Боевые корабли мира

Новые крейсеры и грядущие сражения.
Русские крейсера 1870-х – 1880-х годов. История создания.

Никогда еще обыватели Нагасаки не видали одновременно такого множества русских кораблей, как 20 апреля 1890 года. Буквально облепленные японскими “фуне”, с которых на палубы подавали корзины со всякой снедью, на рейде стояли новейшие русские броненосные крейсеры “Память Азова”, “Адмирал Нахимов” и “Владимир Мономах”, клипер “Джигит”, канонерские лодки “Бобр”, “Манджур” и “Кореец”, пароходы Добровольного флота “Петербург”, “Владивосток” и “Байкал”. Конечно, все эти корабли собрались на рейде Нагасаки не случайно: они пришли сюда в связи с визитом в Японию наследника русского престола, будущего царя Николая II...

А спустя полтора десятилетия пять из этих кораблей погибли в сражениях русско-японской войны. 9 февраля 1904 года вместе с крейсером “Варяг” гибнет взорванный своей командой “Кореец”, 26 декабря от попадания японского снаряда идет ко дну на рейде Порт-Артура “Бобр”. 2 января 1905 года при сдаче Порт-Артура затоплен “Джигит”, 28 мая почти одновременно гибнут в Цусимском бою “Владимир Мономах” и “Адмирал Нахимов”. “Джигит”, “Владимир Мономах”, “Адмирал Нахимов”... Названия, знаменитые в истории русского крейсеростроения.

В этой статье уже рассказывалось о том, что в 1869 году русское морское ведомство решило создать для службы на Тихом океане четыре крейсерских отряда, каждый из которых должен был состоять из одного корвета и двух клиперов. Впоследствии вместо корветов удалось спроектировать и построить более сильные бронепалубные фрегаты “Генерал-адмирал” и “Герцог Эдинбургский”, “Князь Пожарский” и “Минин”. Одновременно с разработкой этих фрегатов велось и проектирование винтовых неброненосных клиперов для океанского крейсерства. Прототипом послужил корпус “Жемчуга”, удлиненный на 4,27 м, с соответственно увеличенной шириной и углублением. Новый корабль решили делать железным с деревянной обшивкой подводной части.

Первым в серии был клипер “Крейсер”. Он строился в Петербурге в Новом Адмиралтействе из русского железа, его спустили на воду в 1875 году. В следующем, 1876 году на Галерном острове со стапелей сошел “Джигит”. Затем, в 1878 году на Невском заводе построили “Разбойника”, а в 1879-м на Балтийском — “Стрелка”. Машины для первых двух клиперов поставили Ижорские заводы, для “Разбойника” — петербургский завод Берда, для “Стрелка” — Балтийский.

Остальные четыре клипера по предложению адмирала А. Попова создавались композитными, то есть с железным набором, но с деревянной обшивкой. Первым стал “Наездник”, спущенный в 1878 году в Новом Адмиралтействе в Петербурге. Вторым — “Пластун”, сошедший на воду на Балтийском заводе в 1879 году. Наконец, в 1880 на Невском заводе построили клипер “Вестник”, а на Балтийском — “Опричник”.

Из этих клиперов два — уже упоминавшиеся “Джигит” и “Разбойник” — служили на Тихом океане, когда разразилась русско-японская война. Второй также был затоплен в Порт-Артуре 2 января 1905 года — перед сдачей крепости японцам. А незадолго до того на внутреннем рейде Порт-Артуре от попаданий японских снарядов погиб крейсер “Забияка” — корабль весьма интересной судьбы.

...Победы русского оружия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов крайне обеспокоили европейские державы, в особенности Англию, которая предприняла враждебные России шаги на внешнеполитической арене. Тут и возникла мысль — снова, как в 1863 году, послать русские крейсеры в Атлантический океан, чтобы создать угрозу английской торговле. Но на этот раз выполнить такую операцию оказалось гораздо труднее: Кронштадт был скован льдом. И все же удалось разработать смелый план: 30 марта 1878 года 66 офицеров и 606 матросов, разбитые на три отряда под общим командованием капитан-лейтенанта Семечкина, прошли по льду Финского залива до Ораниенбаума, оттуда по железной дороге доехали до Балтийского порта, погрузились на частный, заранее зафрахтованный немецкий пароход и через 16 дней были уже в Америке.

Внезапное появление такой массы русских военных моряков вызвало поначалу большой переполох, но волнение улеглось, как только стало ясно, что это экипажи для вспомогательных крейсеров, в которые решено было переделать готовые торговые суда, купленные русским правительством в США. Так, в списках флота появились вспомогательные крейсеры “Европа”, “Азия” и “Африка”, переделанные из пароходов американской постройки “Стейт оф Калифорния”, “Колумбус” и “Саратога”. Хотя корабли эти и построили в Америке, своему превращению в военные крейсеры они были обязаны труду русских моряков: Американская техника так удачно соединилась здесь с русским военно-морским опытом, что получились корабли, способные составить серьезную угрозу английской торговле.

Кроме этих крейсеров, решили заказать в Америке еще один совершенно новый — с малым углублением и большой скоростью хода. Такие характеристики диктовались предназначением корабля: в случае войны он должен был расстроить английские рыбные промыслы между Ньюфаундлендом и Канадой и задерживать суда с американским хлопком, идущие в Англию, Об ущербе, который мог бы нанести крейсер, можно судить по такой цифре: во время рыболовного сезона на банках Ньюфаундленда собиралось иногда до 24 тыс. (!) больших и малых английских рыболовных судов.

Фирме Крампа, взявшейся построить такой корабль, поставили очень жесткие условия: за избыточное углубление, недостаточную скорость и за каждый просроченный день полагался штраф. Крамп гнал изо всех-сил и все-таки нарушил контракт так, что штраф достиг почти половины стоимости корабля. В результате русский флот едва ли не за половинную цену получил крейсер “Забияка”.

Как клиперы, так и вспомогательные крейсеры предназначались для крейсерства в отдаленных морях, преимущественно на путях парусных купеческих судов. Для действий против вооруженных в военное время пароходов и вообще против всякого вражеского неброненосного корабля русские кораблестроители разрабатывали тип океанского парового рангоутного броненосного крейсера, начало которому положили “Генерал-адмирал” и “Герцог Эдинбургский”.

За первыми четырьмя русскими броненосными фрегатами последовали два примерно однотипных, более мощных крейсера “Владимир Мономах” и “Дмитрий Донской”. Следующим кораблем этого класса стел “Адмирал Нахимов”, по праву считавшийся тогда одним из сильнейших крейсеров мира. Он вступил в строй в 1887 году, а в следующем году на Балтийском заводе сошел на воду броненосный крейсер “Память Азова”.

При изучении русских броненосных крейсеров, крейсеров-одиночек, предназначенных для истребления вражеской торговли, нетрудно убедиться, что им были присущи некоторые характерные черты. Во-первых, поскольку тихоокеанская крейсерская эскадра комплектовалась на Балтике и поскольку балтийскому флоту предписывалось выполнять роль резерва для Дальнего Востока, русским крейсерам по необходимости требовалось совершать весьма дальние переходы. Для получения нужной дальности плавания и автономности все они были снабжены полным рангоутом. Во-вторых, во время крейсерских операций на торговых, путях им требовалось нагонять быстроходные торговые корабли; отсюда сравнительно высокая быстроходность. В-третьих, их артиллерия значительно превосходила артиллерию любого вооруженного парохода и была достаточна для боя .с любым неброненосным кораблем противника.

Сосредоточив главное внимание на броненосных крейсерах, которые все строились на отечественных верфях, русское военное ведомство не имело достаточно средств, чтобы заняться разработкой более легких бронепалубных крейсеров. В сущности, весь отечественный опыт в этом направлении сводился к постройке двух бронепалубных корветов “Витязь” и “Рында”, у которых броневая 38-мм палуба прикрывала только машинные отделения. Первый более или менее крупный бронепалубный крейсер морское ведомство заказало во Франции: это был “Адмирал Корнилов”.

Русские крейсера

На первую страницу


 
[an error occurred while processing the directive]