Линейный крейсер “МОЛЬТКЕ”, Германия, 1910 г.
Линейный крейсер “Мольтке” спущен на воду в 1910
году, в строй вступил в 1911 году.
Водоизмещение 22640 т, мощность паровых турбин 79-86
тыс. л. с., скорость хода 27-29 узл. Длина наибольшая
186,5 м, ширина 29,5, среднее углубление 8,77 м.
Бронирование: пояс 270 мм, палуба 50 мм, башни 230 мм,
боевые рубки 200-350 мм, каземат 150 мм.
Вооружение: 10 — 280-мм, 12 — 150-мм, 12 — 88-мм орудий, 4 —
88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата.
Всего построено 2 — “Мольтке” и “Гебен”.
Практически вытесненный из Черного моря русским флотом, “Гебен”, действуя вместе с “Бреслау”, потопил в январе 1918 года в Эгейском море два английских монитора. Однако он был вынужден прервать операцию по нападению на порт Мудрос, поскольку “Бреслау” подорвался на мине. Пытаясь взять пострадавший крейсер на буксир, “Гебен” сам подорвался на мине. В конце концов “Бреслау” затонул, а “Гебен” сел на грунт и в течение недели подвергался атакам с воздуха, пока туркам не удалось отбуксировать его в базу флота.
После заключения перемирия между Турцией и союзниками немецкая команда сошла с корабля, и девять лет судьба сильно поврежденного “Гебена” оставалась неопределенной. В 1930 году французы капитально отремонтировали корабль, и под названием “Явус Селим” он снова вступил в строй турецкого флота. В 1938 году название было изменено на “Явус”, и под ним “Гебен” прослужил до 1960 года, продемонстрировав рекордный для корабля срок службы — 48 лет!
“Мольтке” участвовал в ряде сражений первой мировой войны, капитулировал в 1918 году и вместе со всем германским флотом был приведен в Англию, в бухту Скала-Флоу.
Статья про линейные крейсера "Мольтке" и "Гебен"
Линейный крейсер "Мольтке". Краткая справка.