Потери испанского флота в ходе гражданской войны 1936-39 гг.
В 1996 году исполняется 60 лет начала гражданской войны в Испании. В нашей стране этот юбилей прошел как-то незаметно, может быть на фоне 300-летия русского флота. А ведь совсем недавно, в 1985 году, когда отмечалось 50-летие испанских событий, многие издательства предприняли переиздание мемуаров свидетелей этой войны; по центральному телевидению показали несколько документальных фильмов, на страницах журналов и газет выступали еще живые участники.К сожалению, несмотря на обилие уже опубликованных материалов, в истории этой войны до сих пор сохраняются белые пятна. Одно из них - это список потерь, которых понес испанский флот. Чего стоит, например, заявление ряда советских “историков”, что франкистский линкор “Espana” был потоплен республиканской авиацией! Немало путаницы сохраняется и по поводу дат.
Автор этой заметки не претендует на исчерпывающий список потерь, но, возможно, это первая отечественная публикация, в которой сделана попытка внести ясность в данный вопрос. Указанные даты и факты в большинстве своем взяты из независимых источников, которые указаны сразу после сообщения. Даты и факты, противоречащие большинству других, по понятным соображениям не упоминаются. Кроме того, рассмотрены лишь боевые корабли специальной постройки и мобилизованные для выполнения военных целей. Невооруженные транспорты и пароходы, использовавшиеся для перевозки грузов и людей (например, советский “Комсомол”, потопленный крейсером “Canarias”) - не упоминаются. У мобилизованных кораблей после названия в скобках указаны год спуска на воду, водоизмещение, скорость и вооружение.
Республиканский (правительственный) флот:Линкор "Jaime I”. Взорвался 17 июня 1937 г. В 1938 г. поднят и сдан на слом в 1939-40 гг. Исключен 3 июля 1939 г. [1,2,3]. Причины взрыва до сих пор не выяснены, наиболее вероятны диверсия или халатность. Взрыв произошел во время перегрузки боеприпасов, в момент, когда команда обедала. Погибло по официальным сведениям около 20 чел., ранено - около 100. По другим сведениям число убитых колеблется от 80 до 170, а раненых от 150 до 200 [5]. Как отмечает Н. Г. Кузнецов [6], на корабле отсутствовала должная дисциплина и курение матросов вблизи боеприпасов было обычным явлением.
Эсминцы
“Jose Luiz Diez”. При попытке прорыва из Гибралтара 30 декабря 1938 г, где эсминец ремонтировался после боя с крейсером “Canarias” (получил серьезное попадание 203-мм снаряда и большие внутренние повреждения), вынужден был вступить в бой с блокадным отрядом. Получил два попадания 120-мм снарядов с минного заградителя “Vulcano” (один из снарядов попал в машинное отделение) и затонул, по другим данным выбросился на мель, в бухте Каталан. Потери: 7 убитых, 12 раненых [5,7]. Через несколько дней личный состав смог поднять эсминец (сняться с мели) и интернироваться в Гибралтаре. Возвращен Испании после окончания войны [1,3,4,6].
"Almirante Ferrandiz”. 29 сентября 1936 года около 6 часов, находясь в дозоре вместе с эсминцем “Gravina”, между мысом Трафальгар и марокканским побережьем встретился с крейсерами “Canarias” и “Cervera”. Преследуемый крейсером “Canarias”, при попытке выйти из боя, получил попадание 203-мм снаряда в пороховые погреба. После взрыва эсминец оставался на плаву еще около получаса, но затем затонул. Около 40 человек спасено французским кораблем “Katoubia” [4,5].
"Ciscar”. 21 октября 1937 года, поврежденный авиацией, был затоплен собственным экипажем в Хихоне во время антиреспубликанского мятежа. Ввиду поспешности затопления, уже 21 марта 1938 года эсминец был поднят франкистами, затем отбуксирован в Ферроль, отремонтирован и вошел в состав их флота [3,4,5].
Подводные лодки
В-1. Затоплена в Картахене в апреле 1939 года. Поднята в 1940 году и сдана на слом [3,4,5].
В-2. Затоплена в Картахене в апреле 1939 года. Поднята в 1940 году и некоторое время использовалась как электростанция. Сдана на слом в 1948 году [3,4,5].
В-3. Затоплена в Пормане в апреле 1939 года. Поднята в августе 1939 года и сдана на слом [3,4,5].
В-4. Затоплена в Пормане в апреле 1939 года. Поднята в августе 1939 года и сдана на слом [3,4,5].
В-5. 12 октября 1936 года потоплена у Малаги бомбами с франкистского гидросамолета “Не-59” [3,4,5].
В-6. 19 сентября 1936 года у мыса Пеньяс при попытке атаковать в надводном положении буксир “Galicia”, была потоплена огнем франкистских кораблей (эсминец "Velasco", вооруженный буксир "Galicia" и тральщик "Ciriza 4"). Лодка по каким-то причинам не смогла погрузиться. Спасшийся личный состав был расстрелян франкистами [1,4,5,6].
С-1. 9 октября 1938 года недалеко от Барселоны затонула в результате случайного попадания 100...150-кг авиационной бомбы. Поднята 16 ноября 1938 года, но в строй не вводилась. С 1941 года использовалась как мишень. Сдана на слом в 1948 году [3,4,5].
С-3. Торпедирована неизвестной подводной лодкой у Малаги в 14-30 21 декабря 1936 года и затонула (торпеды принадлежали, скорее всего, итальянской лодке, так как франкисты в это время подводных лодок еще не имели). Из экипажа в 47 человек спаслось трое: командир и два матроса. По сведениям [5] лодка, затонувшая на глубине около 30 м, была позднее поднята и отбуксирована для ремонта в Кадис, но в строй, по-видимому, не вошла [4,5,7].
С-5. Без вести пропала со всем экипажем в Бискайском заливе в декабре 1936 года [3,4].
С-6. Затоплена в Хихоне 20 октября 1937 года ввиду невозможности ее дальнейшего использования после попадания нескольких авиационных бомб. Поднята в 1947, но утонула в ходе буксировки в Бискайском заливе [3,4,6].
Миноносцы
№ 3. 3 сентября 1936 года сел на мель в реке Бидасоа, после этого в строй не вводился [2,4], по сведениям [5], перед сдачей Астурии франкистам, был, по-видимому, или поврежден авиацией, или приведен в негодность собственным экипажем.
№ 4. Затоплен в Картахене в апреле 1939 года. Поднят в 1940 году и сдан на слом [2,4].
№ 14. Сгорел в результате пожара в Картахене в марте 1939 года. Отремонтирован. Исключен в 1952 г [2,4].
№ 20. Затоплен в Пормане в апреле 1939 года. Сдан на слом [2,4].
№ 21. Затоплен в Пормане в апреле 1939 года. Сдан на слом [2,4].
№ 22. Затоплен в Пормане в апреле 1939 года. Сдан на слом [2,4].
Торпедные катера
DAR-3 (бывш. сов. типа Г-5). В ноябре 1937 года во время патрулирования тяжело поврежден франкистским самолетом типа “Савоя”. Ввиду слабости зенитного вооружения не смог оказать должного сопротивления и был вынужден выброситься на берег, после чего по-видимому не восстанавливался [3,7].
DAR-4 (бывш. сов. типа Г-5). Потоплен авиацией у Барселоны 30 июля 1939 года [3].
Канонерская лодка "Laya”. Потоплена авиацией в Валенсии 15 июня 1938 года. Поднята 28 февраля 1940 года и сдана на слом [4,5,7].
Тральщики
"Uad Lucas” (бывш. англ. “Ness”). Затонул у Эстенопы от огня крейсера "Cervera" 10 ноября 1936 года [4,5].
"Uad Muluya” (бывш. англ. “Waveney”). Затонул у Эстенопы от огня крейсера "Cervera" 10 ноября 1936 года [4,5].
"Xauen” (бывш. англ. “Henry Cromvell”, “Leven”). Затоплен в Малаге 8 февраля 1937 года. Поднят 23 мая 1939 года и отремонтирован и введен в строй [3,4].
Некоторые авторы также упоминают тральщики "Uad Ras” (бывш. англ. “Wear”) и "Uad Targa” (бывш. англ. “Test”), как якобы потопленные в ходе гражданской войны. Это неправильно. Первый был потерян в 1933 году, второй 1 сентября 1931 года взорвался в заливе Ароса [3,4].
Таможенное судно I-5 (1923 г, 130 или 60 т.). Потоплено огнем крейсера "Cervera" у Эстепоны 1 ноября 1936 года [4].
Минный транспорт "Almirante Lobo” (1909 г, 2545 т, 11 уз, 2-42-мм ор.). Поврежден во время войны и оставлен в полузатопленном состоянии. После войны частично разобран в Валенсии и сдан на слом в 1939/40 гг. [4].
Гидрографические суда
"Artabro” (1935 г, 770 т, 9 уз.). Затоплено в Малаге 7 февраля 1937 года. Позднее поднято, отремонтировано и переименовано в "Juan de la Cosa” [4,5].
"Tofino” (1933 г, 1300 т, 12 уз). Потоплено авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднято 23 октября 1940 года, отремонтировано и введено в строй [4,5].
Буксирный пароход "Ciclope” (800 т, 12 уз, 1-76-мм ор.). Потоплен авиацией в Картахене в апреле 1939 года. Поднят в сентябре 1939 года и отремонтирован. Переименован в "Galicia” [4].
Вспомогательный минный заградитель "Capitan de Corbeta Verdia”. Заложен 1 июля 1919 года как английский тральщик "Verwood", но вошел в строй как гидрографическое судно "Croziers" и позднее сделался Южно-африканским "Protea"; с 1933 стал кораблем-паромом "Queen of the Bay"; во время гражданской войны приобретен испанским правительством для переоборудования в минный заградитель. В апреле 1939 года, когда работы еще не были закончены, потоплен в Картахене франкистской авиацией. В 1939/40 гг. был поднят и превращен в учебное судно для инженеров "Virgen de la Caridad” [4].
Гидроавиатранспорт "Dedalo". Исключен из состава флота в 1935 году и находился в Сагунто перед сдачей на слом. Затонул на мелководье, возможно, в результате атаки франкистской авиации. Поднят в 1940 году и переведен в Валенсию, где сдан на слом [1,3,4].
Прибрежное судно для перевозки воды "Aljibe-3”. Потоплено франкистской авиацией в Картахене 17 апреля 1938 года. Поднято 11 июня 1938 года. Отремонтировано [4].
Вспомогательные канонерские лодки.
"Alcaudon" (бывш. рыб. траулер "Berthe Elene", 1917 г, 337 т). Потоплен франкистской авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднят в 1939 году и возвращен прежнему владельцу под названием "Alcaudon" [4].
"Aturuxo" (бывш. рыб. траулер, 1931 г, 156 т). Погиб в Барселоне в марте 1939 года, скорее всего, в результате налета франкистской авиации. Поднят 16 августа 1939 года и возвращен прежнему владельцу [4].
"Besos" (бывш. буксир, 1906 г, 202 т). Потоплен франкистской авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднят 8 апреля 1939 года, возвращен прежним владельцам [4].
"Francisco" (бывш. рыб. траулер "Willonys", 1915 г, 328 т). Потоплен франкистской авиацией в Таррагоне в январе 1939 года. Поднят в 1939 году и возвращен прежнему владельцу под названием "Francisco" [4].
"Isabel Matutes" (бывш. рыб. траулер, 1918 г, 149 т). Потоплен франкистской авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднят 25 марта 1939 года, возвращен прежним владельцам [4].
"Juan Lucena" (бывш. рыб. траулер, 1931 г, 135 т). Затоплен в Барселоне в январе 1939 года. Поднят в 1939 году и возвращен прежнему владельцу под названием "Pravia" [4].
"Maria" (бывш. рыб. траулер "Saxon", 1907 г, 339 т.). Потоплен франкистской авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднят 20 июня 1939 года и возвращен прежнему владельцу под названием "Maria" [4].
"Marinero Cante" (бывш. судно для охраны рыболовства, 1918 г, 150 т, 11 уз, 1-47-мм ор). Потоплен франкистским крейсером "Canarias" у Росаса 30 октября 1936 года [4].
“Montoriol" (бывш. буксир, 1905 г, 147 т). Потерян в январе 1939 года [4].
"Rafael" (бывш. рыб. траулер "Rafael Arcangel", 1920 г, 280 т). Потоплен франкистской авиацией в Барселоне в январе 1939 года. Поднят 23 июня 1939 года и возвращен прежнему владельцу под названием "Rafael Arcangel" [4].
"Rio Turia" (бывш. буксир, 1917 г, 143 т). Потоплен франкистской авиацией в Картахене в марте 1939 года. Поднят в ноябре 1939 года, возвращен прежним владельцам [4].
"Rio Urimea" (бывш. буксир, 1929 г, 275 т). Затонул в Росасе в январе 1939 года. Поднят 9 апреля 1940 года, возвращен прежним владельцам [4].
"Teresa" (бывш. рыб. траулер, 1919 г, 108 т). Затонул в Барселоне в январе 1939 года. Поднят 3 октября 1939 года, возвращен прежним владельцам [4].
"Teresa Planell" (бывш. рыб. траулер, 1934 г, 91 т). Потоплен франкистской авиацией в Валенсии 13 августа 1938 года. Поднят 26 августа 1939 года и возвращен прежним владельцам [4].
"Tiburon” (бывш. рыб. траулер). Захвачен франкистами 16 августа 1936 года и использовался ими под этим же именем. После войны возвращен прежним владельцам [4]."Urllobo" (бывш. рыб. траулер, 1935 г, 150 или 89 т). Затоплен в Валенсии в марте 1939 года. Поднят 1 июля 1939, возвращен прежним владельцам [4].
Транспорты:
"Julio Casciaro" (бывш. торг. парусник, 294 т) Затоплен в Картахене в апреле 1939 года [4].
"Poeta Arolas" (1919 г, 3254 т) Потоплен франкистской авиацией в Картахене 12 июля 1938 года. Поднят 6 июня 1939 года и возвращен прежним владельцам под этим же названием [4].
Басконский флот (союзный республиканцам):
Вооруженные транспорты
“Galdemas” (3717 т). 6 марта 1937 года у Бильбао захвачен крейсером “Canarias” и эсминцем “Velasco” [3,5].
“Guernica” (3717 т). В 1938 году потоплен вспомогательными кораблями франкистов [3].
Вспомогательные канонерские лодки
"Araba" (бывш. мор. рыб. траулер "Hispania", 1927 г, 1197 т). Потоплен авиацией в Бильбао в июне 1937 года. Поднят франкистами, введен в состав их флота под названием “Alava” и находился в строю до конца войны. После войны под названием "Hispania" возвращен прежним владельцам [3,4].
“Guipozcoa” (или “Tramontana” (?), 1252 т). 6 марта 1937 года в районе Бильбао потоплен (по другим сведениям, например WI № 2/79 р.126, - серьезно поврежден) крейсером “Canarias” и эсминцем “Velasco” [5]
"Nabara" (бывш. мор. рыб. траулер "Vendeval", 1927 г, 1204 т). Потоплен крейсером "Canarias" и эсминцем “Velasco” в Бискайском заливе в районе Бильбао 6 марта 1937 г. [3,4,5].
"Virgen del Carmen” (бывш. англ. траулер “George Darby”, затем продан Испании под назв. “Guinera”, 1918 г, 550 т). Захвачен франкистами 3 декабря 1937 года и использовался под именем “Donostia” до конца войны. После войны под именем “Guinera” возвращен прежним владельцам [3,4].
Вспомогательный тральщик "Goizeko Izarra" (бывш. рыб. траулер, 1933 г, 136 т). Подорвался на мине и затонул у Бильбао 17 января 1937 года [4].
Флот националистов (франкистов):
Линкор "Espana”. 30 апреля 1937 года недалеко от Сантандера подорвался на мине и лишился хода. Корабль стало сносить к берегу, занятому республиканцами. Опасаясь возможности сдачи линкора, через 30-45 минут после взрыва командир приказал его затопить. Офицерский состав был спасен эсминцем “Velasco”, еще около 600 человек (из 854 членов экипажа) - рыбаками и франкистским сторожевым судном “Ciudad de Palma” [1,2,3,4,5,7].
Крейсер "Baleares”. 6 марта 1938 года у мыса Палос затонул в результате попадания торпед с республиканских эсминцев ("Sanchez-Barcaiztegui", "Lepanto" и "Almirante Antequera"). Попадание одной из торпед вызвало детонацию носовых погребов. Из 765 человек команды английские корабли после боя спасли 12 офицеров и 360 матросов [3,4,5].
Канонерские лодки:
"Eduardo Dato”. 11 августа 1936 года в Альхесирасе потоплена огнем республиканского линкора "Jaime I". Поднята 21 августа 1936 года и отремонтирована в Кадисе в 1936/37 гг. [4,5].
"Larache” (бывш. франц. “Poily”). Потоплена, но позднее поднята и отремонтирована [4].
Миноносец № 2. Сел на мель у входа в Сантандер 13 сентября 1937 года. Полностью разрушен. Исключен в 1939 г [2,4].
Торпедные катера:
“Falange” (LT-11 - бывш. герм. S-2, проданный в 1936 году). 18 июня 1937 года сгорел в Малаге по неизвестной причине, в 40-х годах сдан на слом. [3,4,5]
"Javier Quirogо” (бывш. итальянский MAS-436, приобретен 10 марта 1937 года). Затонул 7 мая 1937 года у Гибралтара после столкновения с катером “Candido Perez”. [3,4,5]
“Oviedo” (LT-12 - бывш. герм. S-3, проданный в 1936 году). Сильно пострадал от пожара в Малаге, но отремонтирован и снова вошел в строй. [1,4]
Вспомогательное учебное судно "Cala Millo” (бывш. торг. парусное судно, 229 т). Потоплено республиканской авиацией в Виньяросе 1 сентября 1938 года [4].
Вспомогательные тральщики
"Calderon de la Barca” (бывш. рыб. траулер, 1931 г, 77 т). Погиб на мине во время тральных операций у побережья Каталонии 18 декабря 1938 года [4].
"Cervantes-6” (бывш. рыб. траулер, 1930 г, 77 т). Погиб на мине во время тральных операций у побережья Каталонии 18 декабря 1938 года [4].
"Nueve Pepe Leston” (бывш. рыб. траулер, 1920 г, 20 т). Погиб на мине во время тральный операций в бухте Кастельота 24 января 1939 года [4].
"Pollux” (бывш. гидрографическое судно, 1922 г, 50 т). Сел на мель около Веньяроса в апреле 1939 года и был полностью разрушен [4].
Иностранные флоты:
Французский охотник за подводными лодками "Chasseur-91” (1918 г, 54 т). 24 октября 1937 г. на Минорке потоплен испанской авиацией [4,5].
Кроме того, среди иностранных кораблей было большое число поврежденных. Например, английский эсминец “Hunter” 13 мая 1937 года в четырех милях от Альмерии подорвался на мине (потери: 8 убитых, 14 раненых), германский линкор “Deutschland” 31 мая 1937 года по ошибке был атакован республиканской авиацией, принявшей его за крейсер “Canarias” (потери: 23 убитых и 83 раненых, из которых 8 позднее умерло от ран) [5,6,7].
Литература:Aguilera A. Buques de la Armada Espanola. - Madrid, (1969). - 242 p.
Conwey's All the World Fighing Ships 1906-1921. - London: Conwey Maritime Press, 1985. - 426 p.
Conwey's All the World Fighing Ships 1922-1945. - London: Conwey Maritime Press, 1989. - 420 p.
Spanish Naval Losses During the Civil War, 1936/39. //Warship international. - 1970. - № 2. - р.191-193.
Wieslaw-Dyskant J. Nad cala Hiszpania niebo jest bezchmurne. Zarys dzialan morskich w czasie wojny domowey 1936-1939 r. - Warszawa: Ministerstwa Obrony Narodowej, 1979. - 204 s.
Кузнецов Н.Г. На далеком меридиане. Воспоминания участника национально-революционной войны в Испании. - М.: Наука, 1988. - 248 с.
Морской сборник за 1936-40 гг.