Боевые корабли мира

Технические характеристики линейных крейсеров типа “Мольтке”.

Новые немецкие линейные крейсера получились весьма удачными. Они напоминали первенца германского линейного флота “Фон дер Танн” – имели схожий профиль надстроек и штевней, несли по две дымовые трубы, имели тот же 280-мм главный калибр. Предложенное размещение орудий (на оконечностях и две башни диагонально по бортам) в последующем было повторено на линейных крейсерах типа “Зейдлиц” (“Seydlitz”). По сравнению со своим предшественником “Мольтке” и “Гебен” имели увеличенную ширину в миделе и более острые оконечности. Палуба бака была доведена до грот-мачты, надводный борт в носу и корме уменьшен (при полном водоизмещении он составлял 7,31м и 4,27м соответственно). От “Фон дер Танна” новые крейсера отличались еще утолщением барбетов башен (со 170 мм до 255 мм), двумя броневыми палубами, броневой защитой оконечностей корабля, дымоходов и дымовых труб, пятой кормовой башней главного калибра, располагавшейся линейно-возвышенно. Все это потребовало увеличения водоизмещения на 3600т. Для повышения боевой живучести на “Мольтке” и “Гебене” установили два полубалансирных руля один за другим (система тандем), приводимых в действие из разных отсеков. Это уменьшало вероятность их одновременного выхода из строя. Форштевень был выполнен почти прямым вместо слегка таранного на “Фон дер Танне”.

Данные “Гебена” и “Мольтке” в 1912 г.: длина по ватерлинии 186 м (наибольшая длина – 186,6 м), ширина 29,4 м (ширина с учетом противоминных сетей 29,96 м), осадка – 8,77 м (нос) и 9,19 м (корма), средняя осадка – 9,0 м, высота борта по мидель-шпангоуту 14,08 м, водоизмещение нормальное 22979 т, полное – 25400 т. Первоначально предполагалось для уменьшения бортовой качки использовать успокоительные цистерны, разработанные директором фирмы Blohm und Voss Фрамом, поэтому метацентрическая высота была доведена до 3010 мм. Корпус корабля переборки разделяли на 15 отсеков, двойное дно простиралось на 75% от длины по ватерлинии.

Энергетическая установка крейсеров состояла из 2-х комплектов паровых турбин Parsons с прямой передачей на вал, расположенных в трех отсеках. Турбины высокого давления (диаметр ротора 1900 мм) располагались в двух носовых отделениях и вращали наружные гребные валы. Турбины низкого давления (ротор 3050 мм) находились в кормовом отделении и вращали внутренние валы. На кораблях устанавливалось по 24 водотрубных котла Marine-Schulz-Tornycroft с трубками малого диаметра и рабочим давлением пара 16 атм. Суммарная проектная мощность установок корабля составляла 63296 КВт / 76795 л.с., что должно было обеспечить кораблям ход до 25,5 узлов.

Результаты, показанные кораблями на испытаниях представлены в таблице:

Название
крейсера

Мощность (л.с.)

Обороты винта

Достигнутая скорость (узл)

“Мольтке”

85 782

332 28,4
“Гебен” 85 661 330 28,0

Иногда в литературе скорость 28,4 узла, показанную “Мольтке” на заводских испытаниях, приписывают и “Гебену”, который не смог продемонстрировать такой ход даже при наиболее выгодных обстоятельствах во время испытаний.

На полной мощности часовой расход угля достигал 48 т, а при скорости 15 узлов снижался до 16 т. Запас топлива составлял от 984 т при нормальном водоизмещении и до 1310 т при полном водоизмещении. При максимальной перегрузке крейсера могли взять на борт до 3050 т угля. При планировании боевых операций считалось, что этого топлива достаточно для прохождения 2370 миль при 23-узловом ходе или 4120 миль 14-узловым ходом, хотя расчетное значение дальности экономичным ходом составляло 5500 миль. Впоследствии на борт принимали еще и 200т вара для разбрызгивания его на уголь в топках котлов. Электрическая часть кораблей питалась от 6 турбогенераторов мощностью 1500 КВт (225 В). Ход обеспечивался четырьмя трехлопастными винтами диаметром 3,74 м.

Схема углов обстрела линейных крейсеров "Гебен" и "Мольтке".Вооружение крейсеров состояло из артиллерии главного калибра – 5 x 2 x 280/50-мм орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до 13.5°, дальность стрельбы – 18,1 мили. Как уже говорилось, башни главного калибра на “Гебене” и “Мольтке” размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта – в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. От “Фон дер Танна” новые крейсера отличались наличием дополнительной кормовой башни. Это был существенный шаг к новой схеме размещения артиллерии главного калибра – линейной многоярусной. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией было следующим: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас включал по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий был электрическим.

Артиллерия среднего калибра была представлена 12-ю 150/45-мм орудиями на “Мольтке” и 10-ю на “Гебене”. Боезапас 1800 снарядов, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия включала 12 88/45-мм орудий. Боезапас 3000 снарядов. Низкий надводный борт в носу приводил к тому, что бак заливало на полном ходу даже при небольшом волнении. Это делало установленные на нем казематные орудия малоэффективными. Позже вместо четырех 88-мм устанавливались 4 22-фунтовых зенитных орудия; а с 1916 г. все 88-мм пушки (кроме зенитных) были демонтированы. По традиции линейные крейсера вооружались торпедными аппаратами (500 мм) – 1 в носу, 2 по бортам, 1 в корме; боекомплект 11 торпед. Германские линейные крейсеры были оборудованы удачными Цейсовскими дальномерами. В 1914г. на кораблях установили корректировочные посты на топах мачт.

Кроме перечисленного вооружения на борту имелось: 2 8-мм пулемета, с боезапасом 20000 патронов и углами склонения от -40 до 13°; 2 60/21-мм десантные пушки (500 снарядов) размещенные на шлюпочных лафетах. Для вооружения экипажа на борту имелось 270 винтовок (“маузер” 98) и 100 пистолетов (“парабеллум” 08).

Рисунок. Схема бронирования линейных крейсеров "Гебен" и "Мольтке".
Крупнее

Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба – 50 мм, башни 250-203 мм, борт 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) 0 – 100 – 279 – 190 – 100 мм, цитадели – 200 мм, казематы – 150 мм, переборка противоторпедной защиты – 50 мм (в верхней части 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра – 255 мм, башни главного калибра – 90/230 мм (амбразуры – 70мм), башни среднего калибра – 150 мм (амбразуры – 70мм), орудийные бронещиты – 70мм. Бронирование боевых рубок: носовая – крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая – 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб – 150 мм, дымоходы и дымовые трубы защищались легким бронированием: изогнутые листы броневой палубы (50 мм) образовывали вокруг труб кожухи высотой 3,6 м. Броневые колосники не предусматривались. Для защиты от торпед корабли снабжались противоминными сетями общей длиной 120 м. Имелись также боевые прожекторы – восемь штук диаметром 1500 мм, скомпонованные в две группы. Одна прожекторная группа размещалась на специальной площадке на носовой трубе, вторая – на форменной башенке за грот-мачтой.

На крейсерах было по 4 якоря – 2 (7т) на носу, 1 (7т) запасной на носу, 1 (3,5 т) на корме.

Экипаж кораблей состоял из 43 офицеров и 1013 чел. команды (на “Мольтке” как на флагмане соединения соответственно было еще 13+62 чел. штаба, на “Гебене” как втором флагмане – 3+25 чел.).

С точки зрения мореходности крейсера отличались спокойным управлением и хорошо удерживали курс. Соответственно они относительно тяжело маневрировали и характеризовались “неповоротливыми”. Корабли получились достаточно мореходными, слегка увальчивыми на корму. Потеря скорости при полной перекладке руля – до 60%, при этом на полном ходу – с креном до 9°.

Использованы материалы из брошюры
"Линейные крейсера "Мольтке" и "Гебен"";
Автор текста Л.Б.Кащеев

История создания крейсеров типа "Мольтке" Линейный крейсер "Гебен".
Справка.
Линейный крейсер "Мольтке".
Справка.
На первую страницу сайта