Боевая служба линейного крейсера “Мольтке”
До войны и первые годы войны
Линейные крейсера “Гебен” и “Мольтке”, построенные по одному и тому же проекту в течение одного года друг за другом несли германский флаг в разных морях и практически не встречались в течение всей своей службы. “Мольтке” служил в основном на Северном и Балтийском морях, а “Гебен” – в Средиземноморье.
Все командиры “Мольтке”:
Чин командира "Мольтке" | Командир | Период командования |
Kapitan zur See (капитан 1 ранга) |
Ernst Ritter von Mann, Edler von Tiechler | с сентября 1911 г. по январь 1913 г. |
Fregattenkapitan/ Kapitan zur See (капитан 2 ранга / капитан 1 ранга) | Magnus von Lewetzow | с января 1913 г. по январь 1916 г. |
Kapitan zur See (капитан 1 ранга) | lohannes von Korpf | с января 1916 г. по сентябрь 1916 г. |
Kapitan zur See (капитан 1 ранга) | Hans Gygas | с сентября 1916 г. по декабрь 1917 г. |
Korvettenkapitan (капитан 3 ранга) | Hans Нuтаnn Walter Schirmacher |
временно замещали должность командира с января 1918г. по сентябрь 1918г. |
Kapitanleutnant (капитан - лейтенант) |
Wilhelm Grelinger | сдавал крейсер в Скала-Флоу |
До начала Первой мировой войны служба “Мольтке” протекала в учениях и дипломатических визитах в зарубежные порты.
С октября 1911г. по 1 апреля 1912 г. крейсер проходил приемо-сдаточные испытания.
19 мая 1912 года совместно с крейсерами “Штеттин” (“Stetin”) и “Бремен” (“Bremen”) линейный крейсер осуществил переход с визитом вежливости в Америку. 3.06.1912 г. крейсер, сопровождая яхту с президентом США Тафтом на борту, прибыл на Хэмптонский рейд. 8-9 июня “Мольтке” перешел в Нью-Йорк, 13 июня прибыл в Балтимор, а 24.06.1912г. возвратился в Германию.
В дальнейшем дипломатические вояжи происходили в европейских водах. 4-6.07.1912 г. “Мольтке” сопровождал императорскую яхту “Гогенцоллерн” (“Hohenzollern”) во время встречи кайзера с императором российским Николаем II. Остается удивляться, как на фоне всей этой дипломатической шумихи экипажу удавалось выкроить время для боевой подготовки. Тем не менее в 1912 году корабль получил весьма престижный в германском флоте приз за точность стрельбы.
С декабря 1912 г. по февраль 1913 г. “Мольтке” находился на верфях в Вильгельмсхафене. Многочисленные мелкие аварии, поломки и несчастные случаи требовали определенных ремонтных работ. В появлении всех этих “детских болезней” сказывалось то, что германские корабелы имели мало опыта в постройке линейных крейсеров.
После ремонта 15.07.1913 -10.08.1913 гг. “Мольтке” вместе с флотом участвовал в походе к берегам Норвегии. Этот выход был неким симбиозом боевой подготовки, визита вежливости и демонстрации силы.
С началом Первой мировой войны началась и боевая служба линейного крейсера. Первый боевой эпизод оказался нехарактерным: 28 июля 1914 г. “Мольтке” опоздал на помощь своим крейсерам в Гельголандскую бухту.
В дальнейшем вместе с эскадрой Хиппера “Мольтке” принимал участие практически во всех сражениях немецких линейных крейсеров в Северном море. 2-4 ноября 1914 г. вместе с “Зейдлицом”, “Фон дер Танном” и броненосным крейсером “Блюхер” (“Blucher”) он участвовал в набеге на английское побережье. Правда, эта операция окончилась малоэффективным обстрелом Ярмута и никакого влияния на дальнейший ход боевых действий не имела.
В следующем набеге немецкие линейные крейсера (включая и “Мольтке”) 15-16 декабря 1914 г. обстреляли Хартпул, Скарборо и Уитби. Несмотря на сильную волну, эти обстрелы были проведены немцами весьма успешно. Ввиду бурного состояния моря Хиппер отослал назад все легкие корабли, кроме “Кольберга”. Он принял решение пройти в просвет между двумя минными полями у Тайна и Хембера, примерно на параллели Уитби. Затем “Зейдлиц”, “Мольтке” и “Блюхер” взяли курс на Хартпул. В 8 часов 16 декабря британские эскадренные миноносцы “Дун” (“Doon”), “Уэвени” (“Waveney”), “Тэст” (“Test”) и “Мой” (“Моу”), находившиеся в дозоре у Хартпула, внезапно увидели 3 больших корабля, открывших по ним огонь. Немецкие крейсера сразу же захватили их в вилку, не дав подойти на дистанцию торпедного залпа. Эскадренным миноносцам не оставалось ничего другого, как уходить. Вслед за этим германские корабли открыли огонь по городу и порту с расстояния 20 кабельтовых. Береговая артиллерия, состоявшая из трех 152-мм орудий, двух на батарее Хью и одного – на Маячной батарее, отвечала довольно успешно и добилась 8 попаданий в германские корабли. На “Блюхере” было убито 9 человек и ранено 2, на “Зейдлице” – ранен 1. “Мольтке” получил одно попадание под ватерлинию, но потерь в личном составе не имел. Одним из снарядов, попавших в “Блюхер”, было подбито два 88-мм орудия и уничтожено много сложенных у орудия боевых припасов, которые, к счастью для немцев, не взорвались.
В 8:50 немцы отошли. От их огня пострадал британский легкий крейсер “Пэтрол”, потерявший 4 человека убитыми и 1 раненым. Эскадренный миноносец “Дун” потерял 3 убитыми и 6 ранеными. На 2 батареях были убиты 9 человек, а ранены 12 артиллеристов и пехотинцев. В городе были произведены значительные, но ненужные разрушения: 7 церквей, 10 общественных зданий и свыше 300 домов получили повреждения. В доках пострадали 4 судна и 2 механические мастерские. 86 мирных граждан были убиты и 424 ранены; в числе убитых было 15 детей...
Схема бомбардировки германскими крейсерами Хартпула 16.12.1914.
24 января 1915 г. “Мольтке” принял участие в неудачно закончившейся для германских крейсеров операции у Доггер-Банки. Этот бой был по сути проигран еще до его начала: англичане читали германские радиограммы и смогли сосредоточить против немецкой эскадры значительно превосходящие силы. Вместе с тем ошибочное включение в эскадру линейных крейсеров броненосного крейсера “Блюхер” привело к снижению максимального хода на 2 узла. “Блюхер” в этом бою был потоплен.
Немалая заслуга в том, что потери “Флота открытого моря” ограничились только этим, принадлежит “Мольтке”. В самый разгар боя англичане перепутали цели и стреляли по “Блюхеру” и “Зейдлицу”, упустив необстрелянным “Мольтке”. Точность его огня была поразительной. Как результат, английский флагман “Лайон” получил тяжелые повреждения, а адмирал Битти лишился связи с эскадрой, что в конечном итоге позволило немцам оторваться от преследования.
Схема боя у Доггер-банки 24.01.1915.
В августе 1915 г. в составе эскадры германских крейсеров “Мольтке” появился у Балтийских берегов России. 8 августа крейсера прикрывали тральные силы, пытавшиеся очистить проход в Ирбенский залив. А 10 августа немецкая эскадра сразилась с русскими кораблями и батареями у маяка Уте. Немецкие крейсера вели это сражение вяло, отступая под натиском русских крейсеров. Потерь в крейсерах германский флот не понес.
19 августа 1915 года немецкая эскадра предприняла попытку прорыва в Рижский залив. В 8:10 подводная лодка Е-1 обнаружила между островами Фарэ и Эзель отряд немецких крейсеров, идущих строем пеленга. Спустя 10 минут с дистанции 1 кабельтов лодка выпустила торпеду по головному кораблю. Это был линейный крейсер “Зейдлиц”. Однако торпеда прошла за его кормой и попала в нос следующего за ним “Мольтке”. Погибло 8 человек экипажа. В носовой торпедный и два смежных с ним отсека поступило около 500 т воды. “Мольтке” вынужден был ограничить скорость хода 15 узлами. Это заставило крейсерский отряд возвратиться в Данциг, конвоируя поврежденный крейсер. В весьма эмоциональной книге В.Пикуля “Моонзунд” написано: “русская подлодка”, но увы – Е-1 была английской субмариной, базировавшейся на русские порты, командовал ею капитан-лейтенант Лоренс. Ремонт крейсера занял 27 дней.
Схема попытки прорыва германских сил в Ирбенский пролив 8.08.1915.
Схема боя у маяка Уте 10.08.1915.
“Мольтке” в Ютландском бою
31 мая 1916 г. состоялось самое значительное событие на море периода Первой мировой войны – Ютландское сражение. В составе германского и английского флотов в нем принимало участие достаточно много линейных кораблей, но основную тяжесть вынесли на себе эскадры линейных крейсеров. При этом технически более подготовленными оказались немецкие корабли, то же относится и к подготовке экипажей. Хотя немалую роль сыграла в этом сражении и простая удача.
В Ютландском бою “Мольтке” входил в состав первой германской разведывательной группы линейных крейсеров. Бой начался на предельных дистанциях, поскольку английские линейные крейсера имели прицельную дальность стрельбы 115-120 кабельтовых, а германские 101-109 кабельтовых. Но англичане не пытались сохранить дистанцию, а упорно шли на сближение. Немцы удачно маневрировали и имели преимущество в скорости, их крейсерская эскадра имела ход на 1-1.5 узла выше английской. (Это официальные данные, но потому, как вели себя англичане, с какой дистанции открыли огонь, можно предположить, что расстрелянные за годы службы орудия их главного калибра имели досягаемость не более 100 кабельтовых).
В 15:40 Хиппер распределил цели: “Мольтке” должен был стрелять по линейному крейсеру “Тайгер” (“Tiger”). В 15:46 распределил цели и адмирал Битти, но из-за ошибки по “Мольтке” стреляли сразу два крейсера – “Тайгер” и “Нью-Зиленд” (“New Zealand”), оставляя “Дерфлингер” необстрелянным. Спустя несколько минут именно этот корабль внес львиную долю в потопление английского линейного крейсера “Куин Мери” (“Queen Mary”). Два крейсера, стрелявшие по “Мольтке”, сбивали друг друга с пристрелки, тогда как германский крейсер показал очень неплохое качество стрельбы: в 15:48 его огнем были временно выведены из строя две башни “Тайгера”. Были и ответные попадания: в 15:50 “Мольтке” получил попадание - первым среди германских крейсеров в Ютландском бою. 343-мм снаряд прошел в угольную яму правого борта, взорвал трубу подачи 150мм артиллерии, пламенем обжег прислугу и пробил казематную палубу.
Через 10 минут следующий тяжелый полубронебойный снаряд попал в кормовую часть корабля, пробил угольную яму и отделение бортовых коридоров, но, благодаря исправным поперечным переборкам, вода в главные части корабля не прошла. Через 1 минуту следующий снаряд проделал в 280-мм броне над ватерлинией пробоину диаметром около 0,5 м.
Вскоре дистанция боя сократилась до 80 кабельтовых. “Мольтке” как заведенная машина выпускал в англичан артиллерийский залп каждые 20-25 секунд. После боя англичане отмечали, что независимо от способа управления огнем, примененного на германских кораблях, была заметна быстрота дальномерных измерений и узкие “вилки” между последовательными залпами. Четвертый снаряд пробил 35,4-мм броню, разорвавшись в угольной яме, но броневую палубу ему пробить не удалось. В 16:20 командиром крейсера была осуществлена попытка торпедного поражения британских крейсеров, но выпущенные с “Мольтке” торпеды цели не достигли.
За время авангардного боя “Мольтке” потерял 17 убитых и 23 раненых (это меньше чем “Дерфлингер”, “Зейдлиц” или “Лютцов”). При этом крейсер выпустил по врагу 359 снарядов главного калибра и 246 150-миллиметровых. К ночи поступление воды внутрь крейсера достигло 1000 тонн. В конце боя Хиппер перенес свой флаг на “Мольтке”, находившийся в лучшем состоянии, чем остальные немецкие линейные крейсера. Крейсер без посторонней помощи добрался до базы и встал в заводской ремонт, продолжавшийся до 30 июля 1916г.
На фотографии - линейный крейсер "Мольтке" наутро после Ютландского боя 1.06.1916. Заметный дифферент на корму.
Места попадания снарядов в линейный крейсер
"Мольтке" во время Ютландского боя.
Ютландский бой помимо стратегического результата имел еще и несколько технических последствий. Одно из них – снятие противоминных сетей с линейных кораблей и крейсеров практически во всех странах (кроме Японии).
Схема боя линейных крейсеров в Ютландском бою.
Схема боя линейных флотов в Ютландском бою.
Схема развертывания главных сил в Ютландском бою.
Количество снарядов,
выпущенных крейсерами первой германской
разведывательной группы
в Ютландском бою.
Наименование корабля | 305-мм | 280-мм | 150-мм |
"Лютцов" | 280 | - | 400 |
"Дерфлингер" | 385 | - | 235 |
"Зейдлиц" | - | 376 | 450 |
"Фон дер Танн" | - | 170 | 98 |
"Мольтке" | - | 359 | 246 |
Количество попаданий и потери,
полученные крейсерами первой германской
разведывательной группы
в Ютландском бою.
Наименование корабля | 381-мм и 305-мм |
102-мм | торпеды | Убито | Ранено |
"Лютцов" | 24 | - | 2 (свои) |
111 | 54 |
"Дерфлингер" | 17 | 9 | - | 154 | 26 |
"Зейдлиц" | 21 | 3 | 1 | 98 | 50 |
"Фон дер Танн" | 4 | - | - | 11 | 25 |
"Мольтке" | 4 | - | - | 17 | 22 |
“Мольтке” от Ютланда до Скапа-Флоу
Выход России из войны поставил перед Германией новые задачи. В 1917г. немецкий флот (и “Мольтке” в том числе) предпринял удачную десантную операцию на островах у побережья Эстонии.
Германский флот 29.9-6.10 (12-19.10) 1917г. провел операцию “Альбион”. Целью операции являлось уничтожение русских морских сил в Рижском заливе, захвата Моонзундских островов и в завершение – нанесение удара по Петрограду. К операции привлекалось свыше 300 кораблей (в том числе 10 линкоров) и судов, свыше 100 самолетов, морской десант 25 тысяч человек. Командующий операцией “Альбион”, адмирал Эргард Шмидт, держал свой флаг на “Мольтке”.
На рассвете 27 сентября к Либаве из Путцига подошли 3-я и 4-я эскадры линейных кораблей. Линейный крейсер “Мольтке” возглавлял 3-ю эскадру. В первые линии крейсер не выходил, хотя во время десанта на Эзель в бухте Тага-Лахт (точка “Вейс”) попал под обстрел береговых батарей: в 5:30 28 сентября батарея на мысе Хундава открыла огонь, сосредоточив его на “Мольтке” и достигнув накрытия при третьем залпе. Однако силы были явно неравны, и вскоре батарея была подавлена артиллерией линкоров. Для “Мольтке” этот обстрел закончился мелкими повреждениями. Следовавшие же спереди линкоры “Байерн” (“Вауеrn”) и “Гроссер Кюрфюрст” (“Grosser Kurfurst”) повреждены были достаточно серьезно, подорвавшись на русских минах... Кстати, дредноуты во время этой операции шли под флагом адмирала Сушона, немецкого флотоводца, более известного по эпопее “Гебена” и “Бреслау”.
Острова обороняли 116 русских кораблей и судов, 30 самолетов, 12-тысячный гарнизон. Оборону возглавляли большевистские организации, солдатские и матросские комитеты Балтийского флота. В боях с превосходящими силами противника экипажи отдельных кораблей и гарнизоны батарей проявили героизм, уничтожив и повредив 16 кораблей (в том числе 3 линкора) противника, не допустили прорыва германского флота к Петрограду.
Вместе с тем анархия, вызванная революционным разложением русской армии и флота, заранее предопределила исход сражения. С потерей Моонзунда судьба Латвии и Эстонии была предрешена. Немецкий флот стал полным хозяином Рижского залива.
Схема высадки немецкого десанта на о.Эзель 29.09.1917.
Схема маршрута немецких десантных сил из Лиепаи в район о-ов Эзель и Даго
Схема высадки немецких десантных сил на о.Эзель 12.10.1917.
Прошло полгода. Во время последнего выхода германского флота в апреле 1918г. командующий флотом адмирал Шеер решил вывести значительные немецкие силы для нападения на скандинавский конвой Антанты. Успех похода был невозможен без соблюдения строжайшей секретности, поэтому командирам кораблей запретили пользоваться радио. Но получилось так, что радиомолчание был нарушено, и нарушил его именно “Мольтке”. 29 апреля, на второй день операции, на корабле сломалась турбина, и был потерян один из гребных винтов. (У Schwarte в “Der Grosse Krieg” подчеркивается, что потеря винта 29 апреля произошла не по причине аварии, а потому, что крейсер наскочил на британскую мину к западу от Ставангера). Приняв около 2 тысяч тонн воды, “Мольтке” не мог идти дальше. После некоторых колебаний командир “Мольтке” решил воспользоваться радио, чтобы известить адмирала...
Англичане, бывшие все время начеку, изменили курс конвоя и предупредили находившуюся в этом квадрате подводную лодку. В результате Шеер проскочил мимо конвоя, а “Мольтке” во время буксировки был атакован подлодкой Е-42 и получил торпеду в самую середину корпуса. Линейный крейсер остался на плаву и с большим трудом смог вернуться на базу, но лишь для того, чтобы несколько месяцев спустя разделить бесславную капитуляцию вместе с другими кораблями немецкого флота. 24.11.18 “Флот открытого моря” был интернирован в Скапа-Флоу.
Судоподъем в Скапа-флоу
21 июня 1919г. в Скапа-Флоу немецкие корабли были затоплены своими командами.
“Вопрос о подъеме этих кораблей полностью отпадает, – сообщалось в 1919 г. в официальной комиссии Адмиралтейства, а поскольку они не мешают судоходству, нет смысла даже взрывать их. Пусть лежат и ржавеют там, где и затонули...”
Однако англичанин Эдвард Кокс – торговец металлоломом, – воспринял обилие высокосортного металла, покоящегося на дне Скапа-Флоу, как вызов изобретательности и предприимчивости.
Среди множества кораблей, поднятых Коксом со дна Скапа-Флоу, были четыре линейных крейсера, и первым из них стал “Мольтке”. Корабль лежал на грунте вверх днищем, и, чтобы его поднять, достаточно было закрыть кингстоны и подать в загерметизированный корпус сжатый воздух. Теоретически просто, но...
При подъеме германских кораблей работал купленный в Адмиралтействе большой бывший германский плавучий док №23, который в течение долгого времени лежал затопленный в Гатаме. Док в те годы являлся одной из самых крупных конструкций этого типа в мире, подъемной силой 40 000 т. Подъемные работы на “Мольтке” начались с сентября 1926 года. Фирма Кокс и Данс купила у британского правительства корабль в таком виде, как он лежал на дне моря. При обследовании водолазами выяснилось, что у корабля были открыты кингстоны, а клинкетные двери машинного отделения удалены. В результате пришлось устанавливать несколько водонепроницаемых переборок, а то и без того лежащий неровно на дне затопленный крейсер (носовая часть был приподнята) грозил всплывать только носом. Спасательные работы задержались многочисленными мелкими авариями и суровой зимой 1927 года. Наконец, установив необходимые переборки и воздушные башни-шлюзы для свободного доступа в перевернутый корпус, в результате сложной судоподъемной операции, длившейся двое суток 9-10 июня 1927 г. крейсер всплыл, как и было рассчитано, вверх днищем. “Мольтке” в перевернутом положении был доставлен на остров Кава. На этой временной стоянке днище подремонтировали, и к концу зимы “Мольтке” отбуксировали в Лайнес. Перевернутый корабль оставили у берега на глубине 1 м, и во время отлива примерно 7 метров перевернутого гиганта выступало над поверхностью.
В таком положении намного легче было снимать машины. Эдвард Кокс предложил снять часть обшивки в носовой части для облегчения доступа внутрь корпуса. Для демонтажа машин в днище прорезали несколько 6-футовых квадратных отверстий. Всего из корпуса извлекли 1700 т стали, много чугуна и пудлингового железа, 312т меди, бронзы, марганцевой бронзы, орудийного металла и 200т брони (с высоким содержанием никеля и хрома).
Разборка продолжалась, но она задерживалась небольшими приливами и недостатком площади, потому решено было отбуксировать “Мольтке” в Росайт. 18 мая 1928 г. три буксира повели его (в перевернутом положении) на слом. При этом “Мольтке” едва не затонул вновь. Из-за препирательства двух лоцманов корабль мог врезаться в центральный устой Фортского моста. Видя, что буксиры пройдут по одну сторону устоев, а крейсер - по другую, руководитель буксировки приказал обрубить концы. Таким способом “Мольтке” удалось протащить под мостом...
В 1929 г. корабль был разобран в Росайте.
Использованы материалы
из брошюры
"Линейные крейсера "Мольтке" и
"Гебен"";
Автор текста Л.Б.Кащеев
История создания крейсеров типа "Мольтке" | История
создания и службы первых германских линейных крейсеров |
Линейный крейсер
"Мольтке". Справка. |
На первую страницу сайта |