Боевые корабли мира

Линейный крейсер "Мольтке", Германия, 1909 г.

Является дальнейшим развитием линейного крейсера "Фон дер Танн". Всего построено два - "Мольтке" и "Гебен".

Заложен 28.08.1909, спущен на воду 28.03.1911, принят в состав флота 2.07.1912 г. Строился на верфи фирмы "Блом унд Фосс" ("Blohm und Voss") в Гамбурге, № 200. До спуска на воду обозначался литерой "G", стоимость – 42 603 тыс. марок.

Назван в честь известного германского военачальника генерал-фельдмаршала графа Карла-Бернгарда Мольтке (1800-1891 г.), начальника Большого генерального штаба, руководившего германской армией и прославившегося во время войн с Данией (1864 г.), Австрией (1866 г.) и Францией (1870-1871 гг.).

С октября 1911 г. по 1 апреля 1912 г. проходил приемо-сдаточные испытания. В мае-июне 1912 г. с крейсерами "Штеттин" и "Бремен" находился с визитом вежливости в США. В 1912 году получил приз за точность стрельбы.

С декабря 1912 г. по февраль 1913 г. находился на верфях в Вильгельмсхафене на ремонте.

С началом Первой мировой войны принимал участие практически во всех операциях немецких линейных крейсеров. В ноябре-декабре 1914 г. принимал участие в набегах на Ярмут и Хартпул, 24 января 1915 г. участвовал в бою у Доггер-Банки, в августе 1915 г. в составе эскадры германских крейсеров сражался с русским флотом на Балтике; пытался прорваться в Рижский залив. 31 мая 1916 г. принимал участие в Ютландском бою. В 1917 г. принимал участие в десантной операции на островах у побережья Эстонии, а также в операции "Альбион" по захвату Моонзундских островов. В апреле 1918 г. во время последнего выхода германского флота подорвался на мине и потерял винт, был вынужден нарушить радиомолчание и получил торпеду от английской подводной лодки E-42.

Вместе с другими кораблями германского флота 24.11.1918 интернирован в Скапа-Флоу, 21.06.1919 затоплен своим экипажем. В 1926-28 гг. поднят Эдвардом Коксом, продан на слом и разобран в Росайте в 1929 г.

Рисунок. Линейный крейсер "Мольтке" ("Moltke"), Германия.
Крупнее

Водоизмещение нормальное 22 979 т, полное 25400 т. Длина по ватерлинии 186 м, наибольшая длина 186,6 м, ширина 29,4 м (с учетом противоминных сетей 29,96 м), осадка 8,77 м (нос) и 9,19 м (корма), средняя осадка 9,0 м, высота борта по мидель-шпангоуту 14,08 м.
Энергетическая установка состояла из 2-х комплектов паровых турбин Парсонса (Parsons) с прямой передачей на вал, расположенных в трех отсеках. Турбины высокого давления (диаметр ротора 1900 мм) располагались в двух носовых отделениях и вращали наружные гребные валы. Турбины низкого давления (ротор 3050 мм) находились в кормовом отделении и вращали внутренние валы. На кораблях устанавливалось по 24 водотрубных котла Marine-Schulz-Tornycroft с трубками малого диаметра и рабочим давлением пара 16 атм. Суммарная проектная мощность установок корабля –  63296 КВт / 76795 л.с.

Результаты, показанные на испытаниях

Мощность (л.с.)

Обороты винта

Достигнутая скорость (узл)

85 782 332 28,4

На полной мощности часовой расход угля достигал 48 т, а при скорости 15 узлов снижался до 16 т. Запас топлива составлял от 984 т (при нормальном водоизмещении) до 1310 т при полном водоизмещении. При максимальной перегрузке крейсер мог взять на борт до 3050 т угля. При планировании боевых операций считалось, что этого топлива достаточно для прохождения 2370 миль при 23-узловом ходе или 4120 миль 14-узловым ходом, хотя расчетное значение дальности экономичным ходом составляло 5500 миль. Впоследствии на борт принимали еще и 200т вара для разбрызгивания его на уголь в топках котлов. Электрическая часть корабля питалась от 6 турбогенераторов мощностью 1500 КВт (225 В). Ход обеспечивался четырьмя трехлопастными винтами диаметром 3,74 м.

Вооружение: Артиллерия главного калибра – 5 x 2 x 280/50-мм орудий (810 снарядов), углы наклона орудий от -8 до 13.5°, дальность стрельбы – 18,1 мили. Башни главного калибра размещались по диагональной схеме. Башня правого борта смотрела орудиями в нос, а башня левого борта – в корму. Каждая из них имела сектор обстрела 180° на ближний борт и 125° на противоположный. Возвышение цапф орудий над грузовой ватерлинией: носовая башня 8,78 м, бортовые 8,43 м, кормовые 8,60 и 6,23 м. Боезапас – по 81 бронебойному снаряду на каждое орудие. Механизм поворота башен и вертикальной наводки орудий – электрический.

Артиллерия среднего калибра – 12 150/45-мм орудий. Боезапас 1800 снарядов, дальность стрельбы до 13,5 миль. Противоминная и зенитная артиллерия –  12 88/45-мм орудий. Боезапас 3000 снарядов. Позже вместо четырех 88-мм устанавливались 4 22-фунтовых зенитных орудия; а с 1916 г. все 88-мм пушки (кроме зенитных) были демонтированы. Торпедные аппараты (500 мм): 1 в носу, 2 по бортам, 1 в корме; боекомплект 11 торпед. Крейсер был оборудован  цейссовскими дальномерами. В 1914г. на корабле установили корректировочные посты на топах мачт.

Кроме перечисленного вооружения на борту имелось: 2 8-мм пулемета, с боезапасом 20000 патронов и углами склонения от -40 до 13°; 2 60/21-мм десантные пушки (500 снарядов) размещенные на шлюпочных лафетах. Для вооружения экипажа на борту имелось 270 винтовок (“маузер” 98) и 100 пистолетов (“парабеллум” 08).

Бронирование выполнялось цементированной броней Круппа, закрепленной на тиковой подкладке. Главная бронепалуба – 50 мм, башни 250-203 мм, борт 270 мм, главный броневой пояс по ватерлинии (от носа к корме) 0 – 100 – 279 – 190 – 100 мм, цитадели – 200 мм, казематы – 150 мм, переборка противоторпедной защиты – 50 мм (в верхней части 30 мм). Бронирование артиллерии: барбеты главного калибра – 255 мм, башни главного калибра – 90/230 мм (амбразуры – 70мм), башни среднего калибра – 150 мм (амбразуры – 70мм), орудийные бронещиты – 70мм. Бронирование боевых рубок: носовая – крыша 80 мм, стенки 250/350 мм; кормовая – 50 мм и 300 мм. Броневая защита оснований дымовых труб – 150 мм, дымоходы и дымовые трубы защищались легким бронированием: изогнутые листы броневой палубы (50 мм) образовывали вокруг труб кожухи высотой 3,6 м. Броневые колосники не предусматривались. Для защиты от торпед корабль снабжался противоминными сетями общей длиной 120 м. Имелись также боевые прожекторы – восемь штук диаметром 1500 мм, скомпонованные в две группы. Одна прожекторная группа размещалась на специальной площадке на носовой трубе, вторая – на форменной башенке за грот-мачтой.

Экипаж состоял из 43 офицеров и 1013 чел. команды (дополнительно 13 + 62 чел. штаба как на флагмане соединения).

Данные крейсера "Мольтке" согласно "Морской Коллекции" "Моделиста-Конструктора"

История создания крейсеров типа "Мольтке" Боевая служба
крейсера "Мольтке"
История создания
и службы
первых германских линейных крейсеров
На первую страницу сайта