен” и по радио навели на него маневренную группу линкоров. В 9:44 линкор “Императрица Екатерина Великая” открыл по “Гебену” огонь главным калибром. Стрельба корректировалась по радио с эсминца “Лейтенант Шестаков”, который занимал выгодную позицию и отчетливо наблюдал всплески снарядов. Во время пристрелки и стрельбы на поражение применялись снаряды, дававшие окрашенный всплеск, что существенно облегчало корректировку. Один из снарядов, попав в носовую часть “Гебена”, вызвал пожар. Воспользовавшись преимуществом в скорости, крейсер увеличил ход и через 21 минуту вышел из-под обстрела.

Фотография. Линейный крейсер "Явуз Султан Селим", бывший "Гебен", 1916/1917 г.Из-за небольшого остатка топлива и значительного его расхода на высоких скоростях начальник маневренной группы отказался от преследования германского линейного крейсера. На следующий день после боя командующий германо-турецким флотом на Черном море доложил верховному командованию Турции о невозможности доставки угля морским путем.

1 июля 1916 г. после большого периода бездействия германо-турецкое морское командование вновь направило в восточную часть Черного моря крейсеры “Гебен” и “Бреслау”. Сообщение об этом поступило в штаб Черноморского флота около 20 часов того же дня. Оперативная часть высказала предположение, что действия германских крейсеров носят демонстрационный характер и рассчитаны на то, чтобы заставить выйти из Севастополя русские линкоры и заманить их на минное поле, скрытно выставленное германскими подводными лодками. Поэтому развертывание сил русского флота для защиты побережья было задержано на несколько суток. И лишь 4 июля, когда германские крейсера, уже действовавшие в районе Туапсе-Сочи, потопили ряд торговых судов и обстреляли побережье, из Севастополя вышла маневренная группа в составе линкора “Императрица Мария” и 3-х эсминцев. Сначала группа следовала в сторону Батума, но потом пришел приказ идти к Босфору на соединение с дредноутом “Императрица Екатерина Великая”.

Командир “Гебена”, получив сведения от подводной лодки U-38 о выходе второй бригады линкоров, направил “Бреслау” для уничтожения судов в район Одесса-Севастополь, а сам поспешил к Босфору. К вечеру 6 июля первая и вторая маневренные группы русских линкоров заняли позиции соответственно к востоку и западу от линии Босфор-Херсонес. Получив из Константинополя сведения о появлении русских кораблей, “Гебен” обошел опасный район севернее и в тот же день вошел в Босфор со стороны болгарского побережья.

6 июля 1916 года энергичный 42-летний вице-адмирал А.В.Колчак сменил на посту командующего Черноморским флотом А.А.Эбергарда.

Спустя три дня, 9 (22) июля, получив данные разведки о выходе в Черное море “Бреслау”, адмирал Колчак направил свой флот к Босфору. Этот бой для “Бреслау” едва не стал последним – отбиваясь от наседавших русских крейсеров, немцы ставили дымзавесы и отчаянно маневрировали, уклоняясь от 305-мм снарядов “Императрицы Марии”. Помог случай – налетевший шквал с дождем скрыл “Бреслау”-“Мидилли” от преследователей.

Схема боя линкора "Императрица Мария" с крейсером "Бреслау" 22.06.1916.

Схема русских минных заграждений у Босфора во второй половине 1916 г.

В конце 1916 года на “Гебене” установили визиры центральной наводки главного и среднего калибров. Угол возвышения орудий увеличили до 22.5°, что давало крейсеру возможность вести бой с новыми русскими черноморскими линкорами на дистанциях до 23000 м. Одновременно были демонтированы последние четыре 88-мм орудия, еще остававшиеся на борту.

После Февральской революции 1917 г. в России ситуация на Черном море начала меняться. Разруха в хозяйстве, дезорганизация на транспорте и в войсках создавали благоприятную ситуацию для действий немецких крейсеров. В начале июня 1917 г. “Бреслау” после долгого перерыва вышел в Черное море. Крейсер осуществил вылазку к устью Дуная, высадил тактический десант и захватил пленных... На обратном пути немецкий крейсер вступил в артиллерийскую дуэль с русскими крейсерами, а подошедший линкор “Свободная Россия” даже успел выстрелить 9 снарядами главного калибра с дистанции в 120 кабельтовых. Увы, командовавший заградотрядом капитан 1 ранга Иванов не сумел реализовать преимущества в огневой мощи, и “Бреслау” проскользнул в Босфор.

Схема боя кораблей Черноморского флота с крейсером "Бреслау" 25.06.1917.

История создания крейсеров типа "Мольтке" Боевая служба
линейного крейсера "Гебен"
Линейный крейсер "Гебен".
Справка.
На первую страницу сайта